Рабочая программа по Развитию речи 2 класс.
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету: «Развитие речи» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе, составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raz.rechi_2_kl_nespovityy.docx | 44.46 КБ |
Предварительный просмотр:
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
г. ЗЕРНОГРАД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. ЗЕРНОГРАДА
(МБОУ ООШ г. ЗЕРНОГРАДА)
Утверждена
приказом МБОУ ООШ г. Зернограда
от №
Директор ______ З.Н. Федорущенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи
индивидуальное обучение на дому
на 2016-2017учебный год 2 класс
Количество часов: 1 час в неделю 33 часа в год
Учитель: Власюк Татьяна Ивановна.
Программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 1-4 классы
под редакциейИ.М. Бгажноковой 2011 года
г.Зерноград
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА
Рабочая программа по развитию речи для учащегося, обучающегося на индивидуальном обучении на дому, по адаптированной основной общеобразовательной программе для УО во 2 классе составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ(ст. 42,55,59,79).
- Федерального Закона № 181-ФЗ ( ст. 1) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
6.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
7. Приказа Министерства образования РФ от 31.03.2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
8. Письма «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения № 27/2643-6 ».
9. Письма Минобразования России от 30.03. 2001 года № 29/ 1470 - 6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)».
10.Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065 "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
11. Постановления Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03. 2014 г. № 1 « Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей ( законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях ».
12. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы г. Зернограда с 2016 по 2021 г.г., утвержденной приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 29.08.2016 № 191.
13. Положения «О порядке регламентации и оформлении отношений МБОУ ООШ г. Зернограда и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей - инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам начального общего , основного общего образования ( в том числе адаптированным образовательным программам) на дому, утвержденного приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 29.10.2014г. № 291.
14. Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов , дисциплин ( модулей) , утвержденного приказом МБОУ ООШ г. Зернограда от 12.01.2015 № 07.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
- отчетливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов;
- выполнять различные задания по словесной инструкции;
- использовать громкую и шепотную речь, менять темп речи по указанию учителя, практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях;
- участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на вопросы;
- пользоваться вежливыми словами при изъявлении благодарности;
- называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
- пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план.
2-й уровень
- выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые слова»;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- называть свое имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников;
- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по предмету: «Развитие речи» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе, составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель программы обучения:
- коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся коррекционной школы.
Задачи программы обучения:
- способствовать совершенствованию речевого опыта;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- учит строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
В каждом из классов курс «Устная речь» включает в себя четыре раздела с постепенным расширением и усложнением программного материала.
Раздел «Аудирование» включен в программу 1-2-х классов и нацелен на улучшение качества воспроизведения речи (аудирование) и собственно произносительной стороны речи: внятность, отчетливость произнесения слогов и слов в речи (дикция).
Дети, у которых выявляются специфические нарушения произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
В 3-4 классах вводится раздел «Речь и ее значение в жизни». Основу данного курса составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания, о значении речи в жизни человека. Большая часть времени на уроках устной речи отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей того или иного возраста. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, ученики осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.
В организации связного высказывания огромную роль играют знакомство учащихся с простейшими моделями построения высказывания и одновременное развитие всех сторон устной речи с целью обеспечения базы для связной речи. А это значит, что к моменту высказывания в речевом арсенале ученика должен быть достаточный объем словаря по теме, необходимые синтаксические конструкции, отдельные фрагменты речи, как модели высказывания. Все это и составляет основное содержание уроков устной речи.
Кроме того, учащиеся постепенно овладевают таким качеством устной речи как дикция ивыразительность: сила, темп, тон, мелодика. Они учатся понимать и использовать в речевом общении мимику и жесты. Материалом для такой работы служат различные скороговорки, потешки, прибаутки, короткие стихотворения, песенки, считалки, загадки, связанные с темой урока.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета. В этой связи необходимо проводить специальную работу по обогащению речи словами, оборотами, конструкциями и другими языковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия и др., помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок Развития речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Отбор материала по звукопроизношению, дикции, выразительности речи и культуре общения подчинен требованиям темы и служит как повышению общего уровня речи, так и улучшению качества речевого общения в заданной ситуации. Всякое упражнение должно показывать ученику, как наилучшим образом справиться с отдельным речевым заданием и помогать, ему реализовать их в речевой ситуации.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введен подраздел «Культура общения»(1-4классы). Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок развития речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.
На основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией И.М. Бгажноковой 2011 года издания, в рабочую программу устной речи 2 класса включены следующие разделы:
Аудирование.
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с следующим словесным отчетом о действии.
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы.
Дикция и выразительность (эмоциональность) речи.
Общие упражнения на подвижность органов речевого аппарата(игровые приемы активизации органов речи).
Дыхательные упражнения.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. (на усмотрение учителя).
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними. Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах.
Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений к ролевой игре. Коллективное составление рассказа.
Культура общения.
