Этапы и направления логопедической работы при дизартрии с детьми ДЦП
консультация по логопедии по теме
рекомендация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_i_napravleniya_logopeditseskoy_raboty_pri_dizartrii.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ и НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИЗАРТРИИ
с детьми ДЦП
Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока.
ПЕРВЫЙ БЛОК: медицинский, который определяет врач-невролог. Кроме медикаментозных средств, назначаются ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и др.
ВТОРОЙ БЛОК: психолого-педагогический. Основным направлением этого воздействия будет развитие сенсорных функций.
ТРЕТИЙ БЛОК: логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане.
ПЕРВЫЙ ЭТАП логопедической работы, носящий название «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ», содержит следующие направления:
- Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж.
- Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика постепенно усложняется и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качества артикуляционных движений. Отрабатываются такие качества артикуляционных движений, как точность, ритмичность, переключаемость и др. - Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.
- Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Затем закрепляют новые навыки в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения воедино. Такой тренинг готовит артикуляционный, голосовой и дыхательный аппараты к формированию у детей новых произносительных умений и навыков.
- Нормализация просодики. Это направление на первом этапе направлено на развитие просодической стороны речи: это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и другие симптомы просодики.
- Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью логопедом проводится пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук. Целенаправленная и последовательная стимуляция мелкой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает подготовку руки к овладению графомоторными навыками.
Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.
ВТОРЫМ ЭТАПОМ логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков. Направлениями второго этапа являются:
- выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, небного)
- определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения
- уточнение или развитие фонематического слуха
- вызывание конкретного звука
- закрепление вызываемого звука, т.е. его автоматизация ( это самое сложное направление второго этапа)
- дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами.
ТРЕТИЙ ЭТАП логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков:
- формирование у ребенка навыков самоконтроля.
- введение звука в речь.
- включение в лексический материал просодических средств: различной интонации, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз и др.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП логопедической работы – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу.
ПЯТЫЙ ЭТАП логопедической работы направлен на формирование графомоторных навыков, профилактики дисграфических ошибок.
Первый «Подготовительный» этап логопедической работы с учеником , имеющий диагноз: ДЦП, гиперкинетическая форма, спастико-гиперкинетическая дизартрия. Как, выше сказано, на первом этапе нормализуем мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры. Нормализация речевой мускулатуры при гиперкинетическом синдроме осуществляется в большей степени приемами активных и пассивных движений, чем приемами массажа. Массажные приемы ограничиваются поверхностным плоскостным поглаживанием. Движения должны быть очень легкими. Поглаживают мышцы шеи, затылка, плечевого пояса по ходу лимфатических сосудов. Перед массажем необходимо выбрать для ребенка адекватную позу. Движения производят двумя руками, придерживаясь направления от «периферии» к «центру».
Расслабление лицевой и губной мускулатуры проводится методом разглаживания. Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Массаж по времени не должен превышать 3 минут.
После расслабляющих движений по лицевой и губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Правая рука логопеда подводится под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает голову ребенка в одну и другую сторону, покачивает. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
Массаж языка следует проводить после общего расслабления. При гиперкинезах языка проводится точечный массаж.
- перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине носогубной складки слева, а указательный палец правой руки под углом справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. Указательный палец правой руки помещается на носогубную складку справа, а указательный палец левой руки опускается под угол губ слева, и производят вновь те же движения;
- следующий прием точечного массажа при гиперкинезах. Указательный палец левой руки располагается в области середины носогубной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производят вращательные движения в этих точках. Затем движения производятся на противоположной стороне;
- указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при перекрестном массаже, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это же упражнение проводят на противоположной стороне;
-при резко выраженных гиперкинезах используются следующие точки. Если палец левой руки фиксируется в зоне носогубной складки слева, то палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки, и тоже осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем это упражнение повторяется с противоположной стороны;
- при стойких гиперкинезах используют точки, находящиеся под коленкой, и точку в области одной из носогубных складок и тоже делают точечный перекрестный массаж. Эти упражнения не должны вызвать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта. Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает 5 минут.
Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения. Кроме того, для активизации мышц речевого аппарата применяют артикуляционную гимнастику.
Для нормализации моторики артикуляционного аппарата применяются традиционные упражнения. Артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно-активно, активно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.
Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....
Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников.
В настоящее время увеличилось количество детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в овладении навыками письма и чтения. В большинстве случаев трудности сопровождаются проблемами в освоении...
Выступление на дефектологическом семинаре.Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»
Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедических занятий включает в себя направления: коррекция звуковой стороны речи, развитие общих речевых навыков,...
Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников. Часть вторая
Игры и задания, направленные на преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников....
Содержание логопедической работы при дизартрии
Коррекционная работа при дизартрии осуществляется на основе комплексного подхода, в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка....
Особенности логопедической работы при дизартрии.
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Из-за недостаточной иннервации мы...
Этапы организации коррекционно-логопедической работы с учащимися младшего школьного возраста.
Этапы организации коррекционно-логопедической работы....