Приключения звука "Р"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СОГБОУ
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сафоновский детский дом-школа»
Л.Т.Глуховская, учитель-логопед
Логопедическое занятие
«Приключения звука [Р]»
(звук и буква [р])
1 класс
Тема занятия: ЗВУК И БУКВА [Р]
(ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗВУКА [Р])
Задачи:
Познавательная: познакомить первоклассников со звуком [р], его артикуляцией; дать характеристику звуку.
Обучающая: закрепить навык слогового и звукового анализа.
Коррекционно-развивающая: развивать фонематическое восприятие и фонематические представления, закрепить правильное произношение звука, расширить словарь обучающихся.
Воспитательная: воспитывать интерес к занятиям, любознательность.
Оборудование: предметные картинки с изображением пса, вороны, кота; разрезная азбука для составления слов.
Ход занятия.
1. Орг. момент. – Пропуском на занятие сегодня послужит любой согласный звук. Сядет тот, чьё имя начинается со звука ….
2. Сообщение темы занятия. – Вы уже знаете много звуков и букв. Сегодня вас ждёт встреча с новым звуком, а подскажут вам его пёс Барбос, ворона Каркуша и кот Мурлыка. – Когда пёс сердится, он рычит. Как?
Когда ворона зовёт своих воронят, она каркает. Как? Если погладить кота, он от удовольствия замурлычет. Как?
- А теперь скажите, какой общий звук слышится в рычании пса, карканье вороны, мурлыканье кота? (Ответы детей.)
- Ну вот, вы сами назвали звук, с которым мы сегодня познакомимся.
3. Артикуляция звука [р] и его характеристика.
- Интересная история приключилась со звуком [р]. Хотите послушать? Ну, тогда слушайте.
- В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил-был звук [р]. Звук «р» считал, что он согласный звук? Давайте проверим это. (Рассматривание артикуляции звука: губы приоткрыты, зубы сближены, язык поднят вверх, кончик языка прижат к альвеолам и дрожит.)
- Как выходит воздух изо рта – свободно или несвободно? Что мешает воздуху выходить изо рта свободно? Значит, звук [р] какой? Почему?
- Вы знаете, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими. Чем звонкие согласные отличаются от глухих? Как это можно определить? Определяйте.
4. Основная часть занятия.
- Я уже сказала, что звук [р] жил высоко в горах и было ему очень скучно одному, без друзей. Он решил подружиться с вами, но для этого нужно помочь ему перебраться через горы. Давайте отправим на помощь гласные звуки. К звуку [р] прилетел звук [о]. Какой слог получился? Потом звук [у], [ы], [а]. Получилось волшебное заклинание: Ро-ру-ры-ра, расступись, гора!
Повторите это заклинание.
А) Звуко-слоговой анализ слов. - Расступилась, раздвинулась гора, а за ней высокие ворота. Чтобы они открылись, надо слово ворота разделить на слоги и определить, в каком по счёту слоге звук [р].
- Открылись ворота, а за ними много разных зверей. Хотел звук «р» спросить у них дорогу, да не знает, как их зовут. Может вы знаете?
- В названии одного из них 1-й звук «ть», последний – «р», а всего 4 звука. (Тигр). Назовите все звуки по порядку. Сколько гласных звуков в слове «тигр»? Назовите его. А сколько слогов в этом слове?
- Если соедините «разорванные» звуки, то узнаете название второго животного: «ж…ы…р…а…ф». На котором по счёту месте звук «р» в слове жираф? А сколько всего звуков в этом слове? А слогов? Назовите слог со звуком «р».
- А теперь попробуйте отгадать названия животных в словах с перепутанными слогами. Ра-зеб, ру-кен-гу, со-но-рог, дил-кро-ко, блюд-вер, ка-мар-тыш.
Вспомните и назовите животных, с которыми познакомился звук «р». Как вы думаете, почему именно с этими?
