Практические аспекты применения вестибулярных пластинок и миофункциональных трейнеров в коррекционной работе логопеда.
статья по логопедии на тему
В статье раскрываются практические аспекты применения вестибулярных пластинок и миофункциональных трейнеров в коррекционной работе логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические аспекты применения вестибулярных пластинок и миофункциональных трейнеров в коррекционной работе логопеда.
По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей и подростков растёт, в связи с чем актуальность проблемы профилактики нарушений речи принимает глобальный характер. Совместная работа ортодонтов, детских стоматологов, а также логопедов и педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет выявлять факторы риска, способствующие возникновению речевой патологии у детей, ещё в раннем возрасте и эффективно устранять их с помощью современных эффективных средств ранней коррекции миофункциональных нарушений.
Проблема речевых нарушений самым непосредственным образом связана с развитием челюстно-лицевого скелета, со строением и функционированием органов дыхания, а, следовательно, с такими областями медицины, как стоматология и оториноларингология. В большинстве случаев речевая патология, так или иначе, связана с функциональными нарушениями, вызванными особенностями строения органов речи. При аномалиях в строении твердого и мягкого неба нарушается нормальное взаимодействие ротового и носового резонаторов, что помимо дефектов произношения звуков приводит к расстройству голосовой функции.
Зачастую логопед является первым, к кому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами, потому что нарушения речи являются наиболее заметным и самым значимым аспектом для родителей и преподавателей. При подобных нарушениях очень важно своевременно поставить ребёнку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений, как комплексную, а не только речевую, проблему.
Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребёнка позволят ему своевременно выявлять дефекты в её строении. Для выявления причин нарушений в строении артикуляционного аппарата необходим тщательный осмотр ребёнка, при котором проверяют:
состояние слизистой губ;
преддверие полости рта;
состояние уздечки верхней и нижней губы;
состояние подъязычной уздечки;
прорезывание зубов;
прикус.
Как правило, дети, страдающие речевыми дефектами, имеют различные нарушения в строении артикуляционного аппарата. Наиболее распространенными являются нарушения смыкания зубов, неправильное строение зубных рядов, укорочение подъязычной связки, нижнее положение языка, асимметричное расположение челюстей относительно друг друга.
Аномалии прикуса, сформировавшиеся в результате нарушения функций языка, отличаются значительной устойчивостью. Даже длительное использование ретенционных аппаратов не всегда обеспечивает стабильный результат ортодонтического лечения. Язык - мощный мышечный орган, способный развивать давление до 500 г на 1 см2 площади. Поэтому вскоре после снятия ретенционного аппарата под влиянием привычной неправильно сформированной функции языка, как правило, наступает рецидив аномалии прикуса – давление языка на резцы в переднем отделе сводит на «нет» результаты длительного ортодонтического лечения. Использование современных стандартных средств миофункциональной коррекции помогает значительно быстрее, чем традиционные упражнения логопеда, «переучить» язык и перестроить его функции. Вот почему современная ортодонтия все чаще ориентируется на функциональные методы лечения, гарантирующие высокую стабильность результатов.
Технические средства для профилактики зубочелюстных патологий (трейнеры и вестибулярные пластинки) - инновационная технология, направленная на профилактику произносительных нарушений речи у детей, имеющих вредные привычки в виде ротового дыхания, инфантильного типа глотания, сосания пальцев, пустышки; а также у детей имеющих предрасположенность к ортодонтическим нарушениям. Такие методы коррекции способствут устранению стойких нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, входящих в структуру ОНР, ФФН, дизартрии, дислалии, ринолалии, ринофонии.
Вестибулярные пластинки и трейнеры – стандартные аппараты, использование которых не требует снятия слепков и индивидуального изготовления, что позволяет наиболее простым и эффективным способом корректировать миофункциональные нарушения, вредные привычки и аномалии прикуса еще в дошкольном возрасте. Аппараты не требуют постоянного ношения – достаточно 20 – 30 минут тренировки с ними дома, под контролем родителей, чтобы значительно повысить эффективность речевой терапии при занятиях с логопедом.
Вестибулярные пластинки выпускаются двух видов: Stoppi – для малышей от 2-х лет, и Muppi для детишек от 3-х лет и старше. Разные виды пластин имеют разные показания к применению:
- Эластичная пластинка Stoppi – изготовлена из медицинского гипоаллергенного силикона, предлагается детям с 2-х летнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующем возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребенка от этих вредных привычек и профилактики возникновения речевых нарушений.
