Использование бланковых методик в коррекционно-логопедической работе для преодоления ОНР у младших школьников с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме

Кровцова Галина Викторовна

Данный материал  могут использовать  учителя-логопеды, учителя начальных классов для детей ОВЗ. Бланковая методика позволяет рационально использовать время на занятии. Делает работу более  интересной и разнообразной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzov.blank_._metodik.docx216.2 КБ

Предварительный просмотр:

КРОВЦОВА Г.В.

учитель- логопед

МБОУ «СОШ №2»

Ханты-Мансийск

Использование бланковых методик в коррекционно-логопедической работе  для преодоления общего недоразвития речи у младших школьников с ОВЗ.

  Причины нарушения письма и чтения по типу дислексии и дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья разнообразные. Впервые на нарушения письма и чтения указал А. Куссмауль (1877). В медицинской, психологической  и дефектологической литературе (В. Маорган, Р.А.Ткачев,Т.Г. Егоров, Б.Г. Ананьев, Ф.А. Рау,  А.Р.Лурия, Э.С.Бейн, М.Е. Хватцев и др.) описано много случаев невозможности овладения письменной речью. Когнитивный подход к дисграфии прослеживается  и в докладе Р.И. Лалаевой  «Общефункциональные и специфические механизмы нарушений письма у детей.» Экспериментальное изучение когнитивной деятельности детей с нарушениями письменной речи выявило отставание в развитии симультанного восприятия, проблемы с устойчивостью и распределением внимания,  слабое развитие операций мышления и трудности в организации познавательной деятельности.  Р.И. Лалаева пишет: «…у детей с дисграфией отмечается недостаточность прежде всего вербально - логического мышления, несформированность процессов обобщения,  абстрагирования,  инертность и замедленность протекания познавательных процессов.  Характерным для этой категории детей является  значительное  снижение памяти, трудности концентрации, распределения и продуктивности внимания, быстрая истощаемость при решении мыслительных задач». Отсюда вытекают  и изменения в структуре коррекционной работы с такими детьми, необходимость совершенствования не только их устной и письменной речи, но и целенаправленные мероприятия по развитию произвольных психических процессов,  интеллектуальной  деятельности.

   Для предупреждения неуспеваемости и развития младших школьников  с ОВЗ применяется бланковая методика. Данная методика используется с целью диагностики и проведения коррекционно-развивающих занятий. Диагностический материал подбирается в соответствии с требованиями общеобразовательной программы 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Р.И. Лалаева,  А.В. Ястребова, Н.И. Садовникова, Н.П. Мещерякова, Л.Н. Ефименкова).

    Перед тем, как дети с ограниченными возможностями здоровья приступят  выполнять задание на карточке-бланке, учителем-логопедом даётся инструкция по выполнению данного задания. Задания должны быть дозированы, то есть  использование минимальное количество заданий.  Например. Найти и зачеркнуть лишнее слово на строчке или подобрать и записать обобщающие слова или  из пословиц выписать  слова-антонимы и т.д.

    Работа на бланках позволяет рационально использовать время на занятиях, а также делает работу более  интересной  и разнообразной. Данная работа развивает и корректирует одновременно несколько функций:  речевую,  зрительную, моторную, мыслительную, поэтому она наиболее полезна для детей с ОВЗ, особенно с нарушениями зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, так как письменная нагрузка дозирована и ориентирована в пространстве.

   Использование бланков способствует развитию произвольного внимания, восприятия, операций анализа, синтеза, обобщения, квалификации, вербального и  невербального  интеллекта.

   Предварительное  чтение и изучение инструкции способствуют развитию понимания речи, планирующей и регулирующей функции, произвольности психических процессов. В дальнейшем умение и навыки работы с бланками позволяет лучше ориентироваться в текстовых заданиях и успешнее справляться с ними.

    Задания можно предъявлять в устной форме в виде игры. Например:  «Спрятанное слово», «Рисовалочка», «Мы- разведчики. Мы тренируемся в работе с шифрами. Попытаемся понять, закодированы буквы в этом шифре»

    При составлении заданий   использую общедидактические принципы, такие  как наглядность,  доступность, последовательность,  индивидуальность и  дифференцированность.

  Первоклассникам  предлагается заполнить бланк с пропущенными буквами или  из  ряда  букв выбрать изученные буквы. Например,  тема «Согласные звуки  д-в ».  Детям нужно в первой строчке подчеркнуть букву д  и  обвести  кружочком букву в.  Во второй  и третьей строках  найти слова. Данные слова анализируются.

Карточка 1

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание: в первой строчке подчеркни букву д  и  обведи  кружочком букву в.  Во второй  и  третьей  строках  найди  и  выдели  слова.

