Особенности нарушения звукопроизношения у детей младшего школьного возраста
статья по логопедии (1 класс)
Механическая дислалия. Актуальность проблемы. Исследовательская работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Механическая дислалия | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Шатских Н. В
Учитель-логопед
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов села Тербуны Тербунского муниципального района
Липецкой области
Особенности нарушения звукопроизношения у детей
младшего школьного возраста
Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата называется дислалией. Дислалия является сложным речевым расстройством. Эта проблема требует углубленного изучения, так как нарушение речи обусловлено анатомическими дефектами периферического аппарата речи. Наиболее часто встречающиеся дефекты произношения обусловлены аномалиями зубно-челюстной системы, отсутствием резцов или их аномалиями, дефектами прикуса, укороченной подъязычной уздечкой. Данные нарушения могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. Такой вид дислалии называется механической.
В учебнике Волковой Л. С. «Логопедия», выделяются две основные формы дислалии: функциональная и механическая (органическая). Функциональная дислалия это нарушение звукопроизношения, когда не наблюдается органических нарушений. При механической дислалии наблюдаются отклонения в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба). Функциональная дислалия возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механическая в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональной дислалии может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механической же обычно страдает группа звуков.
Проблема детей с механической дислалией очень актуальна, так как количество детей с данным речевым нарушением увеличивается.
Актуальность позволила определить тему моего исследования: «Нарушение звукопроизношения у детей с механической дислалией». На основании изучения и анализа научно-исследовательских и методических документов, М.Е. Хватцева, А.М. Смирнова, С.С. Лепядевского, Е.Ф. Рау, О.В.Правдиной, была определена гипотеза исследования, предположив, что у детей, с механической дислалией, отмечается сложная структура нарушения звукопроизношения.
Исходя из данной гипотезы была определена цель исследования: выявить характерные особенности нарушения звукопроизношения у детей с механической дислалией.
Задачами данного исследования стали:
- обследование детей младшего школьного возраста;
- изучение психолого-педагогического исследования по проблеме нарушения звукопроизношения;
- изучение особенностей логопедической работы по преодолению механической дислалии.
В эксперименте участвовало 6 детей, обучающихся в 1 классе. Экспериментальная работа включала в себя несколько этапов, каждый из которых соответствует задачам исследования. Первый этап это подготовка, организация и осуществление констатирующего эксперимента с целью изучения состояния звукопроизношения у детей с механической дислалией. На данном этапе было проведено обследование, выявлен уровень сформированности звукопроизношения, а также разработаны методические рекомендации по совершенствованию звукопроизношения у детей с механической дислалией. Обследование детей проводилось по методике предложенной Е.Ф. Архиповой. Испытуемым было предложено 5 заданий, которые основаны на восприятии речи на слух и исключающие собственное дефектное произношение. Затем были проведены беседы с родителями испытуемых с целью изучен6ия поликлинической картины развития ребенка.
После подробного изучения характера нарушения звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с механической дислалией было выявлено, что у 17% (1 ребенок) нарушено произношение одного звука, у 33% (2 детей) нарушено произношение трех звуков и у 50% (3 ребенка) нарушено произношение множества звуков.
Общая картина обследования показала, что 50% детей (Варя Х., Егор Б., Иаков М.) имеют нарушения в строении зубно-челюстной системы, отсутствие передних зубов. У детей происходит смешение и замена шипящих звуков и сонор. У 33% (Захар Б., Ярослав Г.) имеют характерные признаки, указывающие на наличие механической дислалии. У 17% (Миша Н.) отмечена укороченная уздечка, вследствие чего ребенок смягчает произносимые звуки.
Подводя итог проведенного эксперимента отмечен тот факт, что при механической дислалии у детей наблюдаются выраженные нарушения звукопроизношения. Следовательно, необходимо осуществлять систематическое комплексное логопедическое воздействие с целью устранения данных нарушений.
Предпосылкой для осуществления успешной коррекционной работы является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком, интересной формы организации занятий, а также сочетание приемов работы, позволяющих избежать его утомление.
В работах, Л.В.Мелиховой, О.В. Правдиной, Р. И. Мартыновой, настоятельно рекомендовалось уделять внимание автоматизации звуков в разной сложности лексического материала.
Важно использовать последовательность логопедической работы в плане автоматизации поставленного звука: в слогах и словах разной структуры, затем его автоматизируют в предложениях. Автоматизация звука вначале с опорой на образец, то есть по подражанию логопеду, а затем с опорой только на наглядность (картинки, символы и т.д).
Исследователь Г. И. Шишкина предлагает использовать в логопедической работе с детьми, разнообразные игры и игровые приёмы. Такие как, игры на развитие слухового внимания, правильного восприятия речи, умение соотносить слово с картинкой или предметом, внятно произносить многосложные слова. Данные рекомендации активно использую в своей работе, а также применяю современные технологии в виде использования интерактивной панели.
З.И. Тельновой и О.В. Правдиной разработаны методические приёмы артикуляционной гимнастики, которые играют важную роль в преодолении механической дислалии. Артикуляционные упражнения и игры направлены на тренировку и укрепление подвижности органов периферического речевого аппарата, отработку определённых положений губ, языка, мягкого нёба.
В ходе исследования выявлено, что структура речевого нарушения при механической дислалии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционно-логопедических мероприятий.
Таким образом, проблема нарушения звукопроизношения у детей с механической дислалией является одной из актуальных проблем в современной логопедической науке и требует всестороннего углубленного изучения.