Дизартрия и её причины возникновения
статья по логопедии на тему

Ильина Ирина Анатольевна

Дано определение дизартрии и описание симптоматики дизартрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya_i_prichiny_eyo_vozniknoveniya.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина Ирина Анатольевна

Дизартрия и причины её возникновения.

Речь – это продукт психической деятельности человека и результат сложного взаимодействия разных мозговых структур. Речь представляющая собой сложнейший феномен человеческой психики, формируется в результате взаимодействия различных уровней и областей мозга. Наличие речи и ее качественные характеристики зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий при условии функционирования нижележащих структур мозга.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому обобщению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Однако многие психологи, социологи, нейрофизиологи и педагоги такие, как Г. Компейре, Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан; В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, В.Е. Каган, Е.М. Мастюкова, А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов и другие, показали необходимость учета половой принадлежности при воспитании и обучении детей, поскольку все то, что является результатом деятельности ребенка, проявляется не одинаково у мальчиков и девочек.

Сейчас становится все более очевидным, что бесполые физиология и психология нередко существенно искажают истинную картину. Больше того, невнимание к половому составу экспериментальных групп может приводить к противоречивым результатам и выводам в экспериментах, проводимых по одной и той же методике, в зависимости от того, кто преобладал в данной выборке – лица мужского или лица женского пола.

В дошкольных, школьных  учреждениях не учитывается взаимосвязь между проявлением речевых нарушений и полом ребенка, поскольку практически вся учебно-методическая литература в педагогике бесполая. Бесполое обучение и воспитание вызывает беспокойство по поводу воспитания мальчиков и девочек с речевыми нарушениями и неадекватности способов их обучения, а в итоге – развития их личности. Так как в коррекционной педагогике одной из важнейших задач является формирование и развитие всесторонне развитой личности, то взаимосвязь проявления речевых нарушений в зависимости от пола является актуальной.

Дизартрия одно из самых частых речевых расстройств речи. В настоящее время её значение в детской практике значительно возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится обычным явлением.

Научная разработка проблемы дизартрии в логопедии связана с именами известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов таких как: М.С. Маргулис, О.В. Правдина, Е.М. Эйдинова, Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.Т. Журба, Л.М. Шипицына, И.И. Мамйчук, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Е.Ф. Архипова, И.И. Панченко, Л.Б. Литвак, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, М.В. Ипполитова, Н.В. Симонова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский.

Первые научные описания дизартрии появились в печати более 150 лет тому назад. Это были наблюдения немецкого невролога Литтля в 1853 году, изучая клиническую картину детского церебрального паралича, он отметил специфические расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма.

Л.И. Белякова в своих исследованиях указывает, что впервые термин «дизартрия» был использован Куссмаулем, который под этим понятием объединял все нарушения артикуляции . 

Е.Н. Винарская в своих работах указывает, что ещё Говерс подразделил дизартрические расстройства речи на церебральную и бульбарную формы. Гутцманн, определяя дизартрию как нарушение артикуляции и выделяя центральную и периферическую дизартрию, к нарушениям речи дизартрического характера относил также нарушения музыкального речевого оформления и недостаточную модуляцию голоса.

С середины XX века некоторые исследователи, в частности Н.Н. Волоскова, начинают считать, что нарушения речи при дизартрии носят сложный характер, с которым не только связано расстройство тончайшей координации мышц речевого аппарата, но и патология просодических характеристик речи.

Г.В. Чиркина отмечает, что дизартрия занимает особое место среди нарушений речи у детей и проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мягкого нёба, языка, губ, вследствие чего страдает овладение нормальным звукопроизношением, нарушается тембр голоса.

Причинами проявлений дизартрии у детей Г.В. Чиркина считает воздействие различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще это – острые и хронические инфекции, токсикоз, родовые травмы, несовместимость по резус-фактору.

Часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе (далее – ДЦП). По данным исследователей М.Б. Эдинова и Е.Н. Правдина-Винарская от 65 до 85% отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. При наиболее тяжелых формах ДЦП, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей, и ребенок практически остается обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии (анартрии) наблюдаются практически у всех детей. Также Е.М. Мастюкова отмечает взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры.

