Выступление учителя-логопеда на родительском собрании первоклассников «Речевая готовность ребенка к школе»
материал по логопедии
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании первоклассников
«Речевая готовность ребенка к школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_2.5.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3
Дорогобужского района Смоленской области
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании первоклассников
«Речевая готовность ребенка к школе»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
( Венгер Леонид Абрамович-кандидат педагогических наук, доктор психологических наук , профессор)
Среди качеств, развитие которых определяют степень готовности ребенка к обучению в школе, речевое развитие имеет большое значение. . По мнению Л.С. Выготского, «есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи». При помощи устной и письменной речи он будет усваивать школьную программу. А возраст 6-7 лет — период чрезвычайно активного ее развития речи. К этому возрасту у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу слова, лексика, грамматика, связная речь.
Ребёнку с хорошо развитой речью легко общаться с окружающими, он понятно выражает свои мысли, желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, и может наложить отпечаток на его характер. Правильное произношение звуков особенно необходимо при овладении грамотой , речевые дефекты - одна из причин возникновения дисграфии и дислексии (нарушений чтения и письма.
Неправильное произношение одного или нескольких звуков при сформированных фонематических процессах как правило, не оказывает отрицательного влияния на усвоение школьной программы, однако, представляете, какую неловкость, стыд, смущение, обиду испытывает ребенок, когда вместо «лодка» произносит на весь класс «водка»...
Итак, основные критерии, определяющие речевую готовность ребёнка к школе:
Звуковая сторона речи:
у ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп (свистящие, шипящие, сонорные).
Фонематическое восприятие:
умение слышать, различать все фонемы языка.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу:
- умение выделять начальный гласный звук;
- анализировать обратный слог;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- называть все звуки по порядку в слове;
- делить слово на слоги;
- определять количество звуков и слогов в слове;
- выделять ударный звук в слове; и т.д.
- знать и употреблять в речи термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий;
- уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой;
- сливать звуки в слоги.
Словарь (словарный запас нормально развивающегося ребенка) составляет от 5000 до 7000 слов):
- использовать в речи обобщающие понятия: цветы, посуда, звери, птицы и т.д.;
- уметь разными способами образовывать слова;
- правильно употреблять слова уменьшительно-ласкательного значения;
- уметь образовывать слова в нужной форме;
- выделять звуковые и смысловые различия между словами;
- образовывать прилагательные от существительных;
- объяснять значение слова: например, сахарница — это посуда, в которой находится сахар;
- понимать, использовать в речи, подбирать пары слов
- с противоположным значением: высокий — низкий, горячий —холодный и другие.
Дети уже могут осмысливать и понимать слова с переносным значением: золотые руки, время ползет, короткая память. Важное значение имеет работа над синонимами. Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова.
Грамматический строй речи – это:
- умение правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях;
- распространять однородными и второстепенными членами;
- работать с деформированным предложением;
- выделять слова в предложении (называть первое, второе и т. д. слово);
- составлять предложения по опорным словам и картинкам и т. д.
Связная речь:
- умение пользоваться развёрнутой фразовой речью;
- пересказывать текст;
- самостоятельно составлять рассказ.
Развитие мелкой моторики:
пальцы кистей рук должны быть хорошо развиты. Есть вполне обоснованное мнение, что речь находится на кончиках пальцев.
Низкий уровень развития моторных навыков ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, (так называемая «дрожащая линия»), вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.
Доказано, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического, интеллектуального и, конечно же, речевого развития ребенка (а именно здесь, как будет развита пальчиковая моторика, так будет развита и артикуляционная - развиты пальчики хорошо - развиты и мышцы языка!).
Бывает так, первоклассник, с радостью поступивший в школу, через какое-то время жалуется на головные боли, боли в руке, шее при письме. Ребенок невнимателен, неусидчив, легко отвлекается.
Это связано с тем, что у ребенка настолько повышается мышечный тонус, что возникают локальные мышечные зажимы. Часто ребенок пишет всей рукой от плеча до кисти, а не только пальцами, как надо. Это можно проверить, приложив руку на плечо, предплечье и шею: вы почувствуете, как они напряжены, сжаты.
Работа такой большой группы мышц вместо маленькой приводит к повышенным энергозатратам (попробуйте сами писать плечом вместе с кистью). Ребенок быстро устает и истощается.
Не успевает за темпами работы в классе, получает оценки хуже тех, на которые может рассчитывать, отсюда и грязь в тетрадях, описки, исправления, зачеркивания.
Повлиять на двигательное развитие ребенка можно, если научим его расслабляться, снимать мышечные зажимы, разовьем мелкую моторику пальцев рук.
Если видите, что ребенок излишне старается, напряжен -подойдите, успокойте, погладьте, помассируйте его мышцы.
Вот несколько видов упражнений для развития тонкой моторики руки и (особенно важно для предупреждения нарушений чтения и письма) зрительно - двигательной координации:
- Срисовывание графических образцов (геометрических фигур или
разнообразных узоров). Смотрите телевизор, нарисуйте парочку
замысловатых узоров. А ребенку с интересом скажите: «А слабо
тебе нарисовать такой же?!» - Вырезание по контуру фигур из бумаги, даже и картинки,
фотографии из старых журналов, газет. Главное, чтобы вырезание
было плавное, без отрыва ножниц от бумаги. - Раскрашивание и штриховка. Здесь просто надо купить готовые
книжки-раскраски. - Вы в школу купили пластилин, а дома он есть? Есть - прекрасно.
- Конструирование и работа с мозаикой. Огромное развивающее
значение имеют пазлы. - Выкладывание фигур из спичек. Проведите домашнее состязание:
«У кого самый глубокий колодец?» Победителю - приз! - Выполнение фигурок из пальцев. Попросите ребенка закрыть глаза.
Вы из пальцев его левой руки сложите фигурку, попросите теперь
ребенка сделать точно такую же фигурку только из пальцев правой
руки. - Освоение ремесел (вышивание, вязание, выпиливание, выжигание,
плетение и т.д.)
Понятно, что если вы у своего замечаете названные проблемы, то нужно без промедления заняться их коррекцией, потому что на формирование речи природа отвела всего 9 лет (так называемый сензитивный период). После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Если в этот период ребёнок не заговорит, то в дальнейшем у него этой возможности не будет.
Коррекцию звуковой стороны речи, если она до сих присутствует у вашего ребенка, оставьте мне. Каждого ребенка я обследую для выявления проблем каждого и включения нуждающихся в коррекционную группу. Чтобы коррекция звукопроизношения проходила более эффективно, относитесь, пожалуйста, серьезно к домашним заданиям, которые дети будут получать.
Остальные проблемы вам по силам преодолеть самостоятельно. Для этого вы можете воспользоваться памятками по каждой отдельной проблеме.
При работе с ребенком необходимо соблюдать ряд правил:
1. Не старайтесь ускорить ход речевого развития ребенка, перегружая его речевыми занятиями. Занятия лучше проводить в игровой форме.
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, непременно объясните.
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?».
Вообще любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.
Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!
Литература:
Парамонова Л.Г. «Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе».
Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие.
Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Готовность ребенка к школе"
Данная разработка содержит конспект и презентацию для собрания с родителями будущих первоклассников на тему: "Готовность ребенка к школе"...
Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».
Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...
Родительское собрание на тему:" Готовность ребенка к школе"
Физические условия адаптацииребенка к школеКакие нужно создать психологические условияЧто такое психологическая готовность к школе...
Выступление на собрании первоклассников "Речевая готовность ребенка к школе"
Информация для родителей и лиц их заменяющих, о том, что ребенок должен знать и уметь, для успешного овладения чтением и письмом, при поступлении в первый класс....
Консультация учителя - логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...
Консультация учителя-логопеда для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенк...
Речевая готовность ребенка к школе (выступление учителя-логопеда на родительском собрании первоклассников)
Что должно быть сформировно у первоклассника для успешного овладения чтением и письмом в школе?...