Программа по логопедии по развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи для обучающихся 1 класса с ЗПР
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Данная программа направлена на развитие фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи и предназначена для первоклассников с ЗПР. Программа разработана в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.program.po_logoped.onr_1_klass_fgos.docx | 101.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Ханты – Мансийска
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей классов детей с ОВЗ от «26» августа 2016 г. Руководитель ШМО Бабикова Д.Х | «Согласовано» на заседании методсовета от «27» августа 2016 г. Руководитель методсовета Зуйкова Г.И. | «Утверждено» Приказ № 254 от «01» сентября 2016 г. Директор школы Лобанов А.Н. |
Программа коррекционно-развивающих занятий
по развитию фонетико-фонематического
и лексико-грамматического строя речи
для обучающихся с задержкой психического развития
на 2016 -2017 учебный год
Учитель-логопед- Кровцова Г.В.
Класс :1Г
Форма работы: групповая
Количество часов в неделю - 3
Количество часов в год - 99
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
1. Актуальность и перспективность программы
2. Нормативно-правовые основания программы.
3. Практическая направленность программы.
4. Цель программы
5. Задачи программы
6. Адресат
7. Продолжительность программы
8. Требования к результату усвоения программы
9. Система оценки достижений планируемых результатов.
II. Учебный план программы (разделы, темы)
III. Учебно-тематический план (календарно-тематическое планирование)
IV. Учебная программа
1. Основные направления логопедической работы
2. Сроки и этапы реализации программы.
3. Формы и методы, используемые при реализации программы.
4. Гарантия прав участников программы, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы.
5. Требования к условиям реализации программы.
6. Ожидаемые результаты реализации программы
7. Система оценки контроля достижений планируемых результатов
8. Критерии оценки достижений планируемых результатов
V. Список литературы
Приложение №1(Контрольный диктант. Контрольное чтение.)
I. Пояснительная записка
- Актуальность и перспективность программы
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи разработана для проведения логопедических занятий с первоклассниками с задержкой психического развития (ЗПР) в системе логопедической помощи детям с речевыми недостатками и трудностями в обучении.
В данном классе 16 обучающихся с задержкой психического развития и у всех детей в классе наблюдаются речевые нарушения (общее недоразвитие речи III и IV уровня), обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора. Всем первоклассникам данного класса рекомендовано ТПМПК логопедические занятия, у 4 детей прописан вариант 7.2, а у 12 обучающихся вариант 7.1. В 1Г классе у четверых детей звукопроизношение в пределах нормы. Для остальных детей характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук с, , сам ещё недостаточно чётко произносимый, заменяется звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), щ («сетка» вместо щётка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, а также смешение звуков. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. У 12 детей наблюдается недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечёткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи.
У всех детей в классе на фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. С помощью языковых средств они не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения, так как недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Словарный запас отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечаются аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий и повтор отдельных эпизодов. Самостоятельное рассказывание выливается в неполные и скудные тексты.
Проведенная диагностика обучающихся позволяет планировать коррекционно-развивающую работу с учётом речевых нарушений и индивидуально-типологических особенностей.
Создание специальных условий для коррекции и развития фонетико- фонематического и лексико-грамматического строя речи учитывающих особые образовательные потребности первоклассников с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Логопедические занятия строятся с учётом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учётом коррекционно-развивающих задач. Этапы занятий предполагают введение упражнений на постановку, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, на формирование фонематических процессов, тренировочные задания на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса и д.т.
Материал подобран с учётом постепенного перехода от простого к сложному, с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение¸ обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие фонетико- фонематического и лексико-грамматического строя речи и связной речи, а также введение регионального компонента с целью развития познавательной сферы обучающихся в рамках нашего региона.
Освоение данной программы по преодолению общего недоразвития речи обеспечивает достижения обучающимися с задержкой психического развития следующих результатов: сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи; восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов; уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований; введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение и т. д.
Практическая часть занятий предусматривает игры и упражнения на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, грамофоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно- пространственной ориентации. Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие психических процессов (внимание, память, воображение).
Таким образом, программа направлена на создание условий для эффективной реализации освоения первоклассниками адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития. В том числе на обеспечение условий для индивидуального развития детей нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и коррекцию нарушений и недостатков имеющихся у детей устной и письменной речи.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи является частью адаптированной основной общеобразовательной программы.
- Нормативно-правовые основания программы
Данная программа коррекционно-развивающих занятий по развитию фонетико- фонематического и лексико-грамматического строя речи составлена в соответствии с основными нормативно- правовыми документами:
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
- Федеральный межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (утвержден 13.02.2015 года).
