Конспекты занятий по логопедии
план-конспект по логопедии на тему

Ватолина Татьяна

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ  

ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА I Р I»

         Тип занятия: индивидуальное занятия по коррекции звукопроизношения.

Цель: автоматизация звука [ р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

*Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях;

* Развивать фонематический слух, навыки звукового   анализа и синтеза;

* Совершенствовать лексико-грамматические категории;

* Развивать целостное восприятие, мелкую моторику;

Оборудование:

Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, проектор, презентация, настенное зеркало, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент.

II. Артикуляционная гимнастика. Но прежде чем идти в цирк, нужно дома навести порядок. Сначала почистим коврик (упражнение «Качели»). Постираем и прополощем платочки (упражнение «Индюк»). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»). А теперь — бегом в цирк (упражнение «Барабанщик»).

- Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинки трамвай.)

- Завели мотор!  Поехали!  «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [р]).

III. Характеристика звука [р].

- Какой звук произносим? Какой он -  звук [Р]?

- Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.

IV. Автоматизация звука.

1)  в слогах Выступают дрессированные собачки.  

- Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее  цифре количество раз

пра - 2       дры — 3  

пар — 2       пар — 3

пру - 3      бро - 2

2) в словах:

 образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка

3) в предложениях

- Послушай, правильно ли клоун говорит и исправь, если нужно ошибки.

– Дровами рубят топор.

 – Сахар грызёт Иру.

 – Дорога едет по грузовику.

V. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.

-  Во время представления громко играет цирковой оркестр.  

Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.

VII. Развитие звукового анализа.

  Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)

Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу. (1-в начале 2-в середине-3-в конце слова.)

VIII. Упражнение в правильном произнесении звука [р].

- Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.

Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.

Тра – тра – тра – до свидания, детвора.

Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.

Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом.

IX. Итог занятия.

 



Предварительный просмотр:

          Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

Тема: Шипящий согласный Ш-Ж

Лексическая тема:   Осень.

Цель: Формировать у детей умение дифференцировать звуки Ш-Ж.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

Автоматизированть произношение шипящих;

Слова из заданных букв, составлять слова, предложения с буквами Ш-Ж;

Закрепить правило написания гласных после шипящих;  

Закреплять навык фонематического анализа;

Отработка правильного чтения, с проговариванием шипящих звуков;  

Коррекционно-развивающие:

Развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику, зрительный, буквенный гнозис, память, воображение, логическое мышление. развивать звуковую культуру речи, способствовать развитию диалогической и монологической речи, совершенствовать выразительность чтения;

Коррекционно-воспитательные: 

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.  Самоконтроль и взаимоконтроль, умение сотрудничать в парах и в коллективе, уважение к труду взрослых, интерес к логопедическим занятиям через игру и нетрадиционные методы терапии.

Лексика: осень, слова со звуками Ш-Ж;

Планируемый результат:

-активная и продуктивная деятельность в процессе общения;

-проявляют эмоциональное отношение;

-умеют взаимодействовать со сверстниками в процессе общения;

-умеют самостоятельно считать, соотносить буквы с цифрами;

-составлять слово из заданных букв, предложение из слов, рассказ из предложений»;

Тип занятия: комбинированный
Оборудование: 

  1. Компьютер, проектор, экран, колонки.
  2. Презентация по теме логопедического занятия.
  3.  Карточки (индивидуально для каждого ребёнка) с вразброс написанными буквами, словами, по которым дети составляют слово, предложен6ие, рассказ.
  4.  Карточки с текстами (анаграммы).
  5. Ручки, цветные и простой карандаши.
  6. Зеркала, аромамедальоны, масло пихты.

Цель: Совершенствования фонематического слуха и восприятия. Закрепить знания об акустических признаках шипящих. Применения правила написания гласных после шипящих. Отрабатывать навык  осознанного  чтение на уровне буквы, слога, слова. Формировать словарь.

Развивать артикуляционную моторику, правильное произношение отдельных звуков, воздушную струю, логическое мышление, общую моторику,  мелкую моторику пальцев рук, координацию.

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям через игру.

Ход ьзханятия.

  1. Орг. момент. 
  2. Проверка домашнего задания

ША-ША-ША… C:\Users\User\Desktop\печатный 2016-2017\октябрь открытый урок\фото\DSCN1107.JPG

      3.Прочитайте слоги.

