Оптическая дисграфия
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Оптическая дисграфия
Причины возникновения дисграфических ошибок оптического характера - это недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.
Коррекционную работу начинается с развития неречевых процессов, включающие в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно): развитие зрительного и буквенного гнозиса. Работа по развитию неречевых процессов не ограничивается в рамках первого этапа, соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю логопедическую работу по различению букв условно можно разделить на 3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3. Работа со словами (словами-паронимами), предложениями, текстом.
Для устранения оптической дисграфии используются приёмы, которые систематизированы и плавно переходят от простого к сложному. Разнообразные упражнения и задания вызывают у учащихся интерес, что способствует развитию памяти, внимания, мышления и творческих способностей.
Направления по устранению специфических ошибок | Приёмы коррекционной работы |
1.Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного гнозиса) | Развитие зрительного гнозиса
Примерные виды задания:
Развитие буквенного гнозиса
Для закрепления буквенного гнозиса использую зону развития мелкой моторики, где ребята выкладывают буквы или элементы из мелких предметов (ракушек, разноцветных камушек, семян, бусинок, палочек), лепят из пластилина, рисуют на песке, используют шнуровку. Практические упражнения:
|
2.Расширение объёма и уточнение зрительной памяти. | Расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса)
Виды заданий и упражнений:
|
3.Формирование пространственных представлений | Развитие ориентировки в пространстве
Виды заданий:
|
4.Развитие зрительного анализа и синтеза | Продолжается работа, начатая на первом этапе на развитие буквенного гнозиса. На этом этапе проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Виды заданий: 1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз). 2. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции. 3. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти). 4. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв. 5. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение. 6. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных. 7. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению. 8. Реконструировать букву: добавляя элемент из А — Л — Д, К — Ж, 3 — В, Г — Б; изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р — Ь, И — Н, Н —П, Г — Т. 9. Определить различие сходных букв: отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В; состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р — Ь, Г — Т, И — П, П — Н. |
5.Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений | Большое место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения использую приёмы:
|
6.Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах | Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: 1. изолированно (написание); 2. в слогах и в словах; 3. в словосочетаниях; 4. в предложениях и тексте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика оптической дисграфии.
В рамках профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников и учащихся первых классов, мы предлагаем такой вид деятельности, как ...
Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".
Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...
программа по коррекции оптической дисграфии
Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихс...
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...
Организация коррекционнной работы по преодолению оптической дисграфии на бинарном уроке "Дифференциация строчных букв п-т, сходных оптически и кинетически".
В данной методической разработке представлено описание опыта работы с обучающимися начальных классов на бинарных занятиях по преодолению оптической дисграфии. На занятии по дифференциации оптиче...
"Оптическая дисграфия. Коррекция оптических нарушений в играх и упражнениях"
Презентация содержит игры и упражнения для исправления оптических ошибок у младших школьников. Упражнения подходят для выполнения как в классе, так и дома. Материал презентации можно использовать на у...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»
Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....