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО- Югры от 04.05.2016 г. «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях ХМАО-Югры».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего и основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ №2 (утв. приказ № 235 от 04.09.2014)
- Положение об адаптированной рабочей программе по учебному предмету для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (приказ № 167 от 05.05.2016)
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
- Инструктивно-методического письма « О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996г.).
- Положение о логопедическом пункте МБОУ СОШ №2 (приказ № 167 от 05.05.2016)
- Практическая направленность программы
Программа является коррекционно-развивающей и направлена на развитие и коррекцию нарушений устной и письменной речи, которая поможет резко сократить процент неуспеваемости по русскому языку у детей с ЗПР и обеспечить им психологический комфорт.
4. Цель программы
Цель предлагаемой программы заключается в диагностике, коррекции и развитии фонетико- фонематического и лексико-грамматического строя речи и проведение коррекционно-развивающей работы по формированию функционального базиса навыков письма и чтения, способствующего успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР).
- Задачи программы:
1.Развивать у детей с задержкой психического развития фонематические представления: постановка, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
2.Способствовать к формированию готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
3.Способствовать к формированию фонематическому анализу и синтезу, звуко–слоговому анализу.
4.Формировать умение к различным формам словоизменения и способам словообразования.
5.Развивать лексико- грамматический строй речи и способствовать развитию связной речи.
6.Развивать неречевые психические процессы: дыхания, артикуляционной и ручной моторики; развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания; расширение объёма зрительной и слуховой памяти.
6. Адресат
Данная программа коррекционно-развивающих занятий направлена на работу с первоклассниками (вариант 7.1), но также есть в данном классе четыре ребёнка с вариантом 7.2, которым нужно больше времени для усвоение программы, основными проблемами, которых являются недостаточное развитие фонетико- фонематического и лексико-грамматического строя речи.
- Продолжительность программы
Продолжительность программы составляет 1 учебный год - 99 часов, логопедические занятия проводятся 3 часа в неделю. На базе 1 класса с ЗПР созданы 3 подгруппы с определенным количеством детей. В каждой подгруппе 4-5 ребёнка с общим недоразвитием речи (3 и 4 уровня). Продолжительность каждого занятия по 35-40 минут. Форма проведения занятий- смешанная (групповая, подгрупповая и индивидуальная)
8. Требования к результату усвоения программы
Результаты освоения данной программы отражают сформированность социальных (жизненых) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
Коррекция речевой деятельности:
- звукопроизношение- дети должны научиться правильно произносить гласные и согласные звуки;
- фонематические процессы: дети должны овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры;
- обогащение и расширение словарного запаса и представлений об окружающем- дети должны уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи : прилагательные, глаголы и предлоги;
- формирование лексики и грамматики- дети должны освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи;
- связная речь- дети должны уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.
Личностные результаты ребенка в результате реализации программы логопедической работы:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
- проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты освоения содержания программы по развитию фонетико- фонематического и лексико-грамматического строя речи:
- у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие;
- ребёнок приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать);
- у ребёнка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтении и письмо;
- у ребёнка формируются умения:
-образовывать новые слова суффиксальным, приставочным способом, путем слияния двух слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и числительные, существительные и прилагательные, существительные и местоимения;
-употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые в виде сложных синтаксических структур;
-вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы по картине, серии картин, рассказы- описания, пересказывать короткий текст, использовать в своей речи слова разных лексических групп (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
9. Система оценки достижений планируемых результатов
Основными критериями оценки эффективности логопедических коррекционно-развивающих занятий являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования. Качественным показателем эффективности логопедической работы является: автоматизация в речи поставленных звуков, положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности. Косвенными показателями эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.
II. Учебный план программы
Каждое занятие поделено на теоретическую и практическую часть.