4. Почитайте слоги со звонким звуком.

ША-ЖА,ШО-ЖО,ШУ-ЖУ,ШИ-ЖИ,ШЕ-ЖЕ. C:\Users\User\Desktop\печатный 2016-2017\октябрь открытый урок\фото\DSCN1122.JPG

5. Прочитай слова, подчеркни в каждом слове букву, которая обозначает  глухой  шипящий звук.

Шар-жар

Шить-жить

Шила-жилам и

Шест-жест

Шесть-жесть

6. Прочитайте буквы

Ш-Ж

Сообщение темы занятия

-АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. C:\Users\User\Desktop\печатный 2016-2017\октябрь открытый урок\фото\DSCN1119.JPG

7.

-Обведите карандашом картинки в названии которых есть звук  Ж;

- Подчеркните карандашом картинки в названии которых есть звук  Ш;

-Произнеси название картинок в нижнем ряду вслух, какое правило необходимо помнить, для того, чтобы правильно написать эти слова?

1a.png     5468280-bumblebee.png

jiraf.png    C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\2632.jpg

8. Прочитай правило.

ЖИ-ШИ пиши с буквой И

9. Допиши слова пользуясь данным правилом

Экипа_________

Вклады________

Детёны________

Кра___________

Эта ___________

Черте_________

Каранда_______

C:\Users\User\Desktop\печатный 2016-2017\октябрь открытый урок\фото\DSCN1136.JPG

10. Прочитай, чётко выговаривая шипящий звук;

Вот от ножек и до ушек

Моет Женю жаркий душик,

И макушку и живот

Жене душ водой польёт.

Моет Женю жаркий дождик

От макушки о до ножек,

Моет шею, моет уши,

Как же хорошо под душем!

C:\Users\User\Desktop\печатный 2016-2017\октябрь открытый урок\фото\DSCN1143.JPG    C:\Users\User\Desktop\печатный 2016-2017\октябрь открытый урок\фото\DSCN1146.JPG  C:\Users\User\Desktop\печатный 2016-2017\октябрь открытый урок\фото\DSCN1152.JPG 

Итог занятия .   C:\Users\User\Desktop\печатный 2016-2017\октябрь открытый урок\фото\DSCN1156.JPG

 



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

 

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 Тема: Отработка навыков слогоаналитического чтения, лексика “Профессии”  
Цель: Формировать навыки слогоаналитического чтения на уровне слова, предложения, текста.
Задачи: 

Коррекционно-образовательные: формировать   беглое, осознанное чтение.  Закрепить знания детей о профессиях взрослых; упражнять в навыках образования существительных обозначающих название профессий при помощи заданного слога, в составлении простых предложений, рассказа из деформированного текста;

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику, зрительный, буквенный гнозис, память, воображение, логическое мышление. развивать звуковую культуру речи, способствовать развитию диалогической и монологической речи, совершенствовать выразительность чтения;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль, умение сотрудничать в парах и в коллективе, уважение к труду взрослых, интерес к логопедическим занятиям через игру и нетрадиционные методы терапии.
Тип занятия: комбинированный
Оборудование: 

  1. Компьютер, проектор, экран, колонки.
  2. Презентация по теме логопедического занятия.
  3. Слайды с  фотографиями сотрудников школы.
  4. Плакат с записанной скороговоркой.
  5. Карточки (демонстрационные) с вразброс написанными буквами, по которым дети составляют слова.
  6. Слоговые таблицы (индивидуально для каждого ребёнка).
  7. Карточки с текстами (анаграммы).
  8. Тетради, ручки, цветные и простой карандаши.
  9. Массажные мячи.
  10. Зеркала

 План урока

* Организационный момент.1-2 мин.

* Проверка готовности к занятию – 30 сек .

* Артикуляционная гимнастикап– 2-3 мин  

* Чтение  слогов со стечением согласных 3-4 мин

* Работа с практическим пособием для обучения детей чтению

 с. 82        О.В. Узорова, Е.А. Нефедова3-4 мин

* Работа со словом 1-2 мин

*  Работа со словарем -1 мин  

* Сообщение темы -30 сек  

* Отработка звуко-буквенного гнозиса 1-2 мин  

* Рабрта со словом 2-3 мин    

*Ролевая игра – 3-4 мин  

*Работа с деформированным текстом

-предложение 3-4 мин

-текст  3-4 мин

*Итог занятия 2-3 мин



Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание

1.

