Практические аспекты применения вестибулярных пластинок и миофункциональных трейнеров в коррекционной работе логопеда.
статья по логопедии на тему

Константинова Юлия Сергеевна

В статье раскрываются практические аспекты применения вестибулярных пластинок и миофункциональных трейнеров в коррекционной работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Практические аспекты применения вестибулярных пластинок и миофункциональных трейнеров в коррекционной работе логопеда.

По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей и подростков растёт, в связи с чем актуальность проблемы профилактики нарушений речи принимает глобальный характер. Совместная работа ортодонтов, детских стоматологов, а также логопедов и педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет выявлять факторы риска, способствующие возникновению речевой патологии у детей, ещё в раннем возрасте и эффективно устранять их с помощью современных эффективных средств ранней коррекции миофункциональных нарушений.

Проблема речевых нарушений самым непосредственным образом связана с развитием челюстно-лицевого скелета, со строением и функционированием органов дыхания, а, следовательно, с такими областями медицины, как стоматология и оториноларингология. В большинстве случаев речевая патология, так или иначе, связана с функциональными нарушениями, вызванными особенностями строения органов речи. При аномалиях в строении твердого и мягкого неба нарушается нормальное взаимодействие ротового и носового резонаторов, что помимо дефектов произношения звуков приводит к расстройству голосовой функции.

Зачастую логопед является первым, к кому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами, потому что нарушения речи являются наиболее заметным и самым значимым аспектом для родителей и преподавателей. При подобных нарушениях очень важно своевременно поставить ребёнку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений, как комплексную, а не только речевую, проблему.

Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребёнка позволят ему своевременно выявлять дефекты в её строении. Для выявления причин нарушений в строении артикуляционного аппарата необходим тщательный осмотр ребёнка, при котором проверяют:

состояние слизистой губ;

преддверие полости рта;

состояние уздечки верхней и нижней губы;

состояние подъязычной уздечки;

прорезывание зубов;

прикус.

Как правило, дети, страдающие речевыми дефектами, имеют различные нарушения в строении артикуляционного аппарата. Наиболее распространенными являются нарушения смыкания зубов, неправильное строение зубных рядов, укорочение подъязычной связки, нижнее положение языка, асимметричное расположение челюстей относительно друг друга.

Аномалии прикуса, сформировавшиеся в результате нарушения функций языка, отличаются значительной устойчивостью. Даже длительное использование ретенционных аппаратов не всегда обеспечивает стабильный результат ортодонтического лечения. Язык - мощный мышечный орган, способный развивать давление до 500 г на 1 см2 площади. Поэтому вскоре после снятия ретенционного аппарата под влиянием привычной неправильно сформированной функции языка, как правило, наступает рецидив аномалии прикуса – давление языка на резцы в переднем отделе сводит на «нет» результаты длительного ортодонтического лечения. Использование современных стандартных средств миофункциональной коррекции помогает значительно быстрее, чем традиционные упражнения логопеда, «переучить» язык и перестроить его функции. Вот почему современная ортодонтия все чаще ориентируется на функциональные методы лечения, гарантирующие высокую стабильность результатов.

Технические средства для профилактики зубочелюстных патологий (трейнеры и вестибулярные пластинки) - инновационная технология, направленная на профилактику  произносительных нарушений речи у детей, имеющих вредные привычки в виде ротового дыхания, инфантильного типа глотания, сосания пальцев, пустышки; а также у детей имеющих   предрасположенность к ортодонтическим нарушениям.  Такие методы коррекции способствут устранению стойких  нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, входящих в структуру  ОНР, ФФН, дизартрии, дислалии, ринолалии, ринофонии.

Вестибулярные пластинки и трейнеры – стандартные аппараты, использование которых не требует снятия слепков и индивидуального изготовления, что позволяет наиболее простым и эффективным способом корректировать миофункциональные нарушения, вредные привычки и аномалии прикуса еще в дошкольном возрасте. Аппараты не требуют постоянного ношения – достаточно 20 – 30 минут тренировки с ними дома, под контролем родителей, чтобы значительно повысить эффективность речевой терапии при занятиях с логопедом.