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Основные виды деятельности |
Диагностика | 13 | Исследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Исследование лексико-грамматического строя речи. Проверка навыка письма и чтения. | |
Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов | 6 | Уточнение артикуляции и произношения сохранных гласных и согласных звуков Развитие речеслухового восприятия. | |
Предложение | 5 | Работа с простыми предложениями. Распространение простого двусоставного предложения. Работа над распространением и грамматическим оформлением простого предложения. | |
Слова | 3 | Работа со словами обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета. Постановка вопросов. Словообразование. | |
Слог. Ударение | 3 | Деление слов на слоги. Тренировочные упражнения и выделение ударного и безударного слога. | |
Гласные и согласные звуки | 9 | Дидактические игры, упражнения на развитие фонематического звукового анализа и синтеза. Нахождение и выделение данных звуков от других. Разделение твёрдых и мягких согласных. | |
Звонкие и глухие согласные | 37 | Различение парных звонких и глухих согласных. Различение звуков и букв. Дифференциация в слогах, словах, в словосочетаниях и предложениях. | |
Свистящие и шипящие согласные | 13 | Дифференциация шипящих и свистящих. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Сигнальщики». Работа с кассой. | |
Глухие согласные | 2 | Дифференциация глухих согласных в слогах, словах. Игровое упражнение «Повтори за мной» «Добавь букву». Конструирование букв. | |
Сонорные согласные | 1 | Сравнительная характеристика звуков. Игровое упражнение «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот» «Вставь букву» | |
Разделительные мягкий и твёрдый знаки | 4 | Различение твёрдых и мягких согласных в словах с Ь и Ъ. Слоговой состав слова. Звукобуквенный анализ слов. | |
Предлоги | 3 | Раздельное написание предлогов. Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. | |
ИТОГО | 99 |
III. Учебно-тематический план
№ п/п | Темы занятий | Кол- во ча- сов | Дата | Лексико- грамматичес-кий строй речи | Региональный компо-нент | Основные виды деятельности | ||
№ 1 | № 2 | № 3 | ||||||
1 | Исследование артикуляционного аппарата. | 1 | На каждом занятии артикуляционная гимнастика; упражнения на развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие слухового внимания и памяти. | |||||
2 | Исследование звуковой стороны речи. | 1 | ||||||
3 | Исследование фонематического слуха. | 1 | ||||||
4 | Исследование лексики. | 1 | ||||||
5 | Исследование грамматического строя речи. | 1 | ||||||
6 | Исследование связной речи. | 1 | ||||||
7 | Уточнение артикуляции и произношения сохранных звуков: [ а], [у], [о]. | 1 | «Школа» | Словарь по данным темам. Игра «Чудесный мешочек» Игра «Узнай звук» | ||||
8 | Уточнение артикуляции и произношения сохранных звуков: [я], [э],[ и], [м], [н]. | 1 | «Школа» | Дидактические игры, упражнения на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. | ||||
9 | Развитие речеслухового восприятия. | 1 | «Игрушки» | |||||
10 | Уточнение артикуляции и произношения сохранных звуков: [т],[ п], [б]. | 1 | «Одежда» | Игра «Синий-зелёный»; «Помоги Незнайке» | ||||
11 | Уточнение артикуляции и произношения сохранных звуков [в], [ф]. | 1 | «Обувь» Сравнение пары слов по звучанию: Феня -Веня сова-софа и т.д. | Игра «Узнай звук» Упражнения на развитие фонематического звукового анализа и синтеза. | ||||
12 | Речь. Предложение. | 1 | Времена года. «Осень» | Особенности времен года в ХМАО | Словарь по данной теме. | |||
13 | Предложение. Слово. | 1 | «Окружающий мир» | Работа со схемами слов и предложений. Ежеурочный звуковой и слоговой анализ слов. Развитие фонематического слуха. | ||||
14 | Работа с простым предложением. | 1 | «Осень» | |||||
15 | Звуки речи. Звуки речевые и неречевые. | 1 | Речевые и неречевые звуки. | |||||
