Образование имен прилагательных
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Конспект для занятий по теме "Образование имен прилагательных" во 2 -ом классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_imen_prilagatelnyh.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
логопедического занятия с детьми 2-го класса
школьного общеобразовательного учреждения
Тема: “Образование имён прилагательных от имён существительных”
Тема занятия: “Образование имён прилагательных от имён существительных”
Цель: Учить образовывать имена прилагательные (качественные, относительные, притяжательные) от имен существительных.
Задачи: 1. Речевые задачи:
- учить отличать имена прилагательные от других частей речи;
- учить образовывать качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные от имен существительных;
- выделять родовые окончания у вновь образованных имен прилагательных;
- определять, от какого существительного образовано данное имя прилагательное;
- подбирать существительные к бизким по значению прилагательным.
2. Познавательные задачи:
- закреплять и расширять словарный запас.
3. Развивающие задачи:
- развивать зрительную память;
- развивать аналитико-синтетическую деятельность;
- развивать мышление.
Оборудование:
Рабочие тетради; раздаточные карточки с неполным текстом; картинка с изображением дерева; раздаточные предметные картинки с изображением ягод и фруктов; картинки с изображением пирога, сока, конфет, банки варенья; сюжетная картинка “Семья уезжает на дачу” набор пердметных картинок к ней (рюкзак, сумка, удочка, корзина, игрушка, велосипед).
Речевой материал:
- словосочетания:
морозный день, грязные ботинки, ленивый кот, интересная книга, вкусное печенье, дождливый день, червивое яблоко и др.
- имена прилагательные:
лесной, речной, умный, светлый, длинный, пушистый, добрый, трудный, воздушный, соломенный, деревянная, металлические, стеклянная, кожанные, меховая и др.
- имена существительные и глаголы:
солома, плавать, металл, оазбить, стекло, банка, туфли, ходить, кожа, дарить, шапка, мех, лес, ветка, бревно, семена и др.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Логопед рассаживает детей по местам, готовит к занятию, настраивает на активную работу.
II. Повторение пройденного материала.
Логопед задает детям следующие вопросы:
- Какие части речи вы знаете?
- Что обозначает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?
- На какие вопросы отвечает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?
III. Сообщение темы урока.
Логопед сообщает детям тему сегодняшнего урока: “Сегодня мы будем учиться образовывать имена прилагательные от имен существительных”.
IV. Изучение нового материала.
Игра “Назови правильно”.
А) Логопед дает детям следующие задание: “Послушайте вопрос и постарайтесь на него ответить. Для этого вам потребуется придумать новое слово”.
На улице мороз. Значит, день какой? (Морозный).
На ботинках грязь. Значит, ботинки какие? (Грязные).
Коту лень ловит мышей. Значит, кот какой?(Ленивый).
Эта книга вызывает интерес. Значит, книга какая? (Интересная).
У печенья приятный вкус. Значит, печенье какое? (Вкусное).
Весь день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый).
В яблоке червяк. Значит, яблоко какое? (Червивое).
Б) Логопед задает детям следующие вопросы:
- От какого слова образовалось слово морозный? грязный?ленивый? И т.д.
- На какой вопрос отвечают эти слова: мороз? грязь? лень? И т.д.
- Что они обозначают? (предмет)
- Какой частью речи являются эти слова? (именами существительными).
- На какой вопрос отвечают вновь образованные слова? Что они обозначают? (признак прдмета).
- Какой частью речи являются эти слова? (именами прилагательными.
В) Логопед подводит итог проделанной работы: “Таким образом, мы учились образовывать имена прилагательные от мне существительных”.
V. Работа над изученной темой.
1. Игра “Наоборот”.
Логопед дает детям задание: “А сейчас попробуйте определить, от каких существительных образовались следующие прилагательные”.
Используемый материал:
Лесной, речной, светлый, длинный, пушистый, добрый, трудный, воздушный.
2. Игра “Слушай внимательно”.
А) Логопед дает детям следующее задание: “Я буду называть разные слова. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите имя прилагательное. Напомните нам еще раз, что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы оно отвечает?” (Дети повторят).
Используемый материал:
Солома, соломенный, плавать, деревянная, металл, металлические, разбить, стеклянная, стекло, банка, туфли, ходить, кожа, кожаные, дарить, шапка, мех, меховая.
Б) Работа над лексикой.
Логопед просит детей объяснить, что обозначаю некоторые прилагательные. Например: “Что обозначает слово: деревянный?” (сделанный из дерева); “стеклянный?” (сделанный из стекла); “металлический?” и т.д.
