Программа по логопедии 3кл.
календарно-тематическое планирование по логопедии (3 класс) на тему
Поиск и устранение причин затруднений в усвоении школьной программы, возникающих у определённой группы детей, являются одной из наиболее острой проблем образования. В последнее время отмечается значительный рост учеников с речевыми нарушениями. В коррекционных школах учебный план предусматривает введение занятий по логопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_logopedii3kl.docx | 48.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по логопедии для учеников 3 классов
на 2017-2018 уч.г
Пояснительная записка.
Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования.
В последнее время отмечается значительный рост числа обучающихся, отстающих в учёбе.
Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться, является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения.
В результате логопедического обследования детей, поступающих в коррекционную школу, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи:
- лексико-грамматическое недоразвитие,
- недостатки звукопроизношения,
- связной речи.
Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению программного материала и могут привести к общей школьной дезадаптации.
Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов.
Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.
Причины возникновения нарушений устной речи могут быть очень разнообразными. Этиология речевой патологии связывается с воздействием биологических и социальных факторов. Также они могут вызываться причинами органического и функционального характера.
Нарушения речи часто бывают обусловленными органическими повреждениями зон головного мозга, например, зоны Брокка, принимающей непосредственное участие в речевом высказывании.
Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе речи.
Нарушения устной речи у школьников препятствует полноценному обучению грамоте.
Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программного материала.
№ | Цели | Задачи |
1. | Коррекция нарушений в устной речи. | -корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное звукопроизношение; - развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез; - развивать понимание речи; -расширять, уточнять и активизировать словарный запас; -учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических форм; - развивать диалогическую и монологическую речь. |
2. | Предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи. Коррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи. Развитие и совершенствование мыслеречеязыковой деятельности. | -формировать правильный навык письма, чтения; - развивать письменную речь как форму общения; -способствовать усвоению языка как средства общения. |
3. | Развитие познавательной деятельности. Развитие мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинесте-тическое). Развитие памяти (двигательной, образной, словесно-логической). Развитие произвольного внимания. | -учить соотносить условия задачи с их требованиями; -формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности; -формировать понятия о причинно-следственных связях, временных отношениях, представления о количестве, пространстве; -учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины; -учить сравнению предметов по определенным признакам; -учить классифицировать, обобщать предметы; -развивать динамический и кинестетический праксис; -развивать зрительный, слуховой контроль. |
4. | Преодоление эмоционально-поведенческих расстройств. | -способствовать предупреждению негативизма, - эмоционального дискомфорта, тревоги; -развивать словесную регуляцию поведения. |
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: под редакцией В.В. Воронковой, Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации – М: «Просвещение» 2001
Рабочая программа рассчитана на общее по календарному графику учебных часов. 1час в неделю. Всего 34ч в год.
Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно- ориентированного развивающего обучения.
Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:
- ликвидировать проявления речевой патологии;
- содействовать усвоению программы по родному языку;
- сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
- сформировать когнитивные и общеучебные навыки.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 3 классе
2017-2018 учебного года
Наименование раздела | Содержание учебного материала | Ожидаемый результат |
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы | Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания. Постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структуры. Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте):- гласные звуки [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Их обозначение буквами;-гласные буквы е, ё, ю, я в различных позициях (в начале слова, после гласного, после согласных);- согласные звуки обозначение звуков буквами. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Формирование прочных звуко-буквенных связей. Автоматизация слогослияния, развитие навыка осознанного чтения. | Выделять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции. Различать гласные и согласные звуки и буквы. Правильно обозначать буквы на письме. Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком. Обозначать на письме буквами звонкие и глухие. Проводить звукобуквенный анализ доступных слов. Правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
Лексико-грамматический строй речи | Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Времена года», «Овощи», «Фрукты». Домашние и дикие животные». Ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия. Практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения, без усвоения языковедческой терминологии). | Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Активизировать через речевую практику, усвоенную лексику. Понимать, подбирать и называть слова, обозначающие название предметов, их признаки, действия. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать новые слова (практические навыки). Понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы речи. |
Работа над предложением и связной речью | Интонация в предложении. Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное + глагол. Главные слова в предложении: Кто? Что делает? Распространение простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (р.п., д.п., т.п., п.п). Их анализ – постановка вопросов. Установление связи между словами. Обучение первоначальному навыку связного высказывания. Пересказ по вопросам, частям, выборочный. Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок. | Усвоить понятие: предложения из двух или нескольких слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Составлять модель простого двусоставного предложения. Уметь распространять предло-жение по моделям и вопросам. Правильно оформлять предло-жение на письме (большая буква в начале, точка – в конце). Пересказывать сказку, рассказ. Составлять простой текст из 2-4 предложений на заданную тему. |
Неречевые процессы | Развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания. Развитие свойств внимания (переключение, устойчивость, концент-рация, распределение). Закрепление временных и пространственных представлений. Развитие общей и мелкой моторики, мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение). | Знать времена года, дни недели, части суток. Определять пространственные направления и обозначать их вербально. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы и явления. Классифицировать предметы по заданному признаку |
Развитие общеучебных умений и навыков. | Формирование учебно-организа-ционных умений (подготовка рабочего места, материала, обязанности дежурного). Развитие умения воспринимать инструкции и действовать четко и последовательно в соответствии с ее указаниями. Учить выделять главное. Формирование умения вести диалог с учителем. | Готовить свое рабочее место и материал к занятию. Убирать рабочее место по окончании занятия. Воспринимать инструкции логопеда и действовать последовательно по их выполнению. Уметь выделять главное. Вести учебный диалог. Отвечать на вопросы полным предложением. Выполнять обязанности дежурного. |
№ | Тема занятия | Навыки овладения звуковым анализом и синтезом | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Лексическое значение слова. Слово, как часть предложения. | Составление простых предложений. Антонимы | 1 | 2 четверть |
2 | Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. | Придумывание предложений. Схемы предложений. | 1 | 2 четверть |
3 | ||||
4 | Лето. Предложение. | Составление предложений про лето. | 1 | 2 четверть |
5 | Предложение. Развитие лексического словаря. | Дифференциация понятий «слово» и «предложение». Работа по картине «Осень» | 1 | 2четверть |
6 | Гласные звуки. Согласные звуки | Узнавание и вычленение гласного на слух. Различение гласных и согласных звуков по способу образования. | 1 | 2 четверть |
7 | Пространственная ориентировка. | Определение схемы тела и основных направлений в пространстве. | 1 | 2четверть |
8 | Предложение. | Замена 2-х предложений одним, состоящим из 2-х и более слов. | 1 | 3 четверть |
9 | Предложение. Осенний сбор урожая. | Работа по картине« Огород». Начертить схему предложения. Составление предложений по2-ум картинкам и графическому изображению слова. | 1 | 3 четверть |
10 | Предложение. | Составление предложения по опорному слову и картинке. Составление графического изображения предложений. | 1 | 3 четверть |
11 | Звуки, буквы. /А/,/У/, /М/,/Х/. | Определение места звука в слове (начало, середина или конец). | 1 | 3 четверть |
12 | Слово. Звуковой анализ | Различие на слух длинных и коротких слов. | 1 | 3 четверть |
13. | Занятие по зрительному вниманию. | Игра «Что изменилось?» (фрукты, овощи) с опорой на предметные картинки. | 1 | 3 четверть |
14 | Домашние птицы. | Составление мини-рассказа на тему «Домашние птицы». | 1 | 3 четверть |
15 | Предложение. Диктант | Определение количества предложений в рассказе. | 1 | 3 четверть |
16 | Дикие животные. | Составление предложений по опорным картинкам. | 1 | 3 четверть |
17 | Звук и буква /М/.Три медведя. | Выделение согласного [м] из потока звуков. | 1 | 3 четверть |
18 | Грибы, ягоды. | Ответы на вопросы логопеда. | 1 | 3 четверть |
19 | Звуки, буквы. Зрительный диктант | Чтение и письмо слов с буквами С,М,Ш. | 1 | 3 четверть |
20 | Звуки, буквы. | Определение наличия или отсутствия звуков [л], [л’]в словах. | 1 | |
21 | Звуковой анализ слов. | Выделение ударного звука. | 1 | |
22 | Звукобуквенный анализ и синтез. | Определение наличия и последовательности звуков в слове. | 1 | |
23 | Слоговой анализ и синтез. Ударение в слове. | Определение количества и последовательности звуков в слове. Выделение ударного звука. | 1 | |
24 | Развитие связной устной речи. | Развитие связной устной речи. Работа над рассказом « Цапля и лиса» | 1 | |
25 | Грамматический строй речи. | Уменьшительно – ласкатель-ные слова. Состав слова. | 1 | |
26 | Слово. Диктант | Дифференциация слов, обозначающих предметы и слов, обозначающих действие. | 1 | |
27 | Гласные буквы, дающие твердость согласным. Буквы А,О,У. | Звуко – буквенный анализ слов. | 1 | |
28 | Гласные звуки 2 ряда: я,е,ё,ю,и. Составление слов. Словарный диктант | Определение количества звуков в слове. | 1 | |
29 | Игры с загадками. | Обогащение словаря. | 1 | |
30 | Слог. Дифференциация одно, двух, трёхсложных слов. | Развитие слогового анализа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы логопеда в общеобразовательной школе.
В программе описаны основные направления работы учителя-логопеда на логопункте в общеобразовательной школе. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочие программы по логопедии
В работе представлены рабочие программы для 1-4 классов...
Рабочая программа по логопедии( коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия) 2 кл
Представлена рабочая программа по логопедии, 2 кл., дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического восприятия. В программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по логопедии
Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ОНР с 1-го, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения)....
Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда
Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ»
Рабочая программа коррекционной логопедической работы в школе...