       МПДКНРВНЦВШДЛВД        

        ГНРДОМНКЛНГ                          

        НКРПВИТЯГЬЛНИ

Тема «Различение согласных Б-П». В данном случае ребёнок должен в первой строчке подчеркнуть букву б  и  обвести  кружочком букву п и  соотнести прописные буквы с печатными.

Карточка 2

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата_________

Задание: первой строчке подчеркни букву б  и  обведи  кружочком букву п и  соотнеси  прописные буквы с печатными.

        а   в   г   п   д  з   б  в   г

        В  Г  А  П  Д  З  Б  Г  Ш

     

    Для развития  и коррекции операций  анализа, синтеза, обобщения, исключения, навыков  логического мышления  можно использовать такие задания для  бланков.

Например,  тема «Дифференциация Р-Л»

ИГРА «РИСОВАЛОЧКА»

Карточка 3

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс____дата_______

Задание:  обведи  и заштрихуй.  Кто здесь лишний?

галина0001

«Спрятанное слово»

Карточка 4

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс_____дата_______

Задание:  в каждой строчке спрятано слово. Найди  и подчеркни их.

          ЛПРВНКРОКОДИЛМНТВУ

          КУСМПСДСЛОНЁНОКДЛБ

          ТПНТМКТИГРЁНОКДБЧВК

          ГШДПНОСОРОГВНКЦСМЧ

Примечание.  Можно прочитать  найденные слова. Затем называть слова,  в которых есть буквы  Л  и  слова с буквой  Р.

 *Можно данные слова  разделить на слоги.  Выделяя голосом ударный слог  с    одновременным движением рук: на безударный слог выполняется хлопок ладонями, на  ударный – хлопок по коленям.

 Данное задание  позволяет: повторить лексику по теме «Животные жарких стран», закрепить навыки дифференциации согласных и звукобуквенный анализ и синтез, развивать произвольность и распределение внимания, а так же обратить внимание на правописание слов.

Карточка  5

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс_____дата_______

Задание:  впиши нужную букву.

А  …  В Г Д Е Ё  … З И Й … Л … Н О П Р … Т … Ф Х Ц … Ш … Ъ Ы Ь Э Ю Я

Карточка  6

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата______

Задание:  вычеркни на строчке лишний элемент.

   1.   Ш,  8,  К, В, Д, Ч, И                             4.    У,  И,  К,  О,  Э, Я,  Ю

   2.   4, 7,  У,  2,  8,  9,  5                              5.   Ю,  а,  в,  н,  ш,  э,  ц

   3.   Н,  К, А,  П,  Р,  Т,  В,                           6.    А,    О,  У,  Я,  Ы,  

Карточка  7

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс_____дата________

Задание:  найди и подчеркни  общую букву в словах каждой строчки.

МАК,  СОМ, УМ, МОХ, СМЕХ

ДОМ, РОСТ, ОКНА, РОЗА

Карточка  8

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание:   составь и запиши  слова из букв.

1.    МДЫ________                            4.   ОКТ----------------

2.    ПСУ---------------                            5.    ИСР------------------

3.    СНО---------------                           6.    ЫСН-----------------

Карточка  9

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата_______

Задание: найди и выпиши общий слог.

1. Чижи,  стрижи, ужи -------------                  3.Чаща,    роща, щавель-------------

2.Шина, машина, шалаши-------------           4. Щука, чищу, извещу--------------

Карточка  10

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание: собери слова.    

1.   ЖА, КО -----------------                                    3.   ЗА, РО------------------

2.   ШКА, ЧА-----------------                                   4.   ЛИ, У, ЦА------------------

  Для учащихся  2-4-го классов аналогичные задания стоит изменить как в количественном, так и в качественном отношении. Меняется и организационная часть работы с бланками. Логопедические задания на бланках должны соответствовать требованиям:

-удобство в использовании при групповой работе с учащимися;

-многофункциональность заданий;

-небольшой объём заданий, время выполнения которого требует не более 5-7 мин от занятия;

- быстрота обработка результатов;

-возможность сравнительного анализа  с аналогичными работами учащегося по другим лексическим темам.

  При коллективной работе над бланками мы постепенно учим ребят планировать  и организовывать свою работу.

 Задание на формирование звукобуквенного анализа и синтеза слов для учащихся 2-4 классов

Карточка  1

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание: зашифруй слова с помощью шифра: П-1, Т-4.

Образец: тепло - 4е1ло

лопата__________,  топор___________, тапочки__________

спасатель-____________,   спортсмен-_______________, спорт-____________

Карточка  2

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание: расшифруй  и запиши слова. Помни, что  П-1, Т-4.