В) Подбор словосочетаний.
Логопед дает детям следующее задание: “Подберите к этим прилагательным несколько существительных”:
деревянный - дом, стол, сундук;
стеклянная - посуда, дверь, ваза и т.д.
(Придуманные примеры записываются на доске и в тетрадях).
3. Игра “Придумай слово”.
На доске написаны слова: лес, ветка, бревно, семена. Логопед показыает картинку с изображением сосны (березы, дуба, ели) и задает детям следующие вопросы:
- Как называется это дерево?
- Какие прилагательные можно образовать от этого существительного? (сосновый, сосновая, сосновое, сосновые).
- Попробуйте составить словосочетания с прилагательными, образованным от названия этого дерева, и записанными на доске словами. Запишите их в тетрадях и выделите окончания у имен прилагательных.
(один из учеников выполняет это задание у доски).
4. Игра “Лакомства”.
Логопед дает детям следующую инструкцию: “У вас на партах лежат картинки с изображением разных фруков или ягод. Вы должны будете образовать от названия вашей картинки имена прилагательные и записать в тетради словосочетания со следующими словами” (слова написаны на доске):
... начинка (рядом помещаем картинку с изображением пирога),
...сок (рядом помещаем картинку с изображением коробочки сока),
...варенье (рядом помещаем картинку с изображением банки варенья),
... конфеты (рядом помещаем картинку с изображением конфет).
После чтения детьми составленных словосочетаний проводим работу по выделению в образованных именах прилагательных окончаний.
5. Игра “Чей предмет?”
А) Логопед показывает детям сюжетную картинку с изображением семьи, отъезжающей на дачу (У папы - рюкзак, у дедушки - удочка, у мамы - сумка, у бабушки корзинка, у девочки - игрушка, у мальчика - велосипед.) и просит детей запомнить, что на ней изображено.
6. Работа с текстом.
Логопед раздает детям карточки и просит восполнить недостающие слова в тексте, заменяя указанные существительные на необходимые прилагательные илт просто подбирая необходимые прилагательные.
Осень в лесу.
Случалось ли вам когда-нибудь оказаться в лесу (тепло)... теплым (осень) ... осенним деньком? (Золото)... золотые купола деревьев стряхивают (сладость) ... сладким запахом осени. (Пух) ... пушистая белочка собирает в дупле (лес) ... лесные орешки. Под (старость) ... старым дубом затаился (уши) ... ушастый заяц. (Забота) ... заботливый ежик спешит к своему (колючки) ... колючему семейству с найдеными грибами. (Лес) ... лесные обитатели спешно готовятся к (зима) ... зимней поре.
7. Игра “Чей предмет?” (Продолжение).
Б) Логопед возвращается к работе с сюжетной картинкой и показывает изображение или просто называет предмет, а дети должны вспомнить, у кого был этот предмет, и сказать, чей он?
(например: Сумка была у мамы - это мамина сумка).
VI.Подвидение итогов.
Логопед подводит итоги занятия и просит детей ответить на следующие вопросы:
- С каками частями речи мы сегодня работали?
- Что обозначают эти части речи? На какие вопросы они отвечают?
- Какие части речи мы с вами учились образовывать?
- От какой части речи можно образовать прилагательное?
- Приведите примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Образование имен прилагательных от имен существительных
Конспект урока русского языка в 4 классе....
Конспект урока русскогоязыка в 4 классе по теме "Образование имен прилагательных" (Развивающая программа Л.В. Занкова)
Тема урока русскогоязыка в 4 классе: Образование имен прилагательных. (Развивающая программа Л.В. Занкова). Урок открытия нового знания. Второй урок в теме "Склонение имен прилагательных"....
Конспект урока по русскому языку на тему: Образование имен прилагательных с помощью суффиксов ов, н, ист.
Интегрированный урок по русскому языку во 2 классе...
Конспект урока: «Образование имен прилагательных».
2. Класс: 4 3. Предмет:русский язык 4. Тема урока: «Образование имен прилагательных». 5. Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. В. Занкова...
Презентация на тему "Образование имен прилагательных" 4 класс
Класс: 4 3. Предмет:русский язык 4. Тема урока: «Образование имен прилагательных». 5. Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. В. Занкова ...
Урок русского языка в 4 классе тема: образование имен прилагательных при помощи суффиксов учитель:Гаряева Валентина Борисовна
Урок русского языка 4 класс. Тема: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-.»...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Образование имен прилагательных с помощью суффиксов» УМК "Перспектива" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Образование имѐн прилагательных с помощью суффиксов». Цели деятельности учителя: формирование умений образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов...