Причины возникновения агрессии у младших школьников
статья по теме
В настоящее время все большую актуальность в нашей стране приобретает тема детской агрессии. Агрессивное поведение детей – это, как мне кажется, не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема, поскольку агрессивность, негативно сказывается не только на процессах личностного развития и социализации детей в последующих возрастных периодах, но и подрывает их здоровье, приводя в состояние трудно контролируемого возбуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_mezhlichnostnykh_otnosheniy_vnutri_shkoly.doc | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время все большую актуальность в нашей стране приобретает тема детской агрессии. Агрессивное поведение детей – это, как мне кажется, не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема, поскольку агрессивность, негативно сказывается не только на процессах личностного развития и социализации детей в последующих возрастных периодах, но и подрывает их здоровье, приводя в состояние трудно контролируемого возбуждения.
Сегодня агрессивные дети, встречаются почти в каждом классе. Как правило, они драчливы, легко возбудимы, несдержанны, грубы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, подозрительны и настороженны, враждебны и жестоки к окружающим. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность и не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им же, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Отсюда такое неконтролируемое поведение с их стороны.
Таких детей нам, взрослым, порою бывает очень трудно принять, а еще труднее понять.
А между тем, в большинстве случаев агрессивные дети одиноки, ранимы, они постоянно ощущают себя брошенными, отверженными и никому не нужными. Как никто другой они нуждаются во внимании, понимании, в ласке, заботе взрослых, потому, что их агрессия – это, как мне кажется, есть отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг них события, незнание другого способа защитить себя, отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”, способ привлечения к себе внимания со стороны окружающих, это «крик» их души о помощи.
Мы, учителя, не имеем права «открещиваться», отворачиваться от таких детей и оставаться равнодушными и безучастными к их проблемам. Важно понять, чем же обусловлено агрессивное поведение детей, и попытаться найти к ним подход, помочь.
Существует достаточно много различного рода причин подобного поведения Я приведу лишь некоторые из них, которые на мой взгляд являются доминирующими.
Так, по моим наблюдениям, наиболее агрессивно себя ведут дети из неблагополучных и неполных семей. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления и наоборот безучастность и равнодушие родителей, как мне кажется, приводят, в данном случае, к нарушению детско-родительских отношений, и вселяет в душу ребёнка уверенность в своей ненужности. Излишнее внимание (гиперопека) со стороны родителей также может провоцировать у детей подобное поведение.
Немаловажным аспектом я считаю материальное благополучие (или неблагополучие) семьи. Работая в группе продленного дня, мне не раз приходилось наблюдать и разрешать конфликты между воспитанниками, возникающие именно из – за того, что одни из них являются обладателями модных современных игр, игрушек, красивой одежды и могут позволить себе купить в школьном буфете все, что угодно, а другие из – за малого семейного достатка должны довольствоваться малым.
Помимо всего прочего, у агрессивных детей не складываются отношения в школе со сверстниками, поскольку их вызывающее и грубое поведение, вспыльчивость, наглость и неуравновешенность отталкивает остальных детей. Школьных агрессоров обычно избегают, боятся, их «тихо ненавидят» и не хотят с ними дружить.
К разряду основных причин, провоцирующих агрессивное поведение, я отнесла бы еще и проблемы с успеваемостью (для неуспевающих учеников отклоняющееся поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свои неудачи и промахи в учебе), а также имеющие место быть в школе некомпетентные действия учителей и воспитателей (например, приклеивание ярлыков учащимся типа «ты неисправим, плохо воспитан и глуп» или «из тебя ничего толкового не получится» и т.п.) В данном случае я категорически против подобного рода установок, так как считаю их совершенно неприемлемыми в работе с детьми. Завышенная требовательность, излишняя категоричность, постоянная раздражительность и нервозность учителей также может провоцировать агрессивное поведение.
В начальных классах требуют повышенного внимания демонстративные, тревожные, возбудимые дети, которых с каждым годом становится все больше. В данном случае в общении с такими детьми учителям, воспитателям, родителям надо быть очень корректными, сдержанными, обязательно учитывать их потребности и интересы, стараться включать их во внутриколлективные отношения, в противном случае такие дети могут попасть в «группу риска».
Конечно, не могу оставить без внимания разрушительное влияние СМИ и компьютерных игр на наших детей, которые сегодня отдают предпочтение не персонажам литературных произведений, а выбирают героев американских блокбастеров и боевиков, сопровождаемых сценами жестокости и насилия. Для детей приоритетней компьютерные игры, победой в которых считается уничтожение противника (человека, животного и т.д.) чем сказка родителей, рассказанная перед сном. Придя в школу, наши дети играют на переменках не в «Ручеек», «Кошки – мышки», «Змейку» и т.д., а в «Спайдермена», «Бетмена», в «Мортал Комбат» и т.п. В подобного рода играх дети проявляют агрессию и жестокость по отношению к своим сверстникам, у них уменьшается чувствительность к чужой боли и страданиям.
Итак, мы видим, что у истоков проблем агрессивного поведения детей лежат и трудности, связанные с неуспешностью их в учении, и проблемы в семье, в школе и так далее. И нам, учителям, воспитателям, родителям в данном случае стоит задуматься, понять и разобраться, почему же на сегодняшний день современная школа и семья стали «зоной риска», местом передачи негативного социального опыта для значительного количества детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему " Причины нарушения осанки у младших школьников"
Вэтой работе раскрыты причины нарушения осанки у младших школьников и даны рекомендации детям , учителям и родителям , чтобы не допустить на рушения осанки....
"Причины трудностей в обучении младшего школьника"
Причины трудностей в обучении младшего школьника....
Беседа по теме: «Профилактика конфликтов и агрессии среди младших школьников»
Беседа по теме: «Профилактика конфликтов и агрессии среди младших школьников»...
Агрессия у младших школьников.
Агрессивное поведение младших школьников может быть следствием слабого развития социально-когнитивных навыков. То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях д...
Причины возникновения неуспеваемости в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст считается важным периодом яркого развития и лучшего преобразования познавательных процессов. Высокая сензитивность этого возрастного периода обуславливает большие потенциальны...
Понятие, диагностика и причины возникновения дисграфии у младших школьников.
Под термином "дисграфия" принято понимать определенную особенность мозга у ребенка, которое своим следствием ведет к расстройству разной степени письма, но при этом сохраняется нормальное ра...
Буклет "Агрессия, жестокость младших школьников" 2020-2021 уч. год
Цель исследования: изучение агрессивного поведения младших школьников.Задачи исследования:1. Проанализировать имеющиеся научные данные относительно личностных особенностей агрессивного поведения младш...