- Пластинка Muppi с проволочной заслонкой от прокладывания языка – сделана из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка. Если у ребёнка открытый прикус и он во время постановки логопедом звука (при межзубном сигматизме) не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки мешает ребёнку прокладывать язык между зубами, способствуя, таким образом, коррекции открытого прикуса.
- Пластинка Muppi с бусинкой для стимуляции языка. Это своеобразный тренажер для языка, который можно применять при артикуляционной гимнастике, для коррекции шипящих и звука [р], а также при дизартрии, при которой характерны парезы артикуляционных мышц. Поместив пластинку в ротовую полость, ребёнок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твёрдому нёбу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.
Пластинки выпускаются двух размеров: I с красным кольцом (радиус 22,5мм) предназначена для детей в молочном прикусе, II с синим кольцом ( радиус 30 мм) – для детей в сменном прикусе ( 5-7 лет). Лечение при помощи вестибулярных пластинок рекомендовано детям от 3 до 7 лет с речевой патологией, которая обусловлена дисфункцией мягких тканей, участвующих в процессе артикуляции.
Центр миофункциональных исследований, изучающий влияние мышечного фактора на формирование зубочелюстно-лицевой системы, разработал специальный трейнер «Infant» для активной тренировки мускулатуры и правильного позиционирования языка у детей в молочном прикусе (3 – 5 лет). Регулярное применение этого трейнера позволяет выработать у ребёнка правильное положение языка в покое и при глотании, а также устранить межзубный сигматизм.
Таким образом в результате воздействия вестибулярных пластинок и миофункциональных трейнеров :
- Вырабатывается правильное верхнее положение языка в покое и при глотании.
- Исключается прокладывание языка между зубными рядами.
- Подготавливается артикуляционный базис для устранения дефектов звукопроизношения благодаря улучшению движений органов артикуляции, растягивается подъязычная связка, укрепляется тонус артикуляционных мышц.
- Формируется стереогноз в органах артикуляции (умение определить место положения кончика языка в полости рта).
- Вырабатывается смыкание губ и восстанавливается носовой тип дыхания.
- Нормализуется форма неба и носовых ходов.
- Восстановление носового дыхания повышает эффективность логопедической работы по развитию фонематического слуха.
- Улучшается интонационно-выразительная сторона речи.
- Улучшается работоспособность и внимание детей. Это может быть связано с тем, что восстановление носового дыхания ведет к снижению гипоксических явлений.
Упражняться с трейнером или с пластинкой (всего 15-20 минут в день) очень просто и даже весело – параллельно можно смотреть мультики или слушать сказку перед сном.
У детей с нарушениями дыхания, не имеющими патологии размера и структуры дыхательных путей, использование миофункциональных трейнеров позволяет восстанавливать носовой тип дыхания и нормализовать функции дыхательной системы всего за 2—3 мес. Для восстановления носового дыхания у детей после аденэктомии (операции по удалению аденоидов) применение трейнера тем более необходимо, так как быстро позволяет нормализовать вентиляцию носовых ходов и предотвратить повторные аденоидные разрастания.
Таким образом, благодаря совместной работе педиатра, логопеда и стоматолога при раннем выявлении миофункциональных нарушений более 90% потенциальных хирургических пациентов избежали операции по ортодонтическим и ЛОР-показаниям, а речевые проблемы у них корректировались гораздо быстрее и эффективнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий.
Основные идеи системно-деятельностного подхода и роль игровых технологий в развитии и воспитании детей с речевыми нарушениями...
"Использование ЗСТ в коррекционной работе логопеда на примере одного занятия"
Основная цель разработки - проиллюстрировать на практических примерах варианты использования ЗСТ на различных этапах одного коррекционного занятия....
Преемственность в коррекционной работе логопеда дошкольной образовательной организации и общеобразовательной школы, как один из путей профилактики дисграфии и школьной неуспеваемости.
Выступление в рамках ежегодного августовского совещания педагогических работников Корсаковского городского округа....
Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)
laquo;Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание с ним ...
Организация коррекционной работы логопеда с помощью игр и программ МЕРСИБО
Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия часто носят м...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.Учителя-логопеды:Блохина Е.В.Комиссарова Е.В.Котрова Е.А.Коррекция недостатков речи тре...
Сказкотерапия в коррекционной работе логопеда.
Статья по логопедии...