Урок литературного чтения Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению (в 3 классепо системе Л. В. Занкова) Тема урока «Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Literaturnoe_chtenie_Ya._Larri._Karik_i_Valya..doc | 570 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34 г. Томска
634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 135, тел.(382 2) 24-44-33
Открытый урок по литературному чтению
(в 3 классе по системе Л. В. Занкова)
Тема урока
«Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
школы № 34
Кузнецова О. А.
Тема. Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Цели: продолжить работу над произведением Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» и познакомить учащихся с понятием «научный подвиг», поддерживать интерес детей к окружающему миру, развивать в них способность делать его близким и родным для себя.
Оборудование: учебник «Литературное чтение . 3 класс. Часть 1» (автор Н. А. Чуракова), иллюстрация стрекозы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
-Сегодня мы заканчиваем работу над отрывком из произведения Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». И начнём наш урок с проверки домашнего задания.
Дома вам предлагалось выписать из текста образные сравнения, которые использует автор при описании комнаты. Давайте послушаем, что у вас получилось. (Ответы детей)
-Можно ли автора считать наблюдательным человеком? Людям, каких профессий необходимо умение наблюдать, исследовать, изучать?
-Правильно. Эти качества и умения необходимы людям любых профессий, но важнее всего они для учёных. Ян Ларри был не только писателем, но и учёным-энтомологом.
-А вы знаете кто такой энтомолог? Прочитаем с доски.
Энтомолог – учёный, изучающий мир насекомых.
-Мы все с вами тоже немножко учёные энтомологи, так как не раз рассматривали насекомых, наблюдали за их поведением. В тексте герои сказочной повести уже встретились с насекомым. Каким? Правильно, со стрекозой. И я вам сейчас предлагаю по иллюстрации описать это насекомое.
На доске иллюстрация стрекозы.
-Мы с вами по сравнению со стрекозой великаны. И многое не можем разглядеть.
-Как вы думаете, когда Карик и Валя стали маленькими, они увидят стрекозу такой же как мы или нет?
-Давайте обратимся к тексту и проверим свои предположения.
III.Чтение и анализ текста.
1.Лексическая работа осуществляется по ходу чтения.
слюда – многослойный природный минерал, (слюдяными)
хрусталь – особый вид стекла
грань – плоская часть поверхности геометрического тела
хлопок – волокна покрывающие семена хлопчатника(растение прядильной культуры)
2.Беседа по содержанию.
-Какой увидели стрекозу дети? (Выборочное чтение)
IV.Физминутка.
Пролетает мимо стрекоза.
У неё огромные глаза.
Вот тихонько села на цветок.
Попила душистый сладкий сок.
Вдруг расправил крылья «вертолёт»
И умчался в синий небосвод.
Нам работать вновь пришла пора
И за парты села детвора.
Беседа по содержанию (продолжение).
Часто неизвестность пугает людей. На уроках мы с вами много раз говорили о том, что первобытный человек боялся природных явлений, так как не мог их объяснить.
-А на какой вопрос Вали Карик не смог дать точного ответа? Зачитайте.
-А вы знаете, чем или кем питаются стрекозы?
-Послушайте сообщение о стрекозе, и вы найдёте ответ на этот и многие другие вопросы.
Сообщение о стрекозе. (2 ученика)
Стрекозы распространены по всему земному шару. У нас в России почти везде есть стрекозы. Их не увидишь лишь в засушливых областях. Это удивительные насекомые. Глаза у стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков, и каждый может давать изображение. И кроме того, ещё есть на лбу крошечные, будто линзы три глазка, направленные в разные стороны. Но не только этим удивительна стрекоза.
Никому, наверное, не придет в голову, что самый прожорливый хищник на свете – стрекоза.
А это именно так: стрекоза за два часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Если бы она была величиной со льва, могла бы съесть целую корову в один присест. Вот так аппетит! Нелегко прокормиться такой обжоре! Поэтому стрекоза проводит весь день на охоте, чтобы насытиться, уничтожая большое количество вредных насекомых.