16 | Гласные звуки [а], [о] и буквы. | 1 | «Лето» | Особенности лета в нашем городе. | Дидактические игры, упражнения на развитие фонематического звукового анализа и синтеза. Нахождение и выделение данных звуков от других. | |||
17 | Гласные звуки [а], [о], [у] и буквы. | 1 | «Осень» | Особенности осени в нашем городе. | ||||
18 | Гласные звуки [а], [у], [и] и буквы. | 1 | «Окружающий мир» | |||||
19 | Гласные звуки [и], [ы] и буквы. | 1 | «Одно - много» | |||||
20 | Слова, обозначающие предмет. | 1 | «Школа» Постановка вопросов кто? что?. | Деление слов на слоги. Правила переноса слов. Классификация, обобщение. Расширение словарного запаса. Отхлопать ритмично рисунок. | ||||
21 | Слова, обозначающие действие предмета. | 1 | «Животные» Игра «Кто как голос падаёт?» Постановка вопросов что делает? что делают? | Животные наших лесов. | ||||
22 | Слова, обозначающие признаки предмета. | 1 | «Транспорт» Постановка вопросов какой? какая? какое? какие? | Пассажирский транспорт в нашем городе. | Классификация, обобщение. Расширение словарного запаса. Отхлопать ритмично рисунок. | |||
23 | Деление слов на слоги. | 1 | «Овощи и фрукты» | Овощи в ХМАО | ||||
24 | Ударение. Ударный и безударный слог. | 1 | «Фрукты» | Фрукты родного края. | Расширение словарного запаса. Отхлопать ритмично рисунок. | |||
25 | Тренировочные упражнения и выделение ударного и безударного слога. | 1 | Овощи и фрукты. Их сравнение. | |||||
26 | Согласные звуки [н], [к]. | 1 | «Овощи» Звуковой анализ слов. Типа: тыква, лимон | Овощи родного края. | Игра «4-й лишний» Конструирование букв из палочек. | |||
27 | Согласные звуки [с], [т]. | 1 | «Цветы» | Цветы родного края. | Игра «Твёрдый- мягкий» Игра «Поймай звук» Конструирование букв из палочек. | |||
28 | Согласные звуки [д], [в]. | 1 | «Окружающий мир» | Игра «Слоговой аукцион » Звуковой анализ слов (звуковая линейка). Конструирование букв из палочек. | ||||
29 | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | Слова типа: угол -уголь брат - брать ел - ель | Постановка звуков. Сходство и различие. Игра «Помоги Незнайке » | ||||
30 | Различение твёрдых и мягких согласных в словах «хор-хорь, пальто» | 1 | Слова типа: больно больше меньше и т. д. | Игра « Спрячем мягкий знак в середину» Работа с кассой. | ||||
31 | Различение твёрдых и мягких согласных в словах с Ь знаком в конце слова. | 1 | Слова типа: сталь пыль цепь | Сказка про двух медведей. Работа с кассой. | ||||
32 | Тренировочные упражнения. Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | «Окружающий мир» | Окружающий мир в Югре. | Занимательные модели. Ребусы. | |||
33 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | «Деревья» | Породы деревьев в Югре. | Характеристика звуков. Игра «Помоги Незнайке» | |||
34 | Различение согласных Б-П. | 1 | Слова- паронимы: бела -пела башня-пашня | Игра «Добавь звук» Игра «Один-много» Конструирование букв из палочек. | ||||
35 | Различение согласных В-Ф. | 1 | «Профессии» | Игра «Звонкий-глухой» Игра «Синий-зелёный»Конструи-рование букв. | ||||
36 | Различение согласных Б-К. | 1 | «Домашние птицы и животные» | Домашние птицы и животные родного края. | Игровой упр. «Повтори, не ошибись» Конструирование букв из палочек. | |||
37 | Звуки [б-б,], буквы Б,б. | 1 | «Обувь» | Игра «4-й лишний» Игра «Кто? где? живёт» | ||||
38 | Звуки [п-п,], буквы П, п. | 1 | «Деревья» | Разновидности деревьев на приш-кольном участке. | Игров. упр. «Слово рассыпалось» «Волшебная цепочка» | |||
39 | Различение звуков [ п-б], [п,-б,]. | 1 | «Животные» | Игра «Твёрдый-мягкий» Игра «4-й лишний» | ||||
40 | Дифференциация [п-б], [п,-б,] в слогах и словах. | 1 | «Головные уборы» | ( бас-пас, балка-палка, бар-пар и т.д.) | ||||
41 | Дифференциация [п-б], [п,-б,] в словосочетаниях. | 1 | «Окружающий мир» | Игра «Подскажи словечко» Игра «Буква потерялась» | ||||
42 | Дифференциация [п-б], [п,-б,] в предложениях и тексте. | 1 | «Окружающий мир» | Игра «Подскажи словечко» Игра «Назови ударный слог» | ||||