Динамическая пауза. – Интересно, а какой длины был крокодил, с которым познакомился звук «р»? Сможете показать? А какого роста был жираф? Как качал головой верблюд? Как прыгал кенгуру? Как кривлялись мартышки? Как бегала зебра?
Б) Развитие фонематического восприятия. - Пока вы отдыхали, звук «р» попрощался с животными и пошёл дальше. Идёт-идёт, видит красивый сад, а в саду много разных цветов и в названии каждого цветка есть звук «р». Попробуйте определить, какие цветы росли в том саду: Это розы? Пионы? Астры? Ромашки? Лилии? Васильки? Нарциссы? Георгины? Фиалки? А клевер мог там расти?
Подбор слов-антонимов. - Полюбовался звук «р» цветами и пошёл дальше. Видит, столб, а на нём надпись: «Направо пойдёшь, к Дракону попадёшь. Налево пойдёшь – в Рыжий город попадёшь». Звук «р» пошёл направо. Покажите направление. К кому он попал?
- Дракон был очень злой, сердитый, вредный и жадный. Он решил оставить себе звук «р» и ни за что не хотел его отпускать. Давайте скажем Дракону добрые и ласковые слова, может тогда он отпустит звук «р».
- Как можно Дракона назвать ласково? (Дракоша, дракончик, дракошечка.)
- Дракоша, ты не злой, а …… добрый; не плохой, а ……. хороший; не сердитый, а ……… ласковый; не жадный, а ……. щедрый.
- Каким стал Дракон? (Добрым, ласковым, хорошим, щедрым). Он не только отпустил своего пленника, но и показал ему дорогу в нашу школу, но сначала загадал ему загадку: Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
- Давайте слово радуга выложим из букв. Какой буквы не хватает?
Букву Р писать не сложно.
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок,
И получится флажок.
- На что похожа буква Р? А ещё на что? Дрожу от страха до сих пор! -
Воскликнуло полено. –
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
- Ну вот, теперь можно и слово радуга выложить. Посмотрите внимательно, какое слово прячется в слове радуга? Радуга и впрямь похожа на дугу.
- По волшебной дороге-радуге звук «р» и прибежал к нам. Он как раз успел к концу занятия.
5. Рефлексия.
– С каким новым звуком вы сегодня подружились?
– Какую новую букву узнали?
– Чем отличается звук от буквы?
– Назовите как можно больше слов со звуком «р».
- Спасибо, ребята! Вы сегодня очень порадовали меня своими ответами. Мне было приятно работать с вами. Жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приключение в гороховом царстве или овощной базар
Приключение в гороховом царстве или овощной базар...
Сценарий Приключения у новогодней ёлки
Новогоднее представление для учащихся начальных классов. В постановке могут участвовать как сами дети, так и родители, и учителя....
Новогодний праздник в 3 классе "Новогодние приключения"
К участию в новогоднем празднике мне хотелось привлечь как можно больше родителей.Поэтому я придумала сценарий, в котором родители исполняют роли разных сказочных персонажей.Отправляясь вместе с Дедом...
Урок и презентация "Приключения на острове Чунга-Чанга" (Правописание слов с слияниями ЧА и ЧУ)
В презентации представлен материал в игровой форме для знакомства с трудными сочетаниями ЧА и ЧУ; формирования четких представлений о том, что звук [ч,] всегда мягкий и не требует обозначения мягкости...
Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе: "Новогодние приключения".
Ребята вместе со сказочными героями - Петрушкой и лесными зверятами помогают Снеговику доставить письмо Деду Морозу. Много сказочных приключений ждёт их на пути. Герои встречаются с Вюгой и Снежинка...
Урок литературного чтения Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Открытый урок по литературному чтению (в 3 классепо системе Л. В. Занкова) Тема урока «Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»....
Приключения деревянной куклы. А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.К. Коллоди «Приключения Пиноккио».”.
Урок внеклассного чтения в 3 класс по произведениям К. Коллоди и А. Толстого. К уроку создана презентация. Её можно найти на http://www.proshkolu.ru/user/strekalova65/file/2568798/...