К зиме стрекозы погибают, отложив яйца в воду или на водные растения. Они такие же хищники, как и взрослые стрекозы. Они питаются личинками водных насекомых, нападают на головастиков и мальков рыб. Серо-бурая или зеленоватая окраска делает их незаметными среди водных растений и это помогает им охотиться. Личинки зимуют в воде подо льдом, дышат жабрами. Они довольно быстро растут. Время от времени линяют, сбрасывают тесные покровы и покрываются новыми. Постепенно у них появляются зачатки крыльев, которые хорошо заметны у подросших личинок. Перед последней линькой личинка выбирается из воды на какое-нибудь растение. И вот на растении сидит взрослая стрекоза.
-Так чем или кем питаются стрекозы?
-Этот урок у нас заключительный по данному произведению и проанализировать его нам помогут вопросы учебника.(стр.107)
Вопрос. Кто из героев и в связи с чем сказал: «И умный человек никогда не подумает даже: прилично или неприлично выпить уменьшительную жидкость и отправиться в странный мир насекомых, чтобы открыть многое такое, что очень нужно и полезно человеку»? (Профессор, обсуждая с Кариком проблему, прилично ли стать меньше мухи.)
Вопрос. Как ты понимаешь смысл выражения «научный подвиг»? Что такое подвиг? (Когда ты чем-то жертвуешь ради других) История знает таких примеров немало. Часто люди во имя научного подвига, идут на самопожертвование. Послушайте примеры некоторых из них.
Сообщение о «научном подвиге»
Великий польский учёный-астроном Николай Коперник утверждал, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля движется вокруг Солнца. Свои открытия Коперник описал в книге. Церковники преследовали его и тех, кто распространял эту книгу. Но она всё же разошлась среди учёных. Учение Коперника продолжил великий итальянский учёный Джордано Бруно. Он прочёл книгу Коперника, и мысли великого учёного потрясли его. Бруно решил посвятить свою жизнь науки и защищать учение Коперника. Он значительно развил и дополнил его. Враги несколько раз пытались схватить учёного и избавиться от него. Но много раз на помощь Бруно приходили его друзья. Но всё же церковники подговорили предателя и обманом заманили Бруно на Родину. Там они его схватили и заточили в тюрьму. Восемь лет тянулись нескончаемые допросы и пытки. Палачи требовали от Бруно, чтобы он отрёкся от своего учения. Но Бруно не отступил от своих убеждений. И тогда враги сожгли его на костре. Прошли столетия. А люди до сих пор помнят Бруно и других борцов за науку.
И в наше время героев немало.
-А Карик и Валя совершили «научный подвиг», когда выпили жидкость?
-Молодцы ребята, очень хорошо работаете на уроке. И прежде чем задать домашнее задание, давайте перечитаем окончание второй части, со слов: «Но вдруг…»
-Интересно, что было дальше?
V.Домашнее задание. Предлагаю вам дома придумать продолжение этой истории.
VI.Итог урока. Что вы нового узнали на уроке? Что особенно понравилось?
Использованная литература
Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.А. Чураковой / авт. - сост. И.В.Блинова. - Волгоград: Учитель, 2006. – 245с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4 класс "Велтистов "Приключения Электроника"
Конспект урока литературного чтения по теме Велтистов "Приключения Электроника"...
Внеклассное мероприятие по книге Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Книга Яна Леопольдовича Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» - одна из самых увлекательных книг о насекомых. Больше всего на нашей...
Такой незнакомый, знакомый мир. Ян Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали. (Отрывок. Гл. 2, ч. 2.).
Урок составлен по УМК в системе Л.В.занкова....
Ян Леопольдович Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали"
Урок в разделе "Сказочная повесть: мир превращений и открытий" нацелен на создание условий для знакомства учащихся с творчеством Яна Леопольдовича Ларри; развития мыслительной деятельности учащи...
Приложение к уроку по чтению Я.Ларри "Приключения Карика и Вали"
Биогафия писателя, аннотация книги....
ЛИтературная викторина по книге Я Ларри "Необыкносенные приключения Карика и Вали"
Это литературная викторина по произведению и кроссворд...
Конспект урока литературного чтения к произведению Велтисова "Приключения Электроника"
mdash;познакомить обучающихся с новым жанром литературы—научной фантастикой;− формировать коммуникативные компетенции на основе организации творческой деятельности на уроке;—развива...