43 | Звуки [т-т,], буквы Т,т. | 1 | «Транспорт» | Виды транспорта в ХМАО | Игра «Синий-зелёный» Конструирование буквы из палочек. | |||
44 | Звуки [д-д,], буквы Д, д. | 1 | «Спортивные вещи» | Игра «Узнай звук» Конструирование буквы из палочек. | ||||
45 | Дифференциация [т-д], [т,-д,] в слогах и словах. | 1 | «Наземный транспорт» (тачка -дачка, точка-дочка, катушка-кадушка) | Транспорт в нашем городе. | Игра «Найди пару» «Звонкий-глухой» Конструирование букв из палочек. | |||
46 | Дифференциация [т-д ], [т,-д,] в словосочетаниях. | 1 | Образование словосочетаний, типа: дом (какой?)… друг (какой?)… дыня (какая?)…т.д. | Игра «Будь внимательный» Занимательные модели. | ||||
47 | Дифференциация [т-д], [т,-д,] в предложениях и тексте. | 1 | Составление предложений, типа: Толе подарили моторную лодку. | Игра «Сигнальщики» Схемы предложений. | ||||
48 | Звуки [к-к,], буквы К, к. | 1 | «Рыбы» Сравни пары слов: карась-караси,… | Виды рыб местных рек и озёр. | Игр. упр. «Повтори, не ошибись» Игра «Синий-зелёный» | |||
49 | Звуки [г-г,]. буквы Г, г. | 1 | «Зоопарк» | Слоговое лото. Игра «Синий-зелёный» | ||||
50 | Дифференциация [к-г], [к,-г,] в слогах и словах. | 1 | Слова-паронимы: ( голос - колос, гора-кора, галька - калька) | Сравнительная характеристика звуков. Игра «Измени слово» | ||||
51 | Дифференциация [к-г ], [к,-г,] в словосочетаниях и предложениях. | 1 | «Птицы» | Составление предложений. Игра «Узнай звук» | ||||
52 | Звуки [в-в,], буквы В, в. | 1 | «Зимующие птицы» | Зимующие птицы в Югре. | Игра «Помоги Незнайке» Игра «Синий-зелёный» Конструирование буквы из палочек. | |||
53 | Звуки [ф-ф,], буквы Ф, ф. | 1 | «Профессии» | Игра «Кто внимательный». Игра «Синий-зелёный». Конструирование буквы из палочек | ||||
54 | Дифференциация [в-ф], [в,-ф,] в слогах и словах. | 1 | Слова-паронимы: ( ваза-фаза, флаги-влаги, вазы-фазы) | Дыхательная гимнастика. Опреде-ление места звука в словах с помощью цифровой линейки. | ||||
55 | Дифференциация [в-ф ], [в,-ф,] в словосочетаниях и предложениях. | 1 | «Профессии» Образование словосочетаний, типа: продавец (что делает?)… врач (что делает?)… | Профессии родных. | Составление словосочетаний. Игра «Кто внимательный» Игра «Звонкий-глухой». | |||
56 | Дифференциация [в-б], [в,-б,] в слогах и словах. | 1 | «Обувь» ( подбит - подвить) | Сравнительная характеристика. Дыхательная гимнастика. Игра «4-й лишний» | ||||
57 | Дифференциация [в-б], [в,-б,] в словосочетаниях. | 1 | Составление словосочетаний по образцу: обувь из кожи-кожаная обувь; обувь из войлока-… | Составление словосочетаний. Игра «Кто внимательный» Игра «Синий-зелёный». | ||||
58 | Дифференциация [в-б], [в,-б,] в предложениях. | 1 | Составление и проговаривание предложений, типа: Бабушка связала Борису варежки. | Игра «Песенки» Игра «Узнай звук» Выполнение схем предложений в тетради. | ||||
59 | Звуки[ с-с,], буквы С,с. | 1 | «Еда» Словообразование по образцу, типа: Суп с рисом. Значит он какой? Рисовый. Суп с мясом. Значит он какой? | Игра «Собираем урожай» Игра «Готовим салат» Образование прилагательных от существительных. | ||||
60 | Звуки [з-з,], буквы З,з. | 1 | «Животные и детёныши» | Редкие животные Югры. | Игра «Твёрдый-мягкий». Определение места звука в словах с помощью цифровой линейки. | |||
61 | Дифференциация [ з-с], [з,-с,] в слогах и словах. | 1 | «Цветы» Слова-паронимы: (коза-коса, позади-посади) | Игра «Звонкий-глухой» Игра «Закончи слово» | ||||
62 | Дифференциация [с-з], [с,-з,] в словосочетаниях. | 1 | «Цветы» Составление словосочетаний, типа: пышная роза, старая мимоза, красивая гвоздика. | Сравнительная характеристика звуков. Игра «Сигнальщики» Работа с кассой. | ||||
63 | Дифференциация [ с-з ], [с,-з,] в предложениях. | 1 | Проговаривание предложений, типа:Захар посадил в саду розы. | Игра «Поймай звук» Игра «Будь внимательным» | ||||
64 | Звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 | «Насекомые» | Игр. упр. «Песенка насекомых» Игра «Поймай звук» Конструирование буквы из палочек. | ||||