У подростков и взрослых органические и функциональные нарушения, вызывающие дизартрию, могут развиваться вследствие травм, кровоизлияний, воспалительных процессов, опухолей, сосудистых и инфекционных заболеваний.

О.В. Правдина определяет дизартрию, как тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи, уже с неврологических позиций и представляются отдельные синдромы соответствующих звуковых расстройств.

Е.Н. Винарская в своих работах указывает, что Гревел подчеркивает первостепенную важность умения отличать языковые расстройства (афазию) от расстройств говорения или, другими словами, от расстройств технических функциональных средств, с помощью которых категории языка реализуются в акте речи. И объясняет дизартрию, как расстройство говорения вследствие различных очаговых поражений мозга, поэтому она включает в себя расстройства не только артикуляции, но и речевого дыхания, голосообразования и просодии. Расстройства  артикуляции, обусловленные факторами, лежащими вне моторного аппарата головного мозга, по мнению этого автора, к дизартрии не относятся.

И.И. Панченко в своих исследованиях делает серьёзную попытку разобраться в патогенезе клинических проявлений дизартрии у детей с  детским церебральным параличом и создать патогенетически обоснованную методику.

Л.И. Белякова и Н.Н. Волоскова термином дизартрия обозначают расстройство произносительной  стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. Они связывают эту патологию членораздельной речи с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, в связи, с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения центральной нервной системы. И подразделяют дизартрию на детскую и взрослую. При дизартрии у детей, несмотря на задержку речевого развития, нарушения лексико-грамматической стороны речи не являются ведущими. Однако поражение двигательных механизмов речи в доречевом периоде в сочетании с сенсорными расстройствами может приводить к сложной патологии всех звеньев речевой системы ребенка с церебральным параличом.

Так же они установили в своих исследованиях, что разница между клинической картиной дизартрий взрослых и детей заключается в том, что у взрослых дизартрии вызваны локальным поражением мозга, а у детей диффузными нарушениями мозговой деятельности иногда без четко выраженного очага поражения. Органическое поражение мозга у детей предшествует развитию речи. Следовательно, искажается ход онтогенеза речевой деятельности и поэтому эти нарушения можно отнести к дизартрии развития .

Т.Б. Глезерман в своих работах указывает, что Печер дал одну из самых подробных классификаций форм дизартрии, преимущественно по нейроанатомическому принципу, он говорит о несовершенстве самого термина «дизартрия». Клиническое понятие дизартрия значительно шире значения самого термина. Термин должен означать только дефекты артикуляции при периферическом или центральном поражении нервной системы, однако в клинической практике он применяется ко всем моторным нарушениям речи.

Е.Ф. Архипова в своих исследованиях говорит, что Г. Гуцман впервые выделяет среди детей с полиморфным нарушением звукопроизношения категорию детей, у которых выявляется стертость  артикуляции и у которых процесс коррекции звукопроизношения крайне затруднён.

Изучая анамнез детей со стёртой дизартрией Е.М. Мастюкова, Л.В Лопатина, Е.Ф. Архипова, И.Б. Карелина и другие исследователи  выявляют следующие факторы способствующие её появлению: неблагоприятное течение беременности, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза перинатальной энцефалопатии.

Минимальные дизартрические расстройства возникают при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Вследствие большой вариативности и комбинантности поражения двигательных проводящих путей черепно-мозговых нервов симптоматика минимальных дизартрических расстройств довольно разнообразна и неоднородна: наряду с центральными спастическими параличами и парезами мышц наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса (в основном в виде мышечной гипертонии), различные гиперкинезы и другие двигательные нарушения.

Минимальные дизартрические расстройства могут наблюдаться у детей, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить: токсикоз беременности; хроническую гипоксию плода; хронические заболевания матери (болезни печени, почек, сердечно- сосудистые заболевания); заболевания, перенесенные во время беременности (особенно в первой ее половине); стремительные или сухие затяжные роды; явления асфиксии новорожденных различной степени выраженности; резус-конфликтная ситуация; слабость родовой деятельности матери, угрожающая асфиксией плода и требующая применения разнообразных средств родовспоможения (стимуляции, ручной помощи, наложения щипцов и т. д.); наличие различных, нередко тяжелых заболеваний (особенно на первом году жизни): вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, частые простудные и инфекционные заболевания, в некоторых случаях сопровождающиеся судорожными припадками на фоне высокой температуры.

О.А. Токарева впервые предложила использовать для данного нарушения термин «стертая» дизартрия, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как лёгкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления.

Е.Ф. Архипова в своих работах отмечает, что М.П. Давыдовой было предложено несколько изменённое определение стертой дизартрии: «нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к лёгкой стёртой псевдобульбарной дизартрии». Она отмечает, что в практике школьных логопедических пунктов преобладает лёгкая, так называемая стёртая дизартрия Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения – смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

А.Н. Корневым было предложено другое определение этого нарушения речи: «избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляторных органов». И уточняет, что при них нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизношения (как при дизартрии у детей с детским церебральным параличом). Также А.Н. Корнев считает, что эта категория нарушений произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией, что  терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клиническую и нозологической самостоятельности данной группы. Поэтому для данного типа нарушения речи Корневым предложен термин «вербальная диспраксия».

В зарубежной литературе для таких нарушений используется понятие «речевая или артикуляционная диспраксия развития» и определяют, как нарушение контроля за речевыми движениями. Б.Ж. Монделаерс  дает такое определение: «Диспраксия – это расстройство речи нейрогенного происхождения, но в отличие от дизартрии это расстройство связано не только с двигательными нарушениями».

Ввела новую терминологию И.Б. Карелина, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические расстройства – МДР.

В своих исследованиях Е.Ф. Архипова делает выводы, что стертая дизартрия – это сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. И указывает, что при данном нарушении, как правило, отмечаются, разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической стороны речи, являющиеся ведущими в структуре дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи. А также имеют ряд отличительных черт неречевые функции, психические процессы. Но четкой классификации стёртой дизартрии Е.Ф. Архипова не даёт.

Таким образом, при изучении дизартрии все исследователи под причинами проявления дизартрии выделяют: родовые травмы (черепно-мозговые травмы, кровоизлияния при затяжных или стремительных родах, асфиксия при родах); внутриутробные поражения плода вследствие хронических болезней матери, заболеваний во время беременности (особенно вирусных), влияния химических препаратов, и так далее. Особенно важны первые 3 месяца беременности, когда закладываются основные системы организма; заболевания ребенка (менингит, энцефалит), черепно-мозговые травмы.

То есть в результате действия комплекса причин происходит поражение коры головного мозга на разных уровнях, это приводит к нарушению передачи нервных импульсов из коры головного мозга по всем уровням к мышцам артикуляционного аппарата, следовательно – нарушение функционирования. Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Вместе с тем вопрос терминологии данного нарушения в разных направлениях исследований трактуется по-разному. Однако все авторы едины в своём мнении.

Итак, проанализировав специальную литературу мы выяснили, что до сих пор  термин, определяющий дизартрию, остаётся дискуссионным, но в последнее время пользуются, следующим определением дизартрии: «дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Архиплова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М., 2006.
  • Архиплова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2005.
  • Архиплова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М., 2008.
  • Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Дизартрия. – М., 2009.
  • Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  • Коллектив авторов. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. методических рекомендаций. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2006.
  • Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2003.
  • Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. //Дефектология, №-5, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения орфоэпических ошибок и их типы

В данной работе анализируются трудности, с которыми встречаются младшие школьники при овладении литературным произношением;  рассматриваются причины, препятствующие выработке норм литературного п...

Классный час «Причины возникновения пожара".

Аннотация:классный час «Причины возникновения пожара.Что нужно делать при пожаре»(Смотр знаний) С давних пор огонь стал другом и помощником человека во всех делах, но он может стать врагом. Поэтому ва...

Причины возникновения девиаций в поведении детей и подростков.

презентация "Причины возникновения девиаций в поведении детей и подростков"...

Причины возникновения агрессии у младших школьников

В настоящее время все большую актуальность в нашей стране приобретает тема детской агрессии. Агрессивное поведение детей – это, как мне кажется, не просто тревожное явление, а весьма серьезная социаль...

Род. собрание на тему "Детская агрессивность. Причины возникновения и способы преодоления"

Промедление может обернуться  чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро. НикколоЗадачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведен...

Причины возникновения конфликтов и способы их решения

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению агрессивности в обществе. Данная тенденция не обошла и школу....

Дизартрия. Причины возникновения дизартрии.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной ...