Методика логопедической работы над постановкой звуков при нормальном и при нарушенном речевом слухе
статья по логопедии на тему
Правила постановки звуков при нормальном речевом слухе. Понятие «речевой слух» и его нарушения. Правила постановки звуков при нарушенном речевом слухе. Полезна информация: звуки, которые никогда нельзя ставить одновременно; звуки, которые всегда можно ставить одновременно. Дополнительные правила постановки звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на районном семинаре учителей-логопедов | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика логопедической работы над постановкой звуков при нормальном и при нарушенном речевом слухе
Последовательность работы над звуками зависит от того, нормальный ли у
ребенка речевой слух.
1. Правила постановки звуков при нормальном речевом слухе
∙ Звуки нужно ставить группами. В группу входят звуки, похожие
между собой по звучанию и способу произношения.
∙ Закреплять произношение звуков можно также группами (то есть
одновременно), если ребенок внутри группы их не путает. Если ребенок
начнет путать звуки, закрепляйте их по очереди.
∙ Звуки ставятся в следующей последовательности:
— Звуки [ф, в] и их мягкие пары. Поставить их очень легко, вероятно, вы
сделаете это уже при работе над речевым выдохом.
— Заднеязычные звуки [к, г, х] и их мягкие пары.
— Мягкие звуки [т'] и [д'].
— Звук [й].
— Звук [л] и его мягкая пара. Постановка этого звука может оказаться
очень трудной. Если у вас возникнут сложности, отложите на время
работу над ним.
— Звуки [с, з, ц]. После формирования твердых звуков ставятся [с'] и [з']
мягкие.
— Шипящие звуки [ш] и [ж]. Шипящие звуки ставятся, как правило, после
свистящих. Но если ребенок произносит свистящие, как неполноценные
шипящие (то есть, [с] у него больше похож на [ш]), тогда желательно
ставить сначала шипящие, включая [ч] и [щ], а потом — свистящие
звуки.
— Звуки [ч] и [щ].
— Звук [р] и его мягкая пара.
Если ребенок произносит какие-то звуки смягченно, их произношение
желательно исправить в первую очередь, тем более что сделать это очень легко.
2. Понятие «речевой слух» и его нарушения.
Речевой слух является речемыслительным процессом. Он включает в себя слуховое внимание и слуховую память. Термин «речевой слух» составной элемент языкового чутья (интуиции), возникающий у человека в процессе практического пользования языков на основе внутренних, не всегда осознанных обобщений. Это происходит у ребёнка в самом начале слышания речи и её распознавания. Для восприятия речи необходимы нормально функционирующий физический слух и две самостоятельные подсистемы: неречевой и речевой слух.
Так вот, понятия «речевой слух», «фонематический слух», «фонетический слух», «фонетическая система», «фонематическое восприятие», «фонематические процессы» являются ключевыми в исследовании речи детей. И то, что мы привыкли называть «фонематический слух», «фонетический слух», «фонематическое восприятие» -- это и есть в совокупности «речевой слух».
Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи; способность произносить звуки языка на основе своих физиологических ощущений и сводить некое количество похожих звуков в один звукотип. Как раз то, что было выше сказано о речевом слухе.
Механизм «фонематического восприятия» связан с акустическими и артикуляционными признаками речи. Если один из этих признаков оказывается деформированным, то страдает и дифференцированность соответствующих фонем.
В школьном возрасте это проявляется при овладении ребенком навыка чтения и письма, приводя к дисграфии и дислексии.
Основой речевого слуха служит тембровое восприятие, интонация. Развитию этого компанента речи способствует слушание, чтение стихов, наблюдение за актерской речью и имитирование эмоциональных отрывков речи.
Недоразвитие речевого слуха проявляется в специфических ошибках устной речи и на письме.
Происходит это вследствие того, что на культуру речевого слуха не обращали должного внимания в момент составления учащимися текстов, у некоторых учеников недостаточно укрепляется интонационный стереотип разных оборотов предложения. Важным является понимание, что речевой слух и его компоненты необходимо развивать целенаправленно.
3. Правила постановки звуков при нарушенном речевом слухе
• При нарушенном речевом слухе ребенок путает между собой звуки,
принадлежащие к одной и той же группе, так как они похожи между собой
по звучанию и способу произношения. Поэтому работу над этими звуками
нужно разделить, иначе ребенок будет постоянно пытаться произносить
один звук вместо другого.
• Только после того, как у ребенка закрепится произношение одного звука
(например, [с]), можно переходить к постановке другого звука, из этой же
группы (например [з] или [ц]).
• Звуки, относящиеся к разным группам, нужно ставить одновременно, это
ускоряет формирование произношения.
• При работе над звуками нужно соблюдать ту же последовательность, что и
при постановке звуков при нормальном речевом слухе.
4. Полезна информация
• Звуки, которые никогда нельзя ставить одновременно:
— Звуки, принадлежащие к одной группе: свистящие, шипящие, губно-зубные, сонорные, заднеязычные.
— Звуки из групп свистящих и шипящих.
∙ Звуки, которые нельзя ставить одновременно, если они произносятся похожим образом:
— Губно-зубные ([ф — в]) со свистящими и шипящими звуками (если они
произносятся похожим образом — [ш] или [с] похож на [ф]).
— Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим образом
([ш] похож на [х]).
— Свистящие и [т' — д'], когда в произношении [с] похож на [т].
— Заднеязычные и [т' — д'], когда [к] заменяется на [т].
— Звук [л] и губно-зубные звуки, когда [л] напоминает [в].
— Сонорные звуки ([л], [р], [й]) и заднеязычные, когда произношение
сонорных напоминает звук [г].
— Звук [х] и губно-зубные звуки, когда [х] похож на [ф].
— Звуки [т' — д'] и [ч — щ], когда произношение [т'] похоже на [ч].
— Звуки [ч — щ] и заднеязычные, если звук [ч] напоминает мягкий звук к'].
• Звуки, которые всегда можно ставить одновременно:
— Свистящие и заднеязычные звуки.
— Шипящие и сонорные звуки.
— Свистящие и сонорные звуки.
— Звуки [т' — д'] и сонорные звуки.
— Губно-зубные и звуки [р] и [й].
— Звуки [ш — ж] и [т' — д'].
Если ребенок смягчает какие-то звуки, нужно поставить их в первую
очередь.
Дополнительные правила постановки звуков
Эти правила не являются обязательными, но их желательно придерживаться
для ускорения постановки звуков и для облегчения работы над ними.
∙ Перед началом систематической работы над звуками нужно попытаться
выявить у ребенка те звуки, которые можно легко и быстро ему
поставить. Для этого нужно попробовать поставить ребенку каждый из
звуков (в том порядке, в каком они приводятся в практикуме по
формированию произношения) каким-нибудь простым и быстрым в
исполнении способом. Может получиться так, что какие-то звуки вдруг
пойдут у вашего ребенка очень легко, практически без особой работы
над ними.
Вы можете начать работу над одним звуком, например над [ж], а у
ребенка на каком-то этапе вдруг совершенно неожиданно выскочит
другой звук, например, [р]. Этим нужно обязательно воспользоваться —
довести до конца постановку случайно возникшего звука и ввести его в речь и только после этого возвратиться к тому звуку, над которым вы
первоначально работали.
∙ Звук [р] считается самым сложным. Поэтому, если у ребенка уже есть
французское произношение этого звука, ставить его нужно последним.
Но если ребенок как-нибудь иначе произносит звук [р], попытайтесь
поставить ему его как можно раньше. Это нужно сделать для того,
чтобы предупредить формирование у ребенка грассирующего звука [р],
который потом будет достаточно трудно исправить.
Если звук не будет получаться, отложите работу над ним, по тому что
звук действительно трудный. Но, если вам удастся поставить ребенку
промежуточный по отношению к [р] звук (одноударный), его нужно
будет закрепить и временно ввести в речь ребенка, а после постановки
остальных звуков поставить ребенку уже полноценное его
произношение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]
Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки....
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С
Представляю конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С с применением нейропсихологических упражнений....
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Постановка звука Ш....
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [ш]
Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш]....
Конспект индивидуального логопедического занятия «Этап постановки звука [Ш]»
В этом конспекты рассморены этапы: постановки звука [Ш]....
Конспект логопедического занятия по постановке звука [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука [Р]"...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р] на тему: «Золотой ключик»
Цель: постановка и автоматизация звука [Р]: изолированно, в слогах и словах. Коррекционно-образовательные:- закреплять знания о правильном произношении звука [Р] и о его свойствах;- закрепля...