Рабочая программа по Развитию речи 4 класс. ОВЗ.
рабочая программа по логопедии (4 класс) на тему
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glushchenko_4_kl_raz.rechi_1_chas.docx | 45.19 КБ |
Предварительный просмотр:
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
г. ЗЕРНОГРАД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. ЗЕРНОГРАДА
(МБОУ ООШ г. ЗЕРНОГРАДА)
Утверждена
приказом МБОУ ООШ г. Зернограда
от №
Директор ______ З.Н. Федорущенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи
индивидуальное обучение на дому
на 2016-2017 учебный год 4 класс
Количество часов: 1 час в неделю 32 часа в год
Учитель: Власюк Татьяна Ивановна.
Программа разработана на основе «Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В. В. Воронковой, М. 2012г.
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА
Рабочая программа по развитию речи для учащегося, обучающегося на индивидуальном обучении на дому, по адаптированной основной общеобразовательной программе для УО в 4 классе составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ(ст. 42,55,59,79).
- Федерального Закона № 181-ФЗ ( ст. 1) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
6.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
7. Приказа Министерства образования РФ от 31.03.2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
8. Письма «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения № 27/2643-6 ».
9. Письма Минобразования России от 30.03. 2001 года № 29/ 1470 - 6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)».
10.Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065 "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
11. Постановления Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03. 2014 г. №1 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях ».
12. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы г. Зернограда с 2016 по 2021 г.г., утвержденной приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 29.08.2016 № 191.
13. Положения «О порядке регламентации и оформлении отношений МБОУ ООШ г. Зернограда и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам начального общего , основного общего образования ( в том числе адаптированным образовательным программам) на дому, утвержденного приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 29.10.2014г. № 291.
14. Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов , дисциплин ( модулей) , утвержденного приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 12.01.2015 № 07.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь
1 уровень
- понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;
- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
2 уровень
- выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова
- сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал
Речевая практика
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.
Условные знаки в общении людей: не курить, переход метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование
Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их последующим пересказом.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказу. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву? - …
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец): Жил-был гриб-боровик. Был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под еловой лапой.
Культура общения.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.
Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.
Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Задачи и коррекционные цели предмета «Развитие речи»:
- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
«Развитие речи» включает следующие подразделы:
1. «Аудирование»: развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь; развитие умения слушать. Материал реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных упражнений или сопровождает задания других подразделов; выбор картинки по описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, речи артистов.
2. «Общение и его значение в жизни»: организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека.
3. «Дикция и выразительность речи»: отработка у детей чёткости произношения, его эмоциональной выразительности.
4. «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания»: в содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по темам, связанным со школьной жизнью и бытом людей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими; учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируют тем самым различные варианты речевого поведения.
5. «Культура общения»: его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения просьбы, благодарности, приветствия и т.д., помогающим выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 час в неделю - 32 часа в год
Количество часов по четвертям:
1 четверть- 8 часов 2 четверть - 8 часов 3 четверть- 10 часов 4 четверть- 6 часов Итого: - 32 часа
Программа рассчитана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю, но реализована будет за 32 часа в связи со Всероссийскими праздниками 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
В рабочую программу внесено содержание самостоятельной работы учащегося на дому в количестве 1 часа, которое направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по предмету, на усвоение меж предметных связей.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Коррекционная работа | Самостоятельная работа | ||
1. Аудирование -11часов | ||||||||
1 | Делимся новостями. Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем | 1 | 1 четверть 05.09. | Коррекция мышления Способствовать созданию радостной атмосферы встречи после каникул |
С 7-9 | |||
2 | Делимся новостями. Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем | 1 | 12.09 | Коррекция общей моторики Развивать умение составлять рассказ с опорой на иллюстрации |
С-10-11 | |||
3 | Делимся новостями. Прослушивание коротких сказок (чтение учителем) с их последующим пересказом | 1 |
19.09 | Коррекция зрительного восприятия Развивать умения составлять пересказ | Рисунок: «О летних каникулах» | |||
4 | Я выбираю книгу Прослушивание коротких рассказов (чтение учителем) с их последующим пересказом | 1 | 26.09 | Коррекция общей моторики Уточнить и расширить представления о видах книг, их назначении | С 13-15 | |||
5 | Я выбираю книгу. Прослушивание коротких сказок и рассказов в записи с их последующим пересказом | 1 | 03.10 | Коррекция мышления Закреплять умения составлять рассказы с опорой на фиксированную структуру текста | С 16-17 | |||
6 | Экскурсия в школьную библиотеку. Книга – наш собеседник. Что мы узнаём из книг? | 1 | 10.10 | Коррекция зрительного восприятия Воспитывать интерес к книге, как к источнику различной информации. | Комплимент книге. | |||
7-9 | Работа над сказкой. | 3 | 17.10 24.10 2 четверть 07.11 | Коррекция общей моторики Совершенствовать умения слушать речь в аудиозаписи | С 19-21 С 22-25 | |||
10-11 | Сочиняем сказку. | 2 | 14.11 21.11 | Коррекция общей моторики Развивать творческую активность учащегося | С 27-29 С 30-31 | |||
2. Общение и его значение в жизни- 9 часа | ||||||||
12-13 | У телевизора. Для чего люди создали кино и телевидение? Кто говорит с нами с кино и телеэкрана? Работа телеведущего. | 2 | 28.11 05.12 | Коррекция мышления Помочь детям понять назначение радио, телевидения в современной жизни. | С 33-35 | |||
14 | Для чего люди создали радио? Кто говорит с нами по радио? Я в роли ведущего радиопередачи | 1 | 12.12 | Коррекция общей моторики Пополнять словарный запас по теме. | С 36-37 | |||
15-16 17 | Знаки помощники. Влияние речи на поступки людей Экскурсия по улице, школе. | 3 | 19.12 26.12 3 четверть 16.01 | Коррекция зрительного восприятия Коррекция мышления Помочь понять значение распространённых знаков. | С 39-41 С 42-43 Рисунок «Моя улица» | |||
18-20 | В гостях у леса. | 3 | 23.01 30.01 06.02 | Коррекция зрительного восприятия Закреплять умения составлять различные по структуре предложения. | С 45-47 С 48-49 Составление письма Леснику. | |||
3. Дикция и выразительность речи- 8 часов | ||||||||
21-22 | Задушевный разговор. Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства | 2 | 13.02 20.02 | Коррекция мышления Тренировочные упражнения в передаче радости (восторга) | С 51-53 С 54-55 | |||
23-25 | Приглашение. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё. Устное и письменное приглашение. Упражнения в составлении приглашения | 3 | 27.02 06.03 13.03 | Коррекция зрительного восприятия Познакомить со структурой устного и письменного приглашения. | С 57-59 С 60-61 Открытка - приглашение | |||
26-28 | Поздравляю! Мимика и жесты Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Устное и письменное поздравление. Упражнения в составлении поздравления | 3 | 20.03 4 четверть 03.04 10.04 | Коррекция зрительного восприятия Познакомить со структурой устного и письменного поздравления. | С 63-65 С 66-67 Поздравительная открытка | |||
4. Культура общения - 4 часа | ||||||||
29-30 | Извинение: извините, пожалуйста; я прошу прощения; не сердитесь, пожалуйста | 2 | 17.04 24.04 | Коррекция общей моторики Актуализировать умение участвовать в диалогах. | С 68-69 | |||
31-32 | Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях | 2 | 15.05 22.05 | Коррекция мышления Развивать эмпатию по отношению к окружающим. | С 70-71 |
Нормы оценивания:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и некоторые ошибки в речи (1-2 ошибки), которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки в ответах; не использует помощь учителя.
РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по
методического совета учебно-воспитательной работе
МБОУ ООШ г.Зернограда __________
от__________2016г. №______ ____________2016 года
председатель МС______
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи - 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по развитию речи 3 класс
В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса
Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...