Образец: 1аль4о - ________пальто

1е4ух-_______________, 14ица_______________, 4ор4-_____________,

С4ё1а-______________, ло1а4а-_______________, 1олё4_______________

Примечание.  Данное задание  позволяет развивать произвольность психических процессов, а также дифференцировать в письменной речи буквы П, Т.  Задания можно варьировать по сложности и объёму в зависимости от состава группы детей.

   Задание на пополнение и уточнение словарного запаса

Карточка  3

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание: среди букв  спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их.

ВПЛЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛЬШЩДПСКВОРЕЦДЮБКУКУШКАХЖ

РНПЗЛАСТОЧКАПРТЕТЕРЕВДБЛДЯТЕЛЖШГГСОЛОВЕЙЛТНПЙЧИЖУК

Карточка 4

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание: в каждой строчке спрятано название овоща. Найди и подчеркни их.

1.СЛРАКЬКАПУСТАЛТКВМНРОЩДШЖ                

2.ЧВСПКНРБАКЛАЖАНЫВМТРЛГШЖИД

3.ЧСЛЕНГЬСМГОРОХЖНЕТЛШЩДЫВАР

4.ПВАСРПОМИДОРЗЖДГЫВРКНПОДБАР

 Синтез слов

Задания на синтезирование слов из набора букв, слогов. Заполнение данных карточек способствует пополнению лексического запаса, развитию навыков осмысленного чтения.

Карточка 5

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание:  переставь буквы так, чтобы получились   слова.  Запиши  слова.

1.ХМО---------- --                              4.ОКТ----------------

2.СНО---------------                            5.БКО-----------------

3.МДЫ---------------                          6.ЫНС---------------------

Карточка 6

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание: переставь слоги так, чтобы получились слова.   

1. ЖА, КО -----------------                                    4. ЗА, РО------------------

2. КЕТ, ЖА-----------------                                    5. ЛИ, У, ЦА------------------

3. ЖИ, ЛЫ ----------------                                     6. ВОТ, ЖИ, НОЕ---------------------      

Карточка 7

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание: переставь слоги так, чтобы получились  названия  ягод.

1. ЛИ  НА  МА---------------------                    3. НИК  КРЫ   ЖОВ-----------------------

2. НИ ЧЕР КА-------------------------                 4. ДИ СМО  РО  НА-----------------------

Работа с синонимами, антонимами русского языка

Пополнение пассивного и  активного  словаря  у  младших  школьников с общим недоразвитием речи.

Карточка 8

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание:  прочитай  пословицы  и  поговорки.  Найди  и  выпиши  слова- антонимы.

1. Труд человека кормит, а лень портит____________________________

2. Летом день  длинный, а зимой короткий____________________________

3. Дедушка старый, а внук молодой_________________________________

4. Заяц трусливый, а лев смелый__________________________________

Карточка 9

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание:  прочитай слова. Найди лишнее,  не  подходящее по смыслу слово и подчеркни  его.

Всадник, лошадь, жокей, наездник;             больница, врач, доктор, лекарь;  

 утёс, кирпич, скала, валун;                           лачуга, хижина, избушка, забор.

Восстановление  деформированного  текста

Развитию лексико-грамматических  отношений способствуют задания по восстановлению деформированных предложений. Для упрощения задачи можно выделить первое слово каждого предложения, например, набрав его с прописной буквы или выделить другим шрифтом. Нужно обратить  внимание детей  на то, что все слова в данной карточке даны в нужном падеже  и  менять окончания слов не надо.

Карточка 10

Фамилия, имя ребёнка_____________________класс______дата________

Задание:  составь предложения  из  данных  слов. Запиши.

Летние каникулы.

1) морю, летом, Миша, ездил, к, родителями, с

__________________________________________________________________

2) все,  на,  пошли, вместе, пляж, утром

__________________________________________________________________

3) плескались, в, ребята, подолгу, тёплой, воде

_________________________________________________________________

4) дети, вернулись, с, взрослые,  загорелыми, юга, и

__________________________________________________________________

5) морские, и, ракушки, подарил, Миша, камешки, друзьям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение слоговой структуры в преодолении ОНР у младших школьников с ЗПР

Значение слоговой структуры в преодолении ОНР у младших школьников с ЗПР...

Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.

Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь ...

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников

Возрастно-специфические причины школьной тревожности (из книги Микляевой А.В. «Школьная тревожность», СПб, Речь, 2008)....

Методика организации самостоятельной работы при изучении живой природы младшими школьниками

Усвоение материала происходит более успешно, если применяются разнообразные виды самостоятельных работ на каждом уроке «Окружающего мира»....

Преодоление агрессивного поведения младших школьников.

Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...

Преодоление агрессивного поведения младших школьников.

Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...