65 | Звук [ж], буквы Ж, ж. | 1 | «Насекомые» | Игр. упр. «Песенка насекомых» Игра «Поймай звук» Конструирование буквы из палочек. | ||||
66 | Слова и предложения со звуками [ш-ж]. | 1 | Заменить в слове 1-ую букву на звук /ш/,/ж/ бук-.., кум-…, мёл-… | Игра «Поймай звук» Игр. упр. «Доскажи словечко» | ||||
67 | Дифференциация [ш-ж] в словах и словосочетаниях. | 1 | Слова-паронимы: (лужа -Луша, шаль –жаль, Саша-сажа) Составление словосочетаний. | Сравнительная характеристика звуков. Игра «Собрать слово» Работа с кассой. | ||||
68 | Дифференциация [ш-ж] в предложениях. | 1 | Проговаривание предложений, типа: В луже сидит большая жаба. | Игра «Поймай звук» Игра «Будь внимательным» | ||||
69 | Дифференциация [ ш-ж] в тексте и стихах. | 1 | Текст: «Половодье» Чётко проговаривая звуки. Алёнка наша не спеша Из шишки сделала ежа, Из жёлудя мышонка- Умеет всё Алёнка. | Развитие связной речи. Игра «Сигнальщики» | ||||
70 | Дифференциация [с-ш] в слогах и словах. | 1 | «Домашние животные» Слова-паронимы: ( сок -шок, шайка-сайка, уж -ус и т. д.) | Животные родного края. | Игр. упр. «Повтори за мной» Игра «Кто? Где? живёт» Работа с кассой. | |||
71 | Дифференциация [с-ш] в словосочетаниях и предложениях. | 1 | «Скажи наоборот» Трава низкая, а дерево…высо-кое. Ночью темно, а днём … светло. | Игр. упр. «Доскажи словечко» Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. | ||||
72 | Дифференциация [з-ж] в слогах и словах. | 1 | Слова-паронимы: (лужа -Луза, ложа- лоза) | Игр.упр. «Дополни слог», «Рассыпалось слово»Сравнительная характеристика звуков. | ||||
73 | Дифференциация [ з-ж ] в словосочетаниях и предложениях. | 1 | Составление словосочетаний по картинкам, типа: дорога (какая?) железная; лыжи (какие?) новые;… | Игр.упр. «Добавь словечко». Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. | ||||
74 | Звук[ ц], буквы Ц, ц. | 1 | «Птицы» | Перелёт-ные птицы. | Дыхательная гимнастика. Игра «Поймай звук»; «Буква потерялась» | |||
75 | Слова и предложения со звуком и буквой ц. | 1 | Найти ошибки в скороговорке. Как можно их исправить? Бегают на улице прямо две курицы. (Бегают две курицы прямо на улице.) | Развитие логического и образного мышления и памяти. Игра «Узнай звук». Определение места звука в словах с помощью цифровой линейки. | ||||
76 | Дифференциация [с-ц] в слогах и словах. | 1 | Слова-паронимы: ( свет - цвет, овса - овца) | Игр. упр. «Повтори за мной» «Добавь букву» | ||||
77 | Дифференциация [с-ц] в словосочетаниях и предложениях. | 1 | Чётко проговорить. а) солнце, заяц, секция; б) боксёрская, светит, русый. С данными словосочетаниями составить предложения. | Составление словосочетаний. К словам из первой строчки подобрать подходящие по смыслу слова из второй строчки. Развитие логического и образного мышления, памяти и внимания. Конструирование букв из палочек. | ||||
78 | Дифференциация [ц-т,]. | 1 | «Транспорт» Сравнить пары слов, типа: сцены-стены цыкать -тикать цепкий -терпкий Распространение предложений, типа: Пришить пуговицу. Пришить пуговицу к кофте. Пришить пуговицу к жёлтенькой кофте. | Игра «Поймай звук» Определение места звука в словах с помощью цифровой линейки. Сравнительная характеристика звуков. Развитие связной речи. | ||||
79 | Звук [ч,], буквы Ч, ч. | 1 | «Посуда» Звуковой анализ слова, типа: чайник. | Изменение слов в уменьшительно-ласкательной форме. | ||||
80 | Дифференциация [ ц-ч,]. | 1 | «Окружающий мир» Распространение предложений, типа: Отец чинил часы. Отец чинил и чистил часы. | Ирга «Сигнальщики» «4-й лишний» Развитие связной речи. Составление предложений по картинкам. | ||||
81 | Дифференциация [ц-т-т,] в словах и предложениях. | 1 | «Окружающий мир» Вставить в предложения подходящие по смыслу слова. По небу плывёт тёмная… туча | Особенности окружающего мира. | Развитие связной речи. Согласование слов в предложение. Игра «Сигнальщики» | |||
82 | Звук[ щ,], буквы Щ, щ.
