Конспект фронтального занятия по обучению пересказу.
план-конспект по логопедии на тему
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_pereskaz_rasskaza_ushinskogo.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по обучению пересказу.
Учитель-логопед Уланова Л.С.
Тема занятия:
«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».
Программное содержание.
- Обучать детей последовательно и связно пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
- Формировать у детей целенаправленное восприятие текста.
- Развивать умение планировать пересказ текста с опорой на картинки-схемы и умение логически выстраивать свое высказывание.
- Активизировать словарь детей по теме «Времена года», закреплять умение подбирать признаки к предмету, синонимы, родственные слова. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- Упражнять детей в работе над деформированной фразой.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.
- Закреплять умение согласовывать движения с произнесением текста (в логоритмическом упражнении).
Оборудование.
- картинки с изображением времен года,
- слова-карточки «ЛЕТО», «ЗИМА»,
- графические карточки-схемы для пересказа,
- эмблемы команд по количеству детей (солнышки и снежинки),
- кроссворд,
- 2 копилки и фишки,
- мольберт.
Ход занятия.
- Организационный момент. Чтение слов на карточках.
Логопед сообщает детям, что сегодня занятие будет проходить в форме игры КВН, дети делятся на 2 команды. Названия команд они узнают, прочитав карточки со словами (читает один ребенок из команды).
Слова- карточки – ЛЕТО, ЗИМА.
Таким образом, получаются 2 команды – ЛЕТО и ЗИМА, детям раздаются эмблемы команд (на каждого игрока).
- Игра «Подбери признак».
Команда «Лето» подбирает признаки к слову «ЛЕТО» (какое? – жаркое, теплое, солнечное и т.д.).
Команда «Зима» подбирает признаки к слову «ЗИМА» (морозная, холодная, лютая и т.д.)
За каждый правильный ответ игроки получают по одной фишке, которые собираются в копилку команды.
- Подготовка к восприятию текста.
Игра «Угадай загадку».
Педагог по очереди командам загадывает 4 загадки:
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, закрома,
Сказала: «За мною нагрянет Зима!»
Скоро, скоро к вам примчу,
На метелях прилечу,
Запляшу и закружу,
Землю снегом наряжу.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
В домик свой скворец вернулся
И в лесу медведь проснулся.
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на воде.
Дети отгадывают загадки и соответственно отгадкам выставляют на мольберт сюжетные картинки (4 времени года).
- Чтение рассказа.
- Первая часть. Активизация словаря по теме. Закрепление навыка подбора синонимов. Закрепление навыка составления предложения из данных слов. Работа над интонационной выразительностью.
Педагог: Сегодня мы с вами будем пересказывать рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания» и узнаем, какое любимое время года было у мальчика Мити из этого рассказа. Слушайте внимательно.
«Митя накатался на саночках с ледяной горы и т. д» (чтение 1 части рассказа).
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
- Как звали мальчика? (Митя)
- Что делал Митя зимой? (катался на саночках и коньках)
- Каким он был зимой? (Веселым и румяным)
- Какое желание сказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
- Куда записал Митя желание? (в записную книжечку)
Педагог. А сейчас мы с вами составим предложение из слов (для каждой команды предлагается составить 1 предложение):
- Митя, на, санках, ледяной, с, горы, катался.
- Митя, на, коньках, катался, по, реке, замерзшей,
Дети составляют предложение из слов и считают количество слов в предложении.
За правильно выполненное задание дети получают по 2 фишки, если задание выполнено с помощью педагога - 1 фишку.
2) Вторая часть. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Педагог читает 2 часть рассказа:
«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками и т.д.»
Педагог: Сейчас мы с вами попробуем отгадать кроссворд (на мольберт вывешивается кроссворд).
- Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? (№ 5 – БАБОЧКИ)
- Какие были бабочки?(№ 3 – ПЕСТРЫЕ)
- Что мальчик рвал на лугу? (№ 1 – ЦВЕТЫ)
- Как мальчик говорил о весне? ( № 2 – ПРЕЛЕСТЬ)
- Куда Митя записал свое желание? (№ 4 – КНИЖКА)
Педагог: Молодцы, все правильно отгадали. Прочитайте, какое слово получилось по вертикали (ВЕСНА).
За каждый правильный ответ команда получает по фишке.
- Третья часть. Образование родственных слов к слову «РЫБА».
Педагог читает 3 часть рассказа:
«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос и т.д.»
Педагог.
- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос)
- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене).
- Что сказал мальчик отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел, чтобы конца лету не было)
- Куда было записано желание мальчика?
Педагог. Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову «РЫБА» (за каждый правильный ответ команда получает фишку).
Рыбак, рыбачок, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбалка, рыбный, рыбачить.
- Четвертая часть. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными.
Педагог читает 4 часть рассказа:
«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и т.д.»
Педагог.
- Какое время года наступило?(Осень)
- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши)
- Какое настроение было у мальчика? (Митя был в восторге)
- Что мальчик говорил отцу? (Осень – лучше всех времен года)
- Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было написано, что тоже самое он говорил о весне, зиме и лете).
Игра «Что такое бывает?».
-Про что можно сказать «зимняя»? (погода, шуба, шапка, одежда, дорога)
- Про что можно сказать «весеннее»? (солнце, настроение, тепло, пение)
- Про что можно сказать «осенний»? (день, лес, вечер, урожай, дождь)
-Про что можно сказать «летние»? (деньки, босоножки, сандалии, панамы, игры)
- Динамическая пауза – Логоритмическое упражнение «Снеговик».
Раз – рука, Два – рука, Лепим мы снеговика. | Вытянуть одну руку, потом другую, лепить снеговика. |
Три-четыре, три-четыре, Нарисуем рот пошире. | Погладить руками шею, Нарисовать рот. |
Пять – найдем морковь для носа, Угольки найдем для глаз. | Кулачками растереть крылья носа. |
Шесть – наденем шляпу косо, Пусть смеется он у нас. | Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб. |
Семь и восемь, семь и восемь – Мы плясать его попросим. | Одновременно правая рука сжимается в кулак, а левая – ладошка и наоборот. |
- Повторное чтение рассказа с составлением графического плана.
На мольберт по ходу чтения рассказа педагогом выставляются графические карточки-схемы.
- Пересказ рассказа 4 детьми по цепочке, по частям с опорой на графический план.
Рассказывают рассказ по 2 ребенка из команды «Лето» и 2 ребенка из команды «Зима». За правильный и полный рассказ ребенок получает по 2 фишки, если рассказ составлен с помощью – по 1.
- Итог занятия.
- Какое любимое время годы было у Мити?
- Почему все времена года нравились Мите? (Все времена года важны. Все замечательны по-своему)
Подсчет фишек и определение команды-победительницы. В качестве приза дети получают в подарок эмблемы команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.
Данное логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза разработано для обучающихся 2-х классов. Целью занятия является закрепление дифференциации ...
Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий .
Слова-действия Конспект логопедического занятия по теме ...
Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) Тема занятия: «Слова, обозначающие действие предмета».
Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) с самоанализом занятия....
Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня) Тема занятия: «Суффиксы прилагательных».
Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня). Тема занятия: «Суффиксы прилагательных». Рабочая тет...
Конспект фронтального занятия Тема: Дифференциация [д-т] в слогах, словах и предложениях 2 класс
Данный конспект занятия может быть использован на уроке "Произношение" или на групповом занятии с учащимися 2 класса с диагнозом нарушение чтения и письма....
Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет
Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет Цель: закрепление навыка дифференциации твёрдых и глухих согласных.Ко...