Вестибулярные пластинки выпускаются двух видов: Stoppi – для малышей от 2-х лет, и Muppi для детишек от 3-х лет и старше. Разные виды пластин имеют разные показания к применению:

  1. Эластичная пластинка Stoppi – изготовлена из медицинского гипоаллергенного силикона, предлагается детям с 2-х летнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующем возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребенка от этих вредных привычек и профилактики возникновения речевых нарушений.
  2. Пластинка  Muppi с проволочной заслонкой от прокладывания языка – сделана из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка. Если у ребёнка открытый прикус и он во время постановки логопедом звука (при межзубном сигматизме) не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки мешает ребёнку прокладывать язык между зубами, способствуя, таким образом, коррекции открытого прикуса.
  3. Пластинка Muppi с бусинкой для стимуляции языка. Это своеобразный тренажер для языка, который можно применять при артикуляционной гимнастике, для коррекции шипящих и звука [р], а также при дизартрии, при которой характерны парезы артикуляционных мышц. Поместив пластинку в ротовую полость, ребёнок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твёрдому нёбу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.

Пластинки выпускаются двух размеров: I с красным кольцом (радиус 22,5мм) предназначена для детей в молочном прикусе, II с синим кольцом ( радиус 30 мм) – для детей в сменном прикусе ( 5-7 лет). Лечение при помощи вестибулярных пластинок рекомендовано детям от 3 до 7 лет с речевой патологией, которая обусловлена дисфункцией мягких тканей, участвующих в процессе артикуляции.

Центр миофункциональных исследований, изучающий влияние мышечного фактора на формирование зубочелюстно-лицевой системы, разработал специальный трейнер «Infant» для активной тренировки мускулатуры и правильного позиционирования языка у детей в молочном прикусе (3 – 5 лет). Регулярное применение этого трейнера позволяет выработать у ребёнка правильное положение языка в покое и при глотании, а также устранить межзубный сигматизм.

Таким образом в результате воздействия вестибулярных пластинок и миофункциональных трейнеров :

- Вырабатывается правильное  верхнее положение языка в покое и при  глотании.

-  Исключается прокладывание языка между зубными рядами.

- Подготавливается артикуляционный базис для устранения дефектов звукопроизношения благодаря улучшению движений органов артикуляции, растягивается подъязычная связка, укрепляется тонус артикуляционных мышц.

- Формируется  стереогноз  в  органах  артикуляции (умение определить место положения кончика языка в полости рта).

- Вырабатывается смыкание губ и восстанавливается носовой тип дыхания.  

- Нормализуется форма неба и носовых ходов.

- Восстановление  носового дыхания повышает эффективность логопедической работы по развитию фонематического слуха.

- Улучшается интонационно-выразительная сторона речи.

- Улучшается работоспособность и  внимание детей.  Это  может быть связано с тем, что восстановление носового дыхания ведет к снижению гипоксических явлений.

 Упражняться с трейнером или с пластинкой (всего 15-20 минут в день) очень просто и даже весело – параллельно можно смотреть  мультики или слушать сказку перед сном.

  У детей с нарушениями дыхания, не имеющими патологии размера и структуры дыхательных путей, использование миофункциональных трейнеров позволяет восстанавливать носовой тип дыхания и нормализовать функции дыхательной системы всего за 2—3 мес. Для восстановления носового дыхания у детей после аденэктомии (операции по удалению аденоидов) применение трейнера тем более необходимо, так как быстро позволяет нормализовать вентиляцию носовых ходов и предотвратить повторные аденоидные разрастания.

Таким образом, благодаря совместной работе педиатра, логопеда и стоматолога при раннем выявлении миофункциональных нарушений более 90% потенциальных хирургических пациентов избежали операции по ортодонтическим и ЛОР-показаниям, а речевые проблемы у них корректировались гораздо быстрее и эффективнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий.

Основные идеи системно-деятельностного подхода и роль игровых технологий в развитии и воспитании детей с речевыми нарушениями...

"Использование ЗСТ в коррекционной работе логопеда на примере одного занятия"

Основная цель разработки - проиллюстрировать на практических примерах  варианты использования  ЗСТ  на различных этапах одного коррекционного занятия....

Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)

laquo;Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание  с ним ...

Организация коррекционной работы логопеда с помощью игр и программ МЕРСИБО

Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия часто носят м...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.Учителя-логопеды:Блохина Е.В.Комиссарова Е.В.Котрова Е.А.Коррекция недостатков речи  тре...