| 1 | «Животные» Звуковой анализ слова, типа: щенок | Игр. упр. «Замени букву» «Подбери слово» Конструирование буквы из палочек. | ||||
83 | Дифференциация [ч,-щ,] в словах и предложениях. | 1 | «Птицы» Слова-паронимы ( плащ -плач, свичи - свищи) | Игр.упр. «Кто внимательный». «Добавь слог» Сравнение данных звуков | ||||
84 | Дифференциация [ ш-щ, ] в словах и предложениях. | 1 | «Игрушки» (игрушка, машинка, щит, щенок) | Игр. упр. «Поймай звук»; «Цепочка слов» | ||||
85 | Дифференциация [р-л]. | 1 | «Посуда» ( ложка, тарелка, кастрюля и т.д.) Слова-паронимы: рожки-ложки рак-лак рожь-ложь | Сравнительная характеристика звуков. Игр. упр. «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот» «Вставь букву» | ||||
86 | Буква Ь (раздельный). Слоговой состав слова. | 1 | «Животные и птицы» Львица, пью, вью, лью, вьёт. Составление предложений, типа: Я пью сок. Я лью воду. | Животные и птицы родного края. | Чтение и анализ слов с Ь знаком. Составление предложений. Анализ предложений и выделить слова-действия. | |||
87 | Буква Ъ. Звукобуквенный анализ слов. | 1 | «Транспорт» Слова, типа: въехал, объехал, съехал, отъехал… | Чтение и анализ слов с Ъ знаком. Составление предложений. Анализ предложений и выделить слова-действия. | ||||
88 | Распространение простого двусоставного предложения. | 1 | Лариса играла. Лариса играла на рояле. Лариса играла на концертном рояле. и т. д. | Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. | ||||
89 | Работа над распространением и грамматическим оформлением простого предложения. | 1 | Девочка рисует. Девочка рисует картину. Девочка рисует картину красками. и т. д | Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. | ||||
90 | Контрольный диктант. | 1 | «Клён» | Проверка ЗУН | ||||
91 | Предлоги на, в, по, к, от. Дифференциация предлогов. | 1 | На машине, на столе, в лесу, по небу, к нам… и т.д. Вопросы куда? откуда? от чего? к чему? на чём?... | Раздельное написание предлогов. Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания | ||||
92 | Предлоги с (со), из. Дифференциация предлогов. | 1 | С сыром, с Леной, из ружья, из туннеля и т.д. | Раздельное написание предлогов. | ||||
93 | Предлоги над, под. Дифференциация предлогов. | 1 | Висела над столом. Скреблась под полом. | Раздельное написание предлогов. | ||||
94 | Исследование устной речи. | 1 | ||||||
95 | Контрольное чтение. | 1 | Л. Толстой | Проверка ЗУН | ||||
96 | Обследование детей. | 1 | ||||||
97 | Обследование детей. | 1 | ||||||
98 | Фронтальное обследование. | 1 | ||||||
99 | Фронтальное обследование. | 1 |
IV. Учебная программа
- Основные направления логопедической работы:
- Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи).
- Диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение).
- Диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования).
- Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта).
- Коррекция нарушений чтения и письма.
- Расширение представлений об окружающей действительности.
- Развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и других познавательных процессов).
Диагностика проводится три раза в год: вводная – с 1по 15 сентября, промежуточная – декабрь- январь, итоговая- с 15 по 30 мая.
2. Сроки и этапы реализации программы
Продолжительность программы 1 учебный год - 99 часов, логопедические занятия проводятся с каждой подгруппой 3 раз в неделю.
3. Формы и методы, используемые при реализации программы
При реализации данной программы используются следующие формы (групповые, подгрупповые, индивидуальные):
- занятие- игра;
- занятие –путешествие.
Основные методы работы с детьми с ЗПР:
- практические - упражнения;
- наглядно - демонстративные;
- игровые;
- методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
- словесные
Каждое занятие, помимо изучения грамматических тем, содержит в себе лексические темы с включением в них элементы регионального компонента. Благодаря этому развивается связная речь детей. Предусматривается проведение на логопедических занятиях упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятий ряда оздоровительных приёмов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий.
4. Гарантия прав участников программы, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы
В ходе проведения занятий логопед соблюдает права участников, сохраняет конфиденциальность. Родители имеют право отказаться от занятий.
Сферы ответственности, права и обязанности участников программы прописаны в следующих документах:
1. Должностная инструкция учителя- логопеда.
2. Соглашение с родителем на проведение занятий (заявление).
5. Требования к условиям реализации программы.
На логопедический занятиях используется одна обычная ученическая тетрадь, контроль ведения осуществляет учителем- логопедом, который может ставить стимулирующую оценку за правильное выполненное задание (оценка может быть в виде смайлика).
На занятиях используются памятки, конспекты, разработанные учителем-логопедом на основе данной программы, наглядный и дидактический материал, презентации Power Point.
Для реализации Программы логопедической работы по развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи создана надлежащая материально- техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
Данная программа коррекционно-развивающих занятий составлена на основе: Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)»; коррекционно-развивающие программы и. Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»; Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»; Коржаева Е.Е. «Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР», а также диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда образовательной школы.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов. Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета».
6. Ожидаемые результаты реализации программы
1.Коррекция звуковой стороны речи.
2.Восполнение основных пробелов в формировании фонематических процессов.
