Выступление учителя-логопеда на МО педагогов
презентация к уроку по логопедии (1 класс) по теме

Ящук Марина Александровна

Причины нарушения устной и письменной речи 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_narusheniy_rechi_i_metody_raboty_s_nimi.pptx280.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушения речи у детей младшего школьного возраста Учитель-логопед МБОУ «Школа-лицей» Ящук М.А .

Слайд 2

Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений развитии . У детей речевые расстройства различается по силе выраженности и области развития — от полной потери речи до проблем с пониманием отдельных звуков и слов. Речевые нарушения не имеют физиологической причины. За это ответственны повреждения в головном мозге, точнее в тех его участках, которые отвечают за речевую зону.

Слайд 3

Речевые нарушения характеризуются тем, что : -возникнув, самостоятельно не исчезают, а закрепляются; -не соответствуют возрасту говорящего; -требуют того или иного коррекционного вмешательства; -откладывается отпечаток на дальнейшее развитие ребенка.

Слайд 4

Причины возникновения речевых нарушений: Органические причины- это травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы. Функциональными нарушениями речи считаются такие, при которых не отмечается органических изменений в структуре речевых органов или в нервной системе.

Слайд 5

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции. Первый (1-2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие. Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь. Третий период (6-7)- начало развития письменной речи.

Слайд 6

В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений клинико- психолого- педагогическая педагогическая

Слайд 7

Нарушения устной речи разделены на два типа : -Фонационного (внешнего) оформления высказывания( дисфония , брадилалия , тахилалия , заикание, дислалия , ринолалия , дизартрия). - Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания ( алалия , афазия ). Клинико-педагогическая классификация

Слайд 8

Нарушения письменной речи: дислексия , дисграфия . Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.

Слайд 9

- первая группа - нарушение средств общения( ФФНР, ОНР). - вторая группа -нарушения в применении средств общения- заикание. ФФНР - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Психолого-педагогическая классификация:

Слайд 10

ОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

Слайд 11

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения. В процессе обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающий характер обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, прочности, индивидуального подхода.

Слайд 12

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический , системности и учета структуры речевого нарушения, поэтапности , онтогенетический, деятельного подхода, использование обиходного пути, формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Слайд 13

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушений письма у младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Обследование детей с недостатками письма показывает , что среди них часто встречаются дети с нарушениями устной речи. Нарушения письма могут быть основаны на недостаточной сформированности всех компонентов речи, как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны

Слайд 14

У младших школьников с проблемами письма наиболее часто встречаются: фонематическая дисграфия , обусловленная нарушением фонематического восприятия; аграмматическая дисграфия , в основе который лежит аграмматизм устной речи; дисграфия языкового анализа и синтеза, при которой ребенок не дифференцирует понятия предложения, слова, слоги и буквы. Артикуляторно -акустическая дисграфия связана с нарушением произношения звуков родного языка, при этом ребенок пишет так, как произносит звуки.

Слайд 15

Основными задачами преодоления дисграфии являются: преодоление дисграфических ошибок на письме и формирование произвольного контроля в процессе выполнения письменной работы . При коррекции оптической дисграфии предлагаются упражнения на развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса ), на уточнение и расширение объема зрительной памяти; на формирование пространственного восприятия и представлений; на развитие зрительного анализа и синтеза; на дифференциацию смешиваемых букв.

Слайд 16

При артикуляторно - акустической и фонематической дисграфии задачами логопедической работы являются постановка звуков и уточнение их артикуляции, развитие фонематического слуха, развитие звукового состава слова. Основными методами и приемами являются : а) различение гласных и согласных ; б) выделение любых звуков из слова ; в) объединение звуков в слоги; г) объединение слогов в слова; д) определение последовательности звуков в слове.

Слайд 17

При коррекции аграмматической дисграфии задачей логопедической работы является преодоление аграмматизмов устной речи. На подгрупповых занятиях учитель-логопед формирует навыки словообразования и словоизменения. Основное внимание обращается на умение употреблять в речи категории рода, числа, падежа, правильное использование предлогов

Слайд 18

При коррекции дисграфии языкового анализа и синтеза логопед учит различать понятия «предложение», «слово», «слог», «звук», моделировать различные типы словосочетаний и предложений по аналогиям, подбирать к заданным схемам подходящие предложения, определять количество слов в предложении

Слайд 19

В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звуко - буквенный состав слов. Наблюдение над звуковым составом слова, сравнение и сопоставление сходных и различных признаков, логические упражнения по анализу и синтезу способствуют формированию у детей четких и ясных представлений о звуковом составе слова, что приводит к формированию правильного произношения, приучает сознательно читать и писать

Слайд 20

Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.

Слайд 21

На что необходимо обратить внимание: 1. Если ребенок левша. 2. Если он – переученный правша. 3. Если в семье говорят на двух или более языках. 4.Если ребенок слишком рано пошел в школу. 5.Если у ребенка есть проблемы с памятью и вниманием. 6. Наблюдаются смешения по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, д-у. 7. Ошибки, вызванные нарушенным произношением лека (река), суба (шуба). 8. Пропуски букв, слогов, недописывание слов: прта -парта, моко -молоко, веселы-веселый.

Слайд 22

Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа должна начинаться не в школе, когда обнаруживаются специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Дисграфию легче предупредить, чем устранить. Упражнения: 1. «Корректурная правка». 2.»Пишем вслух». 3.Пропущенные буквы. 4. Лабиринты.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя -логопеда для родителей первоклассников

Зачастую родители думают,если их ребенок выговаривает все звуки, то занятия со  школьным логопедом не нужны.. Как они ошибаются.. Для этого нужно чаще логопеду выступать на родительских собраниях...

Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании первоклассников «Речевая готовность ребенка к школе»

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании первоклассников«Речевая готовность ребенка к школе»...

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....

Выступление учителя - логопеда перед родителями первоклассников

Материал для родителей первоклассников разъясняет в доступной форме, как и почему могут появиться специфические нарушения письменной речи, а также предлагает приемы работы по предупреждению их развити...