Конспект занятия по коррекции дизорфографии
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Павшукова Евгения Викторовна

Обобщение знаний детей о глаголах.

-дать понятие о глаголе как части речи; 

-формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;

-выяснить роль глаголов в речи; 

-развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avpvp.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Обобщение знаний детей о глаголах.
Задачи: 

-дать понятие о глаголе как части речи; 

-формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;

-выяснить роль глаголов в речи; 

-развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы;

-развивать навыки формулирования вопросов;

-развитие внимания, памяти, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение; -развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи; 

-стимулировать интеллектуальное развитие. воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

 

Оборудование:

-раздаточные карточки в конвертах;

-тетради, ручки;

-презентация к логопедическому занятию.


 

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Мы рады всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Говорят, улыбка – это поцелуй души. Мы улыбаемся вам, а вы улыбнитесь нам и друг другу!

Мы хотим пожелать вам, чтобы сегодняшнее занятие обогатило вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы и от общения друг с другом!

( на доске ФОРМУЛА УДАЧИ: Улыбка – хорошее настроение – вера в себя – результат)

1. Введение в тему занятия. Игра «Разгадайка»

Сегодня у нас с вами необычное занятие. У нас занятие – путешествие в страну Русского языка. Для того, чтобы узнать тему занятия и город, в который мы отправимся, предлагаю вам сыграть в «Разгадайку».

Посмотрите, пожалуйста на доску. Нам нужно убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, и разгадать тему занятия:

П Х Г Л С Ш А Г К О Л (глагол)

А для того, чтобы помочь вам в выполнении этого задания, сейчас на доске появится загадка:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает – расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

А зовут ее…


 

Итак, какова же будет тема нашего занятия? (глагол) Правильно! С какой же целью мы с вами сегодня будем говорить о глаголе?

Эпиграф нашего урока – слова Л.Н.Толстого:

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». (на доске)

Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% - глаголы.

Мы с вами сегодня отправимся в город Глагольск. Для того, чтобы вернуться в наш родной Санкт-Петербург, нам нужно будет выполнить несколько заданий.

2. «Визитная карточка»

И первым заданием будет рассмотреть визитную карточку Глагольска . Нам нужно ответить на несколько вопросов об этом удивительном городе. На некоторые вопросы вам уже предложены варианты ответов, на некоторые из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ.
 

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ;

б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;

б) кто? что?;

в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет;

б) действие предмета;

в) признак предмета

4. У глагола есть три времени:

.......................,

.................

и ........................ .

5. В предложении чаще всего глагол бывает ...........

Ребята, все мы знаем, что один в поле – не воин. И для того, чтобы вам было проще и интересней путешествовать по Глагольску, я предлагаю вам разделиться на 2 команды.

3. И следующей нашей остановкой будет исторический центр Глагольска – то место, где был заложен первый кирпичик этого удивительного города. Для этого нам с вами нужно вспомнить, что же такое начальная форма глагола? На какие вопросы она отвечает? (что делать? что сделать?)

Давайте заглянем в конверты, которые лежат у вас на столах. В них лежат карточки с заданием. Посмотрите на таблички. В таблице спрятаны глаголы в начальной форме (по горизонтали и вертикали). Пожалуйста, первая группа, найдите и выпишите глаголы в начальной форме, которые спрятались по горизонтали, а вторая группа – те, которые спрятались по вертикали:

К

М

Л

О

В

И

Т

Ь

Л

Р

М

Й

П

Е

Р

Е

Х

О

Д

И

Т

Ь

К

О

Т

С

Р

А

Г

А

П

А

Н

О

М

Е

И

Т

З

П

Р

И

С

О

Н

П

Т

Д

Е

Й

Р

И

С

М

С

Й

К

Ь

Е

Т

О

Л

Т

Н

Д

Т

И

Е

С

Т

Ь

Т

Н

Ь

П

Т

О

П

Е

Т

Ь

Р

И

О

Д

Ю

О

Я

Н

Й

Н

О

Т

Д

Ш

М

В

Я

Т

Щ

К

А

Н

А

О

П

Л

Ы

Т

Ь

Ключ:

По горизонтали: ловить, переходить (ходить),есть, петь, плыть.

По вертикали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.

4. Следующая остановка называется «Деревня». Здесь живут самые старые жители Глагольска. Жители этой части города разговаривают на устаревшем языке. И чтобы понять речь этих жителей, давайте снова заглянем в конверты. Нам нужно подобрать из двух столбиков похожие по смыслу глаголы (синонимы). Скажите, а как называются слова, которые перестали употребляться в нашей речи, потому что им на смену пришли новые названия? (архаизмы)

1

изумить

А

ухаживать

2

холить, лелеять

Б

замусорить

3

дозволить

В

удивить

4

ликовать

Г

радоваться

5

захламить

Д

грызть

6

глодать

Е

разрешить

1

2

3

4

5

6

в

а

е

г

б

з

5. Вы молодцы! Жители города советуют нам посетить «Музей», в котором хранятся фразеологизмы. Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологический оборот? (устойчивое сочетание слов).

Давайте попробуем заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу. Например, была такова – убежала.

Клевать носом-

Зарубить на носу –

Унести ноги –

Надуть губы –

Выходить из себя-

Ломать голову-

6. Теперь я предлагаю вам заглянуть на «Поэтическую улицу». И на ней мы с вами видим стихотворение Р.Рождественского

Это в памяти остается,

Повторяется как молва:

Армия бьется,

Сердце бьется –

Одинаковые слова.

Одинаковые глаголы-

Не случайные наверняка.

Одинаковые законы

И у сердца, и у полка.

Говорится, словно поется

С интонацией вихревой:

Бьется армия,

Сердце бьется,

Бьется знамя над головой.

Пожалуйста, найдите и подчеркните в тексте глаголы.

Почему поэт называет глаголы «бьется» одинаковыми? Одинаковы ли они по смыслу? Как мы называем такие слова? (омонимы) Как вы понимаете слова поэта «Одинаковые законы и у сердца, и у полка»?

7. «Школа»

Ребята, школьники Глагольска просят нам помочь, иначе ни не выпустят нас из города. На уроке литературы они сейчас проходят тему «Пословицы» и им задали задание - дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет)

Лентяй ест – греется, а работает - … (мерзнет)

Сумел завязать, сумей и … (развязать)

Чем зря кричать, лучше … (помолчать)

Легко друга потерять, но трудно… (найти)

По одежке встречают, а по уму …(провожают)

Итог урока

Ребята, наше путешествие подошло к концу и настало время возвращаться и подвести итоги. Я предлагаю каждому из вас глаголом закончить фразу «Сегодня на уроке я…»

Поэт в плену возвышенных идей,

Не интригуй же прозу средней школы!

Чтобы глаголом жечь сердца людей,

Необходимо знать глаголы!

(на доске)

Спасибо вам за урок! Вы молодцы! Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на успех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состав слова. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушением интеллекта...

Дифференциация приставок и предлогов. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушениями интеллекта...

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения

Цель занятия: Автоматизация звука Рь в предложениях и тексте....

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения с применением здоровьесберегающих технологий

Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Цель: Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:•       предупреждение речевых, грамматическ...

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, звуки т-д

     В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются...

Конспект занятия по коррекции дисграфии и дислексии у учащихся 2-3 классов, проведенного учителем - логопедом Александровой М.И.

Коррекция дисграфии и дислексии в работе школьного учителя – логопеда Тема:Народные посиделки Цель:Совершенствование анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры в письменной ре...