Выражение благодарности. Вежливые слова. Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на развитие речи отводится 1 час в неделю, 33 часа в год и составит:
1 четверть- 8 часов, 2 четверть- 8 часов, 3 четверть- 10 часов, 4 четверть- 7 часов –итого - 33 часа за год
№ п/п | Дата план | Дата факт | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Коррекционная работа | Самостоятельная работа |
I ЧЕТВЕРТЬ (8часов) РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «Добро пожаловать» -3 часа | ||||||
1-2 | 06.09 13.09 | Я в школе. Дежурство. Обсуждение темы. Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы. Давать характеристику предметам и различным действиям с ними. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Приветствие» | Работа в тетради | ||
3 | 20.09 | Ролевая игра по теме. | Отработка понятий «правый» и «левый». | Упр-е на развитие внимания | ||
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «Истории о лете» -3 часа | ||||||
4 | 27.09 | Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | Упражнение «Разноцветные точки» | Упр-е на развитие памяти | ||
5 | 04.10 | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. |
| Письмо элементов букв | ||
6 | 11.10 | Конструирование предложений на заданную синтаксическую конструкцию. | Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек» | Штриховка | ||
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «Три поросёнка» | ||||||
7 | 18.10 | Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | Рассказывание сказки с опорой на картинный план. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. | Письмо по шаблону | ||
8 | 25.10 | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. 2 четверть | Коррекция внимания. Упражнение «Копирование точек» | Работа в тетради | ||
9 | 08.11 | Составление, конструирование разных по содержанию предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Игра «Живые загадки». | Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» | Работа со словарём | ||
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «РАССКАЖИ МНЕ О ШКОЛЕ» - 3 часа | ||||||
10 | 15.11 | Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | Расширять представления учащихся о школе. Развитие мышления. | Упр-е на развитие внимания | ||
11 | 22.11 | Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме. | Развитие памяти. Игра «Что это?» | Упр-е на развитие памяти | ||
12 | 29.11 | Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. Ролевая игра по теме. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. | Письмо элементов букв | ||
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «АЛЛО, АЛЛО!» | ||||||
13 | 06.12 | Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | Упражнение «Использование игр с телефоном» | Штриховка | ||
14 | 13.12 | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. | Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» | Письмо по шаблону | ||
15 | 20.12 | Составление предложений на заданную тему. Ролевая игра по теме: «Разговор по телефону». | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. | Чтение номеров телефонов | ||
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!» 3 часа | ||||||
16 | 27.12 | Тема рассказа, ее обсуждение. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | Развитие памяти. Игра: «Не пропусти свой день рождения» | Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков» | ||
17 | 17.07 | 3 четверть Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. | Развитие мышления. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра – День рождения. | Работа в тетради | ||
18 | 24.01 | Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. | Развитие координации движений. Игра: «Каравай» | Составление рассказов о праздновании своего дня рождения. | ||
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «ДЕЖУРСТВО» - 3 часа | ||||||
19 | 31.01 | Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. | Развитие мышления | Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур» | ||
20 | 07.02 | Активизация, уточнение и обогащение словаря. | Игра «В столовой» Развитие ориентации в столовой | Упр-е на развитие внимания | ||
21 | 14.02 | Составление, конструирование предложений. | Игра «Живое предложение» Упражнение «Копирование точек» | Упр-е на развитие памяти | ||
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «У МЕНЯ ЕСТЬ ЩЕНОК» - 3 часа | ||||||
22 | 21.02 | Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | Развитие доброты, развитие ответственности | Письмо элементов букв.Работа со словарём | ||
23 | 28.02 | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. | Развитие чувства ответственности | Штриховка | ||
24 | 07.03 | Составление предложений на заданную тему. | Развитие памяти | Письмо по шаблону | ||
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» - 3 часа | ||||||
25 | 14.03 | Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | Развитие внимания Игра «Звуковые загадки» | Работа в тетради | ||
26 | 21.03 | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. 4 четверть | Развитие памяти | Упр-е на развитие внимания | ||
27 | 04.04 | Составление предложений на заданную тему. | Развития мышления Упражнение «Копирование точек» | Письмо элементов букв | ||
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «Я ЗАПИСАЛСЯ В КРУЖОК» - 3 часа | ||||||
28 | 11.04 | Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | Развитие внимания | Штриховка | ||
29 | 18.04 | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. | Развитие слухового внимания | Письмо по шаблону | ||
30 | 25.04 | Конструирование предложений на заданную синтаксическую конструкцию. | Развитие фонематического восприятия | Работа со словарём | ||
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ «МЫ РАБОТАЕМ НА ОГОРОДЕ» - 3 часа | ||||||
31 | 02.05 | Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. | Развитие моторики Игра «Пуговица» | Работа в тетради | ||
32 | 16.05 | Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Лабиринты». Развитие внимания. | Упр-е на развитие внимания | ||
33 | 23.05 | Конструирование предложений на заданную синтаксическую конструкцию. | Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. | Упр-е на развитие памяти |
КИМЫ
Критерии оценивания.
При оценке итоговых результатов освоения программы по развитию речи должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Во втором классе продолжается безотметочное обучение.
Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках устной речи. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Устный опрос учащихся является одним из методов ЗУН учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу «хорошо-очень хорошо - отлично». При этом принимается во внимание не конечный результат работы, А результат ребенка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении.
РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по
методического совета учебно-воспитательной работе
МБОУ ООШ г.Зернограда __________
от__________2016г. №______ ____________2016 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи - 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по развитию речи 3 класс
В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса
Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом
Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...