Организационный момент.  

(слайд №1)

Релаксационное упражнение на снятие мышечного напряжения (выполняется 1мин).

Звучит спокойная музыка, дети с закрытыми глазами  напевают в такт на звук  А_А_А_А_А, в руках массажные мячи-дети массажируют руки (пальцы рук)

2.

Артикуляционная гимнастика

(слайд №2)

 «Маляр»  (Высунуть язык , рот приоткрыть . Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.)

«Вкусное варенье»  (Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта)

"Иголочка" (Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать язык в таком положении 10 сек.)

3.

Чтение  слогов со стечением согласных

  Практического пособия для обучения детей чтению

 с. 82        О.В. Узорова, Е.А. Нефедова

4.

Придумайте слово  начинающее со    слога -ПРО-, отвечающие на вопрос ЧТО? (слайд №3)

Дети записывают слова в тетрадях.

5.

Что означает слово ПРОФЕССИЯ?

 (слайд №4)

Работа со словарем С.И.Ожегова.

6.

Сообщение темы и цели занятия

 (слайд №5)

Отработка навыков слогоаналитического чтения, лексика “Профессии”  

7.

 Звукобуквенный гнозис   (слайд №6) 

Какие буквы спрятались в данной композиции? (прочитай)  запиши на доске.

8.

Работа со словом

(слайд №7)

Из данных букв составьте слова обозначающие название профессий. (УЧИТЕЛЬ, ВОДИТЕЛЬ, ПОВАР…) (прочитай)

9.

Игра

(слайд №8-15)

«Назови профессию этого человека. Прочитай» (фото сотрудников школы)

10.

Работа с предложением  (слайд №16)

Составь предложение,  используя данные слова.

Прочитай.

11.

Работа с деформированным текстом  (слайд №17)

Составьте предложение в таком порядке, чтобы получился рассказ.

12.

Чтение текста

(слайд №18)

Прочитайте текст

В нашей школе трудятся люди разных профессий.

Есть среди них учителя, повара, водители, столяр, воспитатели, бухгалтера.

Все они очень любят детей.

Свою любовь они отдают детям.

Повар варит для нас суп, кашу и компот.

Водитель автобуса привозит в школу детей каждый день.

Учитель учит всему новому.

Врач следит за нашим

здоровьем.

13.

Итог занятия

(слайд №18)

Развитие памяти, внимания, оперативного чтения

Люди каких профессий трудятся в нашей школе?

Вспомните какие слова, обозначающие название профессий вы сегодня прочитывали.

 14.

МОЛОДЦЫ!              

Список   литературы.

  1. Логопедия Ж.М.Флерова
  2. Логоигры И. М.Медведева
  3.  Логопедическая азбука «От буквы к слову» Е.В.Новикова
  4. Логопедическая азбука «От  слова к предложению» Е.В.Новикова
  5. Коррекция письменной речиН.П.Мещерекова
  6. Волшебный мир звуков и слов Е.А Пожиленко
  7. Нарушение речи и обучение чтению Л.В.Лагутина  
  8. Слоговая структура слова Н.С.Четверушкина  
  9.  Логоритмика  Ю.Ф.Филатова  
  10.  Профилактика и коррекция нарушений письменной речи М.А.Поваляева



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

Коррекционное   занятие по логопедии

Тема: Сравнение произношения и написания корней родственных слов.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные: Учить образовывать родственные слова путём изменения формы слова, составлять предложения с этими словами. Закреплять навык фонематического анализа. Отработка правильного чтения, с проговариванием свистящих звуков.  Закрепить знания детей о профессиях взрослых; упражнять в навыках образования родственных слов, в составлении простых предложений, стихотворения из деформированного текста;

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику, зрительный, буквенный гнозис, память, воображение, логическое мышление. развивать звуковую культуру речи, способствовать развитию диалогической и монологической речи, совершенствовать выразительность чтения;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль, умение сотрудничать в парах и в коллективе, уважение к труду взрослых, интерес к логопедическим занятиям через игру и нетрадиционные методы терапии.
Тип занятия: комбинированный
Оборудование: 

  1. Компьютер, проектор, экран, колонки.
  2. Презентация по теме логопедического занятия.
  3. Слайды с  фотографиями обозначающими значение родственных слов.
  4. Карточки (демонстрационные) с вразброс написанными словами, по которым дети составляют стихотворение.
  5. Слоговые таблицы (индивидуально для каждого ребёнка).
  6. Карточки с текстами (анаграммы).
  7. Тетради, ручки, цветные и простой карандаши.
  8. Зеркала, аромамедальоны, масло пихты, магнитофон,

 План урока

* Организационный момент.1-2 мин.

* Проверка готовности к занятию – 30 сек .

* Формирование осознанного чтения – 2-3 мин.

* Сообщение темы -30 сек.

* Формирование фонематического восприятия  2-3 мин.

* Артикуляционная гимнастика 2-3 мин.

* Формирование воздушной струи 1-2 мин.

* Формирование осознанного чтения 3-4 мин.

* Списывание с печатного текста 3-4 мин.

* Физминутка  2-3 мин

*Работа с деформированным текстом

-предложение 3-4 мин

-текст  3-4 мин

*Итог занятия 2-3 мин


 

ХОДP1000310

 

   

 

 

 

 

 

.

Этапы занятия,

*Инновационные технологии

ИКТ

презентация

№ слайда

Задание для детей

1.

  Организационный момент

*(упражнения для общей моторики)

плечи

вверх -- вперёд – опустили  (4-5 раз)

2.

   Прочитайте слово

*Хромотерапия

(слайд №1)

ОСЕНЬ

Выберите цвет соответствующий этому времени года (ЖЁЛТЫЙ)

3.

Формирование осознанного чтения

(слайд №2)

Проситайте

Чем похожи эти слова?

САД, САДОВНИК, САДИК

Как можно сказать о этих словах одним словом _ ОДНОКОРЕННЫЕ

4.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ

(слай №3)

Тема нашего занятия: Сравнение и написания корней родственных слов.

5.

*формирование фонематического восприятия

МАГНИТАФОННАЯ ЗАПИСЬ

С каким словом сегодня мы будем

 работать догадайтесь сами

ЛЕС, ЗВЕРИ, СОСНА, ГРИБЫ,

ЛЕС, ЁЛКА, ПТИЦЫ, ЛЕС 

слово ЛЕС

6.

*Артикуляционная гимнастика *Гимнастика для глаз

Попробуйте в воздухе языком написать слово

ЛЕС, глазками старайтесь смотреть на язык.

7.

*Формирование воздушной струи

*Ароматерапия

Возьмите в руки аромамедальоны, вдохните аромат леса (ПИХТА)

глубокий вдох – выдох на звук (С) –нежный, ласковый ветерок.

8.

*Формирование фон.слуха

*Музыкотерапия

ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ ПЬЕССЫ П,И.ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА» ОСЕНЬ

А сейчас закройте глаза, представьте, что вы очутились в лесу          

Вот мы и в лесу. Нас встречает добрый лесовичок. Вон-вон он спрятался под лесиной. Не бойся, мы тебя не обидим. Разреши нам полюбоваться лесной красотой. А вон и лесник, он охраняет лес.

        Пойдёмте вон в тот перелесок, там и поиграем.  

- Какие родственные слова вы услышали?

9.

Формирование осознанного чтения

(слайд №4)

Прочитайте текст, подчеркните родственные слова, слову ЛЕС.

10.

Списывание с печатного текста

Формирование буквенного гнозиса

*Хромотерапия

(слайд № 5)

Запишите эти слова в тетрадь, желтым фломастером

11.

Проверьте

Лесовичок, лесина, лесной, лесник, лес, перелесок

12.

Игра «На лесной поляне»

*Физминутка

  (слай №6)

 Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

13.

Работа со словом (образование родственных слов)

(слайд №7)

Образуйте родственные слова

14.

Составление стихотворения  

(слайд №8)

Вставьте слова по смыслу  (слова на карточках)

Вон из ……… ………..

Все ………. враз увёз.

……….……,…….…….

Мебель новая у нас.

Береги её, дружочек,

…….. здесь у нас кусочек

15.

Автоматизация свистящих звуков

Формирование осознанного, скандированного чтения

(Слайд №9)

Прочитайте  стихотворение,

проговаривая чётко звук «С,З»

Вон из леса лесовоз

Все лесины враз увёз.

Лесопилка, лесосплав

Мебель новая у нас.

Береги её, дружочек,

Леса здесь у нас кусочек.

16.

Итог занятия

Над чем мы сегодня работали?

- Какие однокоренные слова вы запомнили?

17.

Взаимооценка

Список   литературы.

  1. Логопедия Ж.М.Флерова
  2. Логоигры И. М.Медведева
  3. Волшебный мир звуков и слов Е.А Пожиленко
  4. Нарушение речи и обучение чтению Л.В.Лагутина  
  5.  Логоритмика  Ю.Ф.Филатова  
  6.  Профилактика и коррекция нарушений письменной речи М.А.Поваляева

  P1000317     P1000318



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

Коррекционное   занятие по логопедии

4 класс   

Тема: Составление предложений со словами, обозначающими признак предметов.  

Лексическая тема: «Сезонные изменения (ДОРОГА)».

Цель: Учить составлять предложения со словами, обозначающими признак предмета.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные: Учить составлять слова из заданных букв, составлять словосочетание с этими словами, текст из данных предложений. Формировать навык правильного написания имен собственных, правила написания предложения.      Отработка правильного чтения, с проговариванием   звука IРI. Зыкрепить знание ПДД 

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику, зрительный, буквенный гнозис, память, воображение, логическое мышление. развивать звуковую культуру речи;

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать   интерес к логопедическим занятиям через игру и нетрадиционные методы терапии.
Тип занятия: комбинированный
Оборудование: 

  1. Компьютер.
  2. Презентация по теме логопедического занятия.
  3.  Карточки (индивидуально для каждого ребёнка)  
  4.  Карточки с текстами (анаграммы).
  5. Ручки, цветные и простой карандаши.
  6. Зеркала, аромамедальоны, масло пихты.

 План урока

* Организационный момент.1-2 мин.

* Проверка готовности к занятию – 10 сек.

* Блиц-турнир 2-3 мин.

* Работа с текстом 4-5 мин

* Артикуляционная гимнастика 2-3 мин.

* Работа со словарём, формирование осознанного чтения – 2-3 мин.

* Сообщение темы -30 сек.

* Работа со словом 2-3 мин

* Работа со словосочетанием 2-3 мин

* Работа с предложением 2-3 мин.

 * Работа с текстом 2-3 мин.

 * Работа с газетой «Новости из области» 2-3 мин

 * Беседа по ПДД 1-2 мин

* Игра

«Красный-жёлтый-зелёный» 1-2 мин

* Просмотр видеоролика «Пешеходная зебра» 3 мин

 *Итог занятия 2-3 мин

 

Ход Занятия.

Раздаточный материл,

ИКТ

Задание для детей

1

Орг момент.

Слайд № 1

П.И.Чайковский «ВЕСНА»

Закрыть глаза, расслабиться, спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот)

2

Блиц-турнир

Карточки

Первая буква в предложении пишется

А) с заглавной буквы

Б)строчной буквы

С) не знаю

Имена собственные пишутся:

А) с заглавной буквы

Б)строчной буквы

С) не знаю

Слайд № 2

Взаимопроверка

2

Работа с текстом

Карточки

 

1.Долго ждали мы весны. 2.Наконец она пришла.

3.Рады дети. 4.Надела Оля новое пальто. 5.Гриша резиновые сапоги.

6.А Анна красивую куртку.

Слайд № 3

Слайд № 4

1.

Прочитайте текст;

Приготовьтесь работать по тексту;

2.

-Подчеркните в первом предложении в первом слове первую букву, объясните почему оно написано с большой буквы?

-Найдите  во втором предложении самое короткое слово, подчеркните первую букву, прочитайте слово.

- Подчеркните в третьем предложении в первом слове первую букву, объясните, почему оно написано с большой буквы?

-Найдите  в четвертом предложении второе слово, подчеркните первую букву, объясните, почему оно написано с большой буквы?

- Найдите  в пятом предложении первое слово, подчеркните первую букву, объясните, почему оно написано с большой буквы?

- Найдите  в шестом предложении второе слово, подчеркните первую букву, объясните, почему оно написано с большой буквы?

3.

Прочитайте подчеркнутые буквы, какое слово у вас получилось? ДОРОГА

3

Артикуляционная гимнастика

Слайд № 2

Напишите языком в воздухе слово ДОРОГА

4

Работа со словарём

  Словарь русского языка С.И.Ожегова

 

Слайд № 5

ДОРОГА – это узкая полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения

  Работа со словарём русского языка С.И.Ожегова

-Что обозначает слово ДОРОГА?  

.

5

Сообщение темы занятия.

6

Работа со словом

Карточки

Какой?             Какая?

скользкий      -----------

горный          ------------

грязный        ------------

опасный        ------------

Образуйте слова, отвечающие на вопрос КАКАЯ?

Какой?             Какая?

горный           горная

грязный         грязная

скользкий      скользкая

опасный         опасная

-запишите слова во второй столбик;

-подчеркните слова, обозначающие признак весенней дороги; (скользкая, грязная, опасная)

7

Работа со словосочетанием

скользкая

 грязная            дорога

опасная

слайд № 6

Прочитайте получившиеся словосочетания

8

Работа с предложением

Карточки

1.Весной дорога скользкая.

2.Когда растает лёд   дорога грязная.

3.Весной дорога   опасная.

Запишите словосочетание, прочитайте;

9

Работа с текстом

-О чём говорится в рассказе?

-Когда бывает дорога опасной?  

10

Работа с газетой «Новости из области»

Газета

«Новости из области»

За 24 марта 2016 год

-Прочитайте все заголовки, найдите слово ДОРОГА, подчеркните слово;

11

Беседа по ПДД

12

Игра

«Красный

жёлтый зелёный»

Правило игры (дети имитируют…)

Красный - СТОЙ

Жёлтый-ПРИГОТОВЬСЯ зелёный-ИДИ

13

Просмотр видеоролика

Слайд № 7

 Пешеходная зебра»

14

Итог занятия

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал

  Осторожней будь народ,

На дороге гололёд!

В напитки лёд не добавляй,

Лучше пей горячий чай.

С крыши капает, течет,

Будь осторожнее!

На голову лёд упадет.

  Осторожней будь народ,

На дороге гололёд!

В напитки лёд не добавляй,

Лучше пей горячий чай.

С крыши капает, течет,

Будь осторожнее!

На голову лёд упадет.

Приехал  Дима в школу.

Он был на каникулах.

Хорошо дома с мамой.

Приехал  Дима в школу.

Он был на каникулах.

Хорошо дома с мамой.

Приехал  Дима в школу.

Он был на каникулах.

Хорошо дома с мамой.

Приехал  Дима в школу.

Он был на каникулах.

Хорошо дома с мамой.

1. С какой буквы пишется имена собственные?

А) заглавной

В) строчной

С) не знаю

 

2. С какой буквы нужно писать предложение?

А) заглавной

В) строчной

С) не знаю

3. Лёд  какой?

А) деревянный

В) речной

С) скользкий

1. С какой буквы пишется имена собственные?

А) заглавной

В) строчной

С) не знаю

 

2. С какой буквы нужно писать предложение?

А) заглавной

В) строчной

С) не знаю

3. Лёд  какой?

А) холодный

В) горячий

С) скользкий

1. С какой буквы пишется имена собственные?

А) заглавной

В) строчной

С) не знаю

 

2. С какой буквы нужно писать предложение?

А) заглавной

В) строчной

С) не знаю

3. Лёд  какой?

А) холодный

В) горячий

С) скользкий

1. С какой буквы пишется имена собственные?

А) заглавной

В) строчной

С) не знаю

 

2. С какой буквы нужно писать предложение?

А) заглавной

В) строчной

С) не знаю

3. Лёд  какой?

А) холодный

В) горячий

С) скользкий



Предварительный просмотр:

          Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

Конспект учебного   занятия по логопедии.

Тема: Составление рассказа из деформированного текста.

Лексическая тема:   Россия.

Цель: Формировать у детей умение составлять рассказ из деформированного текста.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

Учить составлять рассказ из деформированного текста;

Слова из заданных букв, составлять предложения с этими словами, текст из данных предложений;

Закрепить правило написания имен собственных;  

Закреплять навык фонематического анализа;

Отработка правильного чтения, с проговариванием свистящих звуков;  

Коррекционно-развивающие:

Развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику, зрительный, буквенный гнозис, память, воображение, логическое мышление. развивать звуковую культуру речи, способствовать развитию диалогической и монологической речи, совершенствовать выразительность чтения;

Коррекционно-воспитательные: 

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.  Самоконтроль и взаимоконтроль, умение сотрудничать в парах и в коллективе, уважение к труду взрослых, интерес к логопедическим занятиям через игру и нетрадиционные методы терапии.

Лексика: Родина, Россия, Флаг, Герб, страна, город, Москва,  орёл, Запад, Восток,  Европа,  Азия, Георгий Победоносец,  верность,  честность, безупречность, целомудрие, благородство, откровенность, мужество, смелость,  великодушие,  любовь.

Планируемый результат:

-активная и продуктивная деятельность в процессе общения;

-проявляют эмоциональное отношение;

-умеют взаимодействовать со сверстниками в процессе общения;

-умеют самостоятельно считать, соотносить буквы с цифрами;

-соблюдать правила безопасности при работе с ножницами;

-составлять слово из заданных букв, предложение из слов, рассказ из предложений»;

-гордиться своей Родиной;

Тип занятия: комбинированный
Оборудование: 

  1. Компьютер, проектор, экран, колонки.
  2. Презентация по теме логопедического занятия.
  3.  Карточки (индивидуально для каждого ребёнка) с вразброс написанными буквами, словами, по которым дети составляют слово, предложен6ие, рассказ.
  4.  Карточки с текстами (анаграммы).
  5. Ручки, цветные и простой карандаши.
  6. Зеркала, аромамедальоны, масло пихты.

Ход занятия.

Этапы занятия,

 

Содержательная деятельность

Действия, деятельность педагога

Действие,

деятельность

 детей

Планируемый результат

Орг. момент

(слайд)  

Добрый день! Сядьте удобно, закройте глаза, послушайте музыку мою инструкцию и выполняйте

Организует детей, концентрирует внимание, включает их в деятельность.

Дети выполняют упражнения с закрытыми глазами, психологический настрой на занятие. плечи вверх - вперёд – опустили  (4-5 раз)

Положительный эмоциональный  фон занятия. Коррекция осанки.

Артикуляционная гимнастика

(слайд)  

*Напишите в воздухе языком букву, которая появиться на экране;

Постарайтесь прочитать вами написанное слово;

*Какое слово получилось?

Следит за правильным выполнением гимнастики.

Выполняют упражнения на развитие мышц языка. Следят за точными действиями, запоминают буквы, читают получившиеся слоги в дальнейшем слово.

Демонстрируют активность.

Проявление интереса к предстоящей деятельности.

Умение думать, анализировать.

Формирование буквенного гнозиса

(слайд)  

1)Найдите и прочитайте заглавные буквы по диагонали справа-налево;

2) Объясните значение этого  слова.

Приглашает детей к совместной деятельности

Ориентируются в тексте, различают заглавные буквы от прописных.

Умение вступать в продуктивную коммуникацию регуляция своих действий.

Развитие мелкой моторики

(слайд)  

 1)вырежьте фигуры;

2)разберите фигуры по цвету;

3)из букв, написанных на фигурах одного и того - же цвета составьте слово.

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникшую проблему.

Вырезают треугольники, разбирают по цвету: белый. синий, красный.

Читают буквы, написанные в каждом треугольнике. Составляют слово из букв, написанных на фигурах одного и того - же цвета.    

Готовность к совместной деятельности.

Формирование навыков осознанного чтения.  (слайд)  

1)Прочитайте.
2)Найдите ошибку.

3)Почему при составлении этого предложения, мы использовали три цвета?

Предоставляет  достаточное время для прочтения текста и нахождения ошибки.

Дети исправляют ошибку, проговаривая правило.

Желание не допускать ошибки орфографического характера

Сообщение темы занятия

(слайд)  

 Петя прочитает стихотворение

 Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое

Это всё моё родное.

 Стимулирует интерес

Ребёнок читает выразительно стихотворение, проговаривая правильно каждый звук.

Активизация познавательной деятельности, атмосфера творческого успеха.

Составление предложения из деформированного текста

1)Решите примеры.

2)Расположите слова согласно ответу  1 2 3 4

2)Прочитайте получившиеся предложения.

Стимулирует интерес, любознательность

Решают примеры на обратной стороне написаны слова., Раскладывают карточки со словами, согласно получившемуся ответу 1 2 3 4.

Читают предложения.

Умение думать, анализировать, актуализация собственного опыта.

Составление рассказа из деформированного текста

(слайд)  

1)Какая орфограмма встречается в каждом предложении?

(Написание имени собственного)

2)Подчеркните первую букву в именах собственных.

3)Прочитайте имена собственные.

4)Прочитайте предложения согласно первой букве первого слова в предложении

Задает вопрос стимулирующий процесс мышления; Создаёт проблемную ситуацию; вовлекает к совместной деятельности.

Объясняют орфограммы, встречающиеся в каждом предложении

Проговаривают  вслух правило: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Составляют рассказ, из деформированного текста используя подсказку (первая буква в слове)

Умение слушать выполнять инструкцию.

Знакомство с гербом России

(слайд)  

-Ребята, посмотрите на слайд, это герб России.

 Таня расскажет нам о гербе России.

 Предоставляет возможность детям послушать своего товарища.

Заранее подготовленный ребёнок рассказывает о гербе России.

Желание говорить правильно.

Знакомство со значением цветов флага

(слайд)  

 -А кто знает, что означают цвета флага России?

Женя расскажет о значении цветов флага России.

Предоставляет возможность детям послушать своего товарища.

Заранее подготовленный ребёнок рассказывает о значении цветов флага.

Желание говорить правильно.

Гордость за страну, в которой мы живём.

Прослушивание гимна России

(слайд)  

 У каждой страны есть свой гимн, когда играет гимн нужно всем встать.

(музыкальное сопровождение)

Стимулирует любознательность, интерес.

Дети слушают и поют гимн стоя.

Желание быть гражданином России.

Итог занятия

Создаёт  атмосферу заинтересованности каждого ребёнка, моделируется обсуждение с детьми результатов деятельности.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии.

Демонстрируют, озвучивают собственные чувства, эмоции, ощущение успеха.

Умения коммент.  свои действия, результат своего труда.



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

Коррекционное   занятие по логопедии

   

Тема: Составление творческого рассказа фантазии.

Лексическая тема:   Сказочные герои.

Цель: Формировать у детей умение составлять рассказ фантазию.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

Учить составлять рассказ из фантазию;

Закрепить правило написания имен собственных;  

Закреплять навык фонематического анализа;

Отработка правильного чтения, с проговариванием сонорных звуков;  

Коррекционно-развивающие:

Развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику, зрительный, буквенный гнозис, память, воображение, логическое мышление. развивать звуковую культуру речи, способствовать развитию диалогической и монологической речи, совершенствовать выразительность чтения;

Коррекционно-воспитательные: 

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.  Самоконтроль и взаимоконтроль, умение сотрудничать в парах и в коллективе, уважение к труду взрослых, интерес к логопедическим занятиям через игру и нетрадиционные методы терапии.

Лексика: Сказки, мультфильмы, геометрические фигуры.

Планируемый результат:

-активная и продуктивная деятельность в процессе общения;

-проявляют эмоциональное отношение;

-умеют взаимодействовать со сверстниками в процессе общения;

-умеют самостоятельно считать, соотносить буквы с цифрами;

-соблюдать правила безопасности при работе с ножницами;

-составлять слово из заданных букв, предложение из слов, рассказ из предложений»;

-гордиться своей Родиной;

Тип занятия: комбинированный
Оборудование: 

  1. Компьютер, проектор, экран, колонки.
  2. Презентация по теме логопедического занятия.
  3.  Карточки (индивидуально для каждого ребёнка) с вразброс написанными буквами, словами, по которым дети составляют слово, предложен6ие, рассказ.
  4.  Карточки с текстами (анаграммы).
  5. Ручки, цветные и простой карандаши.
  6. Зеркала, аромамедальоны, масло пихты.

 Ход занятия.

  1. Орг момент

*Самомассаж

C:\Users\User\Desktop\логопедия+ математика\фото Лого + матем\DSCN0556.JPG

2.Формирование буквенного гнозиса (Ориентация на листе бумаги по заданию: Первая строка- четвертая буква…)

 C:\Users\User\Desktop\логопедия+ математика\фото Лого + матем\DSCN0560.JPG

  1. Развитие мелкой моторики. Вырезать фигуры

C:\