Звуки л-ль. Буква Л.
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме
Данная методическая разработка будет интересна учителям - логопедам, которые заинтересованы в повышении успеваемости обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_portal.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗВУКИ [Л] - [Л`], БУКВА Л
Цель: учить детей различать звуки [л] - [л`] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия; активизировать и гармонизировать все системы организма; формировать навыки языкового анализа и синтеза: звукобуквенного анализа и синтеза слов, анализа и синтеза предложения (определять количество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последовательность слов, закреплять знания о правилах написания предложений), учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; развивать навык чтения; развивать оптико – пространственные представления; формировать зрительный гнозис.
Оборудование: на каждого ребёнка зеркала, звуковые линейки, синие и зелёные кружочки, листы в клетку, игровые карточки «Улитка», рабочие тетради, карточки с деформированными словами; мяч.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Гимнастика для ушей.
- Знакомство с новым материалом.
- Вычленение звуков [л] - [л`] из слов.
Задание 1 - Отгадайте загадку: Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
- дайте характеристику третьего звука.
Задание 2 - Нарисуйте изображение предмета под диктовку (графический диктант).
- Какая картинка получилась? (улитка)
- Какой второй звук в слове УЛИТКА? Дайте характеристику звука.
- звуки [л] - [л`] одинаковые или разные?
* Артикулема звука:
- Закройте глаза и произнесите звуки [л] - [л`]. Послушайте свой язычок. Поднесите ладошку к губам. Откройте глаза. Посмотрите в зеркало и скажите где живут звуки?
Кончик языка поднят «чашечкой», края язычка плотно прилегают к коренным зубам, рот приоткрыт, воздух выдыхается тонкой струйкой на ладошку, ощущается тёплый ветерок.
- Соотнесение звуков с буквой.
- Дифференциация звуков [л] - [л`] в слогах.
Задание 3 Игра в мяч «Скажи наоборот»
ла – ля пля – пла флэ - фле
ло – лё клю – клу шлё - шло
лу – лю глы – гли плы - пли
лы – ли зла – зля жлэ - жле
лэ – ле длю – длу дло – длё
- Дифференциация звуков [л] - [л`] в словах.
Задание 4 Игра «Кто внимательный»
- Поднимите синий кружок, когда услышите [л] или зелёный, когда услышите [л`].
Соль, стол, соболь, мотылёк, лошадь, ёлка, узел, пенал, улитка, лампа, ключ, слон, руль, неваляшка, скакалка, вилка, лиса, картофель, лук, мел.
Задание 5 Игра «Доскажи словечко» (работа в тетрадях: запись слов в два столбика)
- Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса. Кто ж это? (лиса)
- Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук)
- Подготовлен самолёт.
Он отправился в … (полёт)
- Тихо – тихо снег идёт, белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд во дворе … (лопатой)
- У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (лейки)
- Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
- Лейся, дождь, весёлый, мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать босиком по … (лужам)
Задание 6 Работа со звуковой линейкой.
- Прослушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [л] или [л`] в словах.
Пилот, лампа, кукла, медаль, малина, стол, пальма, шалун, альбом, мотылёк.
- Физкультминутка (речь с движением)
- Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу!
- Развитие мелкой моторики
- Подушечки пальцев обеих рук прижаты к столу. Последовательно перебирать пальцами на правой руке, начиная с мизинца; затем перебирать пальцами на левой руке, начиная с большого (игра на пианино). Чередовать.
- Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Менять положение рук попеременно на счёт «раз», «два»
Задание 7 Восстановление деформированных слов.
- Из слов «убежала» буква Л. Попробуйте восстановить слова, «вернув» букву Л. Запишите получившиеся слова.
Весо, бука, чехо, кык, вукан, вона, газ, ёка, касс, ига, уна, ампа.
Задание 8 Анализ и синтез предложения.
Детям раздаются карточки с изображением улитки, в раковине которой спрятано предложение. Нужно отделить слова друг от друга, обозначить границы предложения. Записать полученное предложение в тетрадь, уточнить их правильное написание.
Маленькая пушистая белка спит в тёплом дупле.
- Запишите предложение в тетрадь. Синим карандашом подчеркните буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки. Зелёным карандашом подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Задание 9 Чтение предложений через слог.
- Прочитайте предложения, «прыгая» через слог. Запишите их правильно. Подчеркните букву Л карандашом зелёного цвета, если она обозначает мягкий согласный звук.
1. О ла ля ли по ли ли и ва
2. Гал ли ки ка кле ли ва ну
3. Де ли ти ма со ли би ну ра
4. Ю де ля ли и ли Га ваф ля ли
3. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...
Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...