Значение слоговой структуры в преодолении ОНР у младших школьников с ЗПР
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Значение слоговой структуры в преодолении ОНР у младших школьников с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_slogovoy_struktury_v_preodolenii_onr.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Доклад на тему: « Значение слоговой структуры в преодолении ОНР

                                     младших школьников с ЗПР»

     Статистические данные  свидетельствуют о том, что количество младших школьников, нуждающихся в логопедической помощи, постоянно увеличивается. Появились дети, которые «тяжело» идут по традиционным логопедическим программам, а для коррекционной школы-интерната это особенно актуально. Перед  школьным логопедом  встали задачи по повышению эффективности логопедической работы. Один из путей эффективности – это применение нейропсихологических знаний в логопедической практике, ведь именно нейропсихологический анализ даёт ключ к преодолению конкретных трудностей, так как позволяет выявить их причину.

     Слушание с нагрузкой, применение синхронных и асинхронных движений рук и ног в физкультминутках, работа с глазодвигательными мышцами и другие методы нейропсихологической коррекции существенно повышают эффективность логопедической работы.

     Учитывая вышеизложенное , я обратила  особое внимание на взаимодействие речи и движения. Поскольку речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы развиваем и речь. Каждое движение  совершается в определённом ритме. Понятие «ритм» имеет широкое распространение и применяется по отно шению к различным случаям:  ритм стихотворения,  ритм сердца,  дыхания, ритм времён года, дня и ночи, ритм работы и т.д.

     Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том,  что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей подчёркивали многие исследователи. Так В.М.Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: приспособить организм ребёнка отвечать на определённые раздражители (слуховые и зрительные),. установить равновесие  в деятельности  нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённых детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. В этой связи я   изучила методику В.Ф.Базарного «О повышении эффективности психомоторных функций с помощью шагового ритма»  и взяла её за основу в проведении экспериментальных  исследований  по преодолению нарушений в слоговой структуре слова у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

          В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает особое место.              Среди разнообразных нарушений речи у детей  с  ОВЗ младшего школьного возраста  нарушение слоговой структуры слова  встречается довольно часто. Это можно объяснить и тем, что чаще всего в школу- интернат 7 вида часто поступают дети, которые не посещали детский сад и не получили своевременную  коррекционную помощь. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность

     В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОНТОГЕНЕЗА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

     Любые нарушения речи обязательно предполагают их сравнение с нормой .

Обратимся к понятию слоговой структуры слова и слога.

Слоговая структура - характеристика слога с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов.

     Линейная организация движений, необходимых для реализации слога в речи осуществляется  премоторными зонами, входящими в заднелобные отделы коры головного мозга. Именно эта область мозга осуществляет плавный переход от слога к слогу.

     Слог является минимальной единицей речевого потока; с точки зрения артикуляции слог определяется как минимальная произносительная единица.

При том и другом подходе вершиной слога считается гласный, являющийся слогообразующим элементом, согласные считаются его периферическими элементами.

     Речь представляет сложную функциональную систему, опирающуюся на совместную деятельность вторичных и третичных зон мозга, в основном второго и третьего функциональных блоков левого полушария. Каждый из этих отделов обеспечивает определённую сторону речевого процесса (планирование высказывания;

     Уровень и успех овладения слоговой структурой слова зависит от сформированности сенсорного и моторного анализатора. У одних детей с недоразвитием речи наблюдается артикуляционная апраксия. Они воспринимают слоговую структуру слова, но не могут реализовать ее на моторном уровне. Во втором случае у детей на первый план выступает недоразвитие фонематического слуха. Ребенок искаженно произносит слоговую структуру слова, так как не слышит ритмико-интонационную последов Артикуляция звуков речи, заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений. Двигательная проекция органов речи находится в нижней части передней центральной извилине, процесс же координации движений осуществляется в двигательной речевой зоне Брока, расположенной в лобной извилине.

А.Р. Лурия выделяет два составных компонента, необходимых для осуществления речедвигательного акта: его кинестетической основы, необходимой для удержания артикуляционной позиции звука при его произнесении и его кинестетической структуры, обеспечивающей плавное переключение с одних слухо-артикуляторных признаков на другие.

Реализация артикуляторных движений обеспечивается зоной премоторных отделов головного мозга, двигательная речевая зона Брока. Процесс слогоговорения обеспечивается кинестетическим оральным (артикуляционным) праксисом, т.е способностью к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов

При недоразвитии или поражении зоны Брока отмечаются симптомы артикуляционной кинетической апраксии.

Овладение слоговым контуром слова у детей происходит интенсивно в раннем возрасте и заканчивается к началу дошкольного возраста. В это же время ребенок практически овладевает умением воспроизводить число слогов вплоть до четырехсложных, хотя звуковая сторона речи к этому времени еще окончательно не сформирована. А  к 4-5 годам ребенок овладевает правильным произношением слов любой структурной сложности.

Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

Используются разнообразные направления в работе над звуко-слоговым составом слова:

  1. работа по восприятию различных типов интонаций;
  2. развитие тактильных ощущений;
  3. развитие ритмических способностей;
  4. работа над звуковым составом слова;
  5. работа по сохранению и развитию слогового состава слова;
  6. работа над звуко-слоговым анализом и синтезом.

     Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

 Развитие ритмических способностей является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Необходимо сочетать правильную ритмичную речь с ритмичными движениями. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи, как правило, имеют нарушения метроритма, что проявляется в неритмичной ходьбе, в нарушении координации движений. В связи с этим можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши

Особое внимание необходимо уделить работе над ритмом, как одной из основных характеристик в нарушении слоговой структуры. Существует два ритма: музыкальный – чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности, и речевой – ритм на уровне слова, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах. Несомненно, любая работа над ритмом, в том числе музыкальным, полезна для детей с ОНР. Даже при совершенствовании мелкой и общей моторики (которые обычно нарушены у детей с ОНР) необходимо как можно больше уделять внимание заданиям ритмизирующим деятельность детей.

Предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

3) Формирование общей коррекции движений под ритмическую музыку: маршировка, бег, ходьба.

     Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу над  слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

     Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи  мл.  школьников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

     Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

      Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является малоизученной и недостаточно описанной темой. Методические рекомендации по исправлению этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на то, что данная проблема актуальна. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Бахаровская А.М. учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.

Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь ...

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников

Возрастно-специфические причины школьной тревожности (из книги Микляевой А.В. «Школьная тревожность», СПб, Речь, 2008)....

Преодоление агрессивного поведения младших школьников.

Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...

Преодоление агрессивного поведения младших школьников.

Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...

преодоление девиантного поведения младших школьников

В данной статье расскажем о причинах и способах преодоления отклоняющегося поведения младших школьников....

Причины и способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников

Причины и способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников...