Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Статья предназначена педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы. Посвящена проблеме сохранения и приумножения здоровья детей начальной школы. Из опыта работы эколого-биологического отдела ДТ "У Вознесенского моста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_potentsial_zdor._teh.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.А. Шевченко, Н.В. Климова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА «У ВОЗНЕСЕНСКОГО МОСТА»
АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В настоящее время актуальным является вопрос о сохранении и приумножении здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» также отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. В сложившейся ситуации, все острее встает необходимость применения в образовании технологий, направленных на сохранение здоровья детей.
Для первоклассника очень важным этапом в жизни является переход из детского сада в школу, поскольку учебная деятельность занимает большее время оставляя все меньше времени на активную игровую деятельность.
У большинства школьников ограничены возможности для отдыха, прогулок, общения с друзьями, что может приводить к синдрому хронической усталости. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки приводят к эмоциональному дискомфорту. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку. Пребывания в окружении объектов живой природы крайне необходимо для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Окружающая природная среда является богатейшим источником для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).
Живые объекты выполняют следующие функции:
- психофизиологическая функция заключается в снятии эмоционального напряжения, а также нормализации работы нервной системы;
- психотерапевтическая функция проявляется в том, что контактируя с животными и растениями, ребенок получает навыки, которые способствуют и гармонизации межличностных отношений с другими детьми;
- реабилитационная функция — общение с животными способствует психической, а также социальной реабилитации и самореализации.
У нас во Дворце творчества «У Вознесенского моста» в эколого-биологическом отделе реализуются общеразвивающие программы: «Не болей-ка», «Занимательная экология», «Путешествия с домашними животными и растениями» для детей 7 – 11 лет направленные на здоровьесбережение. Наличие кабинета цветоводства и живого уголока дает нам возможность использовать в своей образовательной деятельности растения и животных.
Ухаживая за растениями и животными, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе и просто радуются жизни. Полив, посадка, возможность соприкосновения с живым существом способствует эмоциональному росту и зрелости ребенка - развитию у него чуткости, чувства привязанности к другим, способности сопереживания. Что в свою очередь развивает чувство ответственности и коммуникации.
Ребёнку, намного легче войти в контакт с животным, таким же маленьким, молчаливым и беззащитным, как и он сам, и начать с ним общаться. Дети могут гладить и обнимать животных, играть с ними, чувствуя, что животные принимают их такими, какие они есть, без критики и с полным доверием. Например, гиперактивный ребенок успокаивается, гладя кролика, морскую свинку или хомячка; или учится контролировать силу своих движений. Это облегчает ему общение, животное служит как бы посредником и открывает двери к отношениям со взрослыми и всем окружающим миром.
Зеленый цвет растений оказывает успокаивающие действие на органы зрения, это особенно важно для современных детей, которые живут в век технического прогресса. Любуясь красотой растений, дети получают положительные эмоции, которые благоприятно влияют на их психологическое состояние.
Любой контакт с растением или животным проходит под присмотром педагогов. При осуществлении образовательной деятельности с использованием объектов живой природы, особенно животных, очень важно убедится в отсутствии у детей аллергических реакций. В связи с этим вначале учебного года обязательно проводятся беседы и консультации с родителями будущих учащихся эколого-биологического отдела.
Использование объектов живой природы при работе с детьми имеет большой здоровьесберегающий потенциал в силу того, что общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых современному ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена танцевально-двигательной терапии и приемам работы с детьми младшего школьного возраста....
Возможности использования сказки в работе с детьми младшего школьного возраста
Данная публикация описывает личный опыт использования в социально-реабилитационной работе воспитателя сказкотерапии. В материале представлены авторские разработки дидактичекого материала по воспитател...
Использование психогимнастики в работе с детьми младшего школьного возраста.
Психогимнастика нужна в основном работникам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, в...
«Традиции в классе – средство для формирования нравственных качеств и творческого потенциала» (работа с детьми младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии).
Как управлять процессом формирования нравственных качеств, стремлений у ребёнка? Наполните социум ребёнка разнообразными традициями и живите вместе согласно им. Постепенно эти доброволь...
Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста
Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений, нам, учителям, необходимо научиться исп...
Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.Задачи:1. Ознакомить педагогов с &laq...
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста
Методическая разработка представлена с целью распространения опыта использования здоровьесберегающих технологий во время урока...