3.Уточнение первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований.
4.Введение в активный словарь необходимых на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение и т. д.
5.Развитие лексико- грамматического строя речи (правильно оформлять грамматически предложения и записывать предложения- употреблять прописную букву в начале, точку в конце предложения).
6.Развитие связной речи (составлять небольшие описательные рассказы и тексты, пересказывать несложные тексты).
7. Обогащение словарного запаса.
7. Система оценки контроля достижений планируемых результатов
После освоения каждого раздела и темы программы проводится рефлексия, наблюдение за обучающимися. По окончанию 2 четверти или на начала 3 четверти проводится дополнительная диагностика. В конце первого класса проводится контрольный диктант и проверяется навык чтения и диагностика.
8. Критерии оценки достижений планируемых результатов
1.Успешность освоения АООП.
2.Положительная динамика развития и коррекции речевых нарушений, а так же познавательных процессов.
3.Улучшение показателей адаптации в образовательной среде.
4.Удовлетворенность родителями работой ОУ.
V. Список литературы
Основная часть.
№ п/п | Автор(ы) | Название | Издательство | Год издания |
1 | Ястребова А.В. Бессонова Т.П. | Инструктивно-методическое письмо о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). | М.: «Когито-Центр» | 1996 |
2 | Инструктивное письмо Минобразования России | «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» | от 14.12.2000 №2 | |
3 | Плешаков А.А. | Школа России. Концепция программы для начальных классов. | М.: «Просвещение» | 2009 |
4 | Волкова Л.С. | Логопедия | М.: «Владос» | 2004 |
5 | Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. | Организация логопедической работы в школе. | М.: «ТЦ Сфера» | 2007 |
6 | Ефименкова Л.Н. | Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. | М.: «Просвещение» | 1991 |
7 | Лалаева Р.И. | Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. | М.: «Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС» | 1999 |
8 | Горецкий В.Г. Кирюшкин В.А. | Азбука. В-2х частях | ОАО «Издательство» Просвещение» | 2012 |
9 | Канакина В.П. Горецкий В.Г. | Русский язык | ОАО «Издательство» Просвещение» | 2012 |
Дополнительная часть.
№ п/п | Автор(ы) | Название | Издательство | Год издания |
1 | Поваляева М.А. | Справочник логопеда | Ростов-на-Дону «Феникс» | 2008 |
2 | Абрамова Н.А. | Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия 1-3 классы. | Волгоград: «Учитель» | 2011 |
3 | Волина В.В. | Занимательное азбуковедение. | М.: «Просвещение» | 1991 |
4 | Зубарева Л.В. | Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения. | Волгоград: «Учитель» | 2011 |
5 | Коржаева Е.Е. | Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. | М.: «ТЦ Сфера» | 2011 |
6 | Морозова И.А. Пушкарева М.А. | Подготовка к обучению грамоте. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. | М.: «Мозаика-Синтез» | 2008 |
7 | Мещерякова Н.П. Зубович Е.В. Леонтьева С.В. | Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий. 1-4классы. | Волгоград: «Учитель» | 2009 |
8 | Рыбина А.Ф. | Коррекция устной речи у детей 6-8 лет. | Волгоград: «Учитель» | 2010 |
9 | Селиверстова В.И. | Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов. | М.: «Просвещение» | 1979 |
Приложение №1
Занятие 90. Контрольный диктант.
Клён.
У дома рос клён. На ветке клёна сели птицы.
Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зёрна.
Занятие 95. Контрольное чтение.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой.
В кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было
достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько на-
кидала, что вода стала выше и можно было пить.
(37 слов)
(Л. Толстой)
Вопросы:
- Кто хотел пить?
- С чем был кувшин?
- Что сделала галка, чтобы напиться из кувшина?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.Путешествие в сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева»".
Игра-презентация по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза....
Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".
Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)
Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...
Научно-практическая статья «Развитие лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ОВЗ»
Нарушения лексико-грамматического строя речи являются характерными для школьников с ОВЗ. Они проявляются в низком уровне пассивного и активного словаря, неправильном использовании слов в речевых...
Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся 1 класса
Нарушения речевого развития у детей младшего школьного возраста затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Самыми распространёнными нед...
Аннотация на коррекционную программу по предупреждению и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (для учащихся 1-2 классов)
Цель программы: предупреждение неуспеваемости, обусловленной ФФНР, ФНР; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ...
Речевая игра для формирования лексико-грамматического строя речи у обучающихся с СНР (системным недоразвитием речи).
Цель игры:Закрепить навык обучающихся правильного употребления местоимений “он, она, они, оно”;Закрепить и сформировать навык обучающихся дифференцировать существительные по категории рода...