Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему
Начальная школа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_na_pochve_narush._yazyk_anal._i_sint.analiza.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Причины возникновения ошибок на почве нарушения языкового анализа и синтеза является несформированность звукового анализа и синтеза слова и предложения, слогового и фонематического анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие слогового анализа и синтеза;
- развитие языкового анализа и синтеза.
Для устранения специфических ошибок, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза, я использую следующие виды работ.
Основные группы | Виды работ |
Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова | Разложение слово на составляющие фонемы представляет собой сложную психическую деятельность, у младших школьников она особенно страдает. Фонематический анализ может быть простым и сложным. Логопедическая работа строится с учётом последовательности формирования звукового анализа в онтогенезе, и в определённой последовательности: а) на слух, когда слово произносит логопед; б) после произнесения слова ребёнком; в) на основе слухопроизносительных представлений, например по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку. Вычленение первого ударного гласного звука из слова Работу начинаю с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. А- малыш плачет, У- волк воет, О- болит зуб и т.д. При уточнении артикуляции гласного звука внимание ребёнка обращается на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой и т.д.). Сначала гласный звук выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией. Использую следующие задания:
Соответствующие задания предлагаю учащимся для выделения последнего гласного в слове. Вычленение первого согласного звука из слова
Определение конечного согласного в слове Определение согласного звука в слове провожу на обратных слогах, например ух, ах, ум. Далее предлагаю слова, сходные по составу с ранее изученными, например, ам – сам, ом – сом. Затем при самостоятельном произнесении определяется последний звук в слов (типа кот).
При определении конечного согласного звука используют те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Уточняю, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска «светофор», разделенная на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зелёная часть полоски – конец слова. Вначале предлагается определить место ударной гласной в односложных – двусложных словах: например, место звука «а» в словах аист, два, мак. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом использую картинки. В дальнейшем провожу работу по определению места согласного звука в слове. Звук связывается с буквой
Виды работ по закреплению функции фонематического анализа:
А) добавляя звук в начале слова. Примерные слова: рот – крот, мех – смех, челка – пчелка, Оля – Коля, Аня – Ваня, осы – косы, луг – плуг; Б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок – бокс, вол – волк, пар – парк, пол – полк, стол – столб; В) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом – сок – сук – суп – сух; Г) переставляя звуки: пила – липа, карп – парк, кот – кто;
|
Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова | Работа со слогом В процессе письма учащиеся очень часто пропускаю гласные, это связано с тем, что при проговаривании слога лучше воспринимают согласные звуки, а гласные являются для них как оттенки согласных звук. Поэтому в слоговом анализе делается упор на гласный звук.
Работа со словом На начальном этапе работы со словом использую слова, в которых написание аналогично звучанию. Речевой материал даётся от односложного слова с дальнейшим увеличением слогов и разной сложности.
Слоговой анализ и синтез на уровне слова
|
Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста | Работа с предложением. На этом этапе особое внимание уделяю на последовательность слов в предложении, на умение дифференцировать предлоги и приставки, для этого использую такие задания:
Работа с текстом. Младшие школьники зачастую затрудняются выделить предложение из текста, так как у них недостаточно сформировано или не сформировано представление о предложении как о законченной мысли. Использую задания:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса
Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников....
Использование ребусов при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Предлагаемая презентация является составной частью комплексной работы по коррекции дисграфии, возникающей на почве нарушения языкового анализа и синтеза.В основе данного вида д...
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.
Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....