Подходы работы при нарушениях коммуникации у обучающихся с ТНР.
статья по логопедии по теме

Еремеева Анна Алексеевна

Статья предназначена для учителей-логопедов, в которой отображены разнообразные подходы к развитию речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Подходы работы при нарушениях коммуникации у обучающихся с ТНР»

                                   

Санкт-Петербург

2017 год

Подходы работы при нарушениях коммуникации у обучающихся с ТНР.

Речь - важнейшее средство вербального общения, позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценности процесса речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.

Для большинства детей с ТНР характерны затруднения в общении со взрослыми и сверстниками: их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними , дразнят и т.д. Чтобы избежать этих затруднений в нашей школе проводится последовательная  коррекционная работа по устранению речевых нарушений. В нашей школе эта работа реализуется путем тесного взаимодействия учителя, воспитателя и учителя-логопеда. Преемственность в их работе обязательна. Я хотела бы освятить эту тему с позиции своего личного опыта работы не только как учителя, но и учителя-логопеда. Если учитель класса данного контингента помимо преподавания предметов еще занимается и коррекционной логопедической работой, то это создаёт дополнительные плюсы в коррекции речи учащихся, т.к. учитель замечает все проявления речевого недоразвития в максимально возможных ситуациях учебной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной речи учащихся с речевой патологией в школе тесно связана с общим развитием речи, опирается на ознакомление с окружающим миром, на овладение грамотой (в начальной школе), а также уроки русского языка и развития речи, литературного чтения. Ежедневно в начале дня учитель проводит с детьми артикуляционную и пальчиковую гимнастику, дети проговаривают скороговорку. Учитель в течении дня контролирует речь учащихся.

Ориентируясь на содержание программы по русскому языку в школе, т. е. на тот уровень развития речи, которого по речевым умениям и навыкам достигают школьники в норме, и учитывая, что дети из нашей школы переходят большим потоком в массовую, можно в общем виде сформулировать задачи коррекционно-педагогического воздействия.

*формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.

*уточнение и коррекция фонематического восприятия

*уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза

*формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса

*уточнение и коррекция грамматических категорий

*коррекция специфических ошибок письменной речи

*формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков

А так как в нашей школе контингент учащихся это дети с ОНР, то необходимо использовать поэтапный план работы формирования речи. Обязательным является посещение учащихся  логопедических занятий не реже двух раз в неделю. Учитель-логопед оказывает необходимую и возможную логопедическую помощь ребенку в решении логопедических проблем, учитывая его индивидуальные особенности. В начале и конце года осуществляется обследование речи учащихся. После обследования речи в начале года логопед формирует подгруппы, выявляются учащиеся для индивидуальных занятий. В конце года при обследовании речи логопед отслеживает  динамику и успешность проведенной логопедической работы за год.

 В нашей школе широко представлено такое направление работы, как внеклассные речевые мероприятия. Регулярно проводятся литературные гостиные и др. речевые праздники, где дети активно принимают участие в инсценировках, драматизациях, чтении стихов. Это способствует развитию коммуникативной функции учащихся. А также создаёт необходимую речевую среду для стимуляции речевой деятельности у детей с ТНР.

Детям с недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении движений. Работа по устранению плохой координации движения проходит на уроках физкультуры, музыки. Дети выступают с танцами на различных внутришкольных праздниках. Это тоже является одним из подходов  работы при нарушениях коммуникации у обучающихся с ТНР.

После уроков воспитатель проводит различные занятия, направленные на развитие вербальной коммуникации. Это и чтение книг, беседы  и рисование иллюстраций по прочитанным произведениям, инсценировки. Воспитатель в свое рабочее время контролирует речь детей.

Еще одним аспектом создания необходимой речевой среды для успешного развития коммуникативной стороны речи является экскурсионная деятельность. Наши классы ежемесячно выезжают на экскурсии. Предварительно учитель проводит беседу и словарную работу по теме экскурсии. После экскурсии дети пишут доклады, из которых педагог выясняет понятна ли экскурсия была. Также учащиеся с педагогом и школьным библиотекарем ходят в районную библиотеку, где проводятся беседы по прочитанным книгам, различные работы на развитие мелкой моторики рук. Детям очень интересны занятия, они с удовольствием посещают их.

Т.О. можно сделать вывод, что  при разнообразных подходах  к  развитию речи  детей  создаются  успешные условия для формирования коммуникации учащихся с ТНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Рабочая программа индивидуальных занятий по формированию навыков устной коммуникации «Коррекция нарушения звукопроизношения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)»

Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации  в учебной деятельности; устранить недостатки устн...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

       Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР  и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)

Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...