Методы повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.
статья на тему
В статье приведены компоненты коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_logopedii.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Учитель-логопед: Зайдлец М.В. , Тольятти
Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симптоматикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении мозговых структур.
У многих детей с общим недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими порезами, нарушениями равновесия, координации движения, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности.
У многих детей также выявлены характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдаются нарушения активной памяти, внимания, оптико-пространственной ориентировки, гиперактивное поведение.
В таких случаях коррекционная помощь окажется эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, различными физиопроцедурами, стимулирующими созревание ЦНС.
В свою очередь, перед логопедом ставится непростая задача подобрать комплекс методов и приемов, которые будут наиболее успешно решать коррекционно-образовательные задачи. Поэтому так важно умело использовать весь арсенал психолого-педагогического воздействия, чтобы вовремя активизировать имеющиеся у ребенка потенциальные возможности и запустить компенсаторный механизм.
Дополнительно вместе с широко известными традиционными методами коррекционной работы нами используются нетрадиционные приемы и методы, которые призваны повысить эффективность логопедического воздействия.
Работа включает следующие компоненты:
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Пальчиковая гимнастика. Самомассаж рук с различными тренажерами (шары Су-Джок, пальчиковый бассейн ).
3. Кинезиологические упражнения. «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д
«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Кулак-ладонь-ребро» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
4.Работа в тетрадях и с предметами (штриховка, обводка, шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, плетение косичек ).
5.Работа с наждачной бумагой, работа с тестом(« Мукосолька»).
6. Самомассаж, разноцветные прищепки, работа с аппликатором Кузнецова.
7.Логоритмические занятия, танцетерапия, фонетическая ритмика.
8.Смехотерапия, цветотерапия, эманотерапия(лечение животными).
9.Сказкотерапия, инсценирование, куклотерапия.
Подробнее поговорим о сказкотерапии и инсценировании. Большим коррекционно-развивающим потенциалом в работе с детьми, требующими особого внимания, обладают различные формы художественно-творческой деятельности. В частности, в обучении детей с общим недоразвитием речи можно использовать доступные образцы литературных произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора: как малые формы – пословицы, поговорки, потешки, загадки, так и более крупные – сказки.
Особо хотелось бы остановится на опыте использования потешек как средства формирования разных сторон речи при аномальном развитии.
Потешки могут использоваться в логопедической работе с целью развития речи младших дошкольников практически с первых дней обучения. Ценность их в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ логопеда дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
Чаще всего в логопедической практике потешки используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук(«Сорока-ворона», «Пальчик- мальчик», «Этот пальчик дедка»).
Исследования М.Н.Кольцовой, Л.В.Фоминой, О.С.Бот, Л.А.Новиковой показали, что чем раньше начата тренировка мелкой моторики, тем быстрее идет развитие речи. И.А.Вартанян, Л.А.Попова, Е.М.Цирюльников, Л.Н.Савинкова считают, что чувствительность кожи пальцев рук связана с чувствительностью оральной области.
Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Если работать над развитием мелкой моторики пальцев рук, то можно стимулировать тем самым созревание речевой зоны коры головного мозга. Раздражая кожные покровы пальцев руки, активизируя мышечную мускулатуру кисти, мы можем повысить чувствительность оральной области.
Таким образом, подобная работа способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую симптоматику, создают функциональную базу для обеспечения сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.
Прослеживается позитивная динамика произносительной стороны речи, возрастает сила голоса, продолжительность непрерывного произношения (увеличивается длина фразы на одном выдохе). Быстрее устраняются искажения в произношении звуков.
Литература
1.Богомолова Ю.П. Кукольный театр – детям.: ВЛАДОС, 2007.
2.Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия.- М.,1999.
3.Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб .: Изд-во СОЮЗ,2001.
4.Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике /Сост.М.А. Поваляева.- Ростов-н/Д:Изд-во Феникс,2006.349с.
5.ПоваляеваМ.А., Чебанян Г.Г. Эффективность сказкотерапии в коррекционной работе с детьми./Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография/Под общ. Ред. М.А. Поваляевой.- Ростов н/Д: Феникс,2002.-с.128-131.
6.Филичева Т.Б., Чиркина Г.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.-М.,1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения...
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...
Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...
Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...
Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"
Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...
"Формирование навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. Из опыта работы". Журнал "Магариф" №3, 2018 год
Основные принципы словообразования необходимо развивать в процессе специально подобранных упражнений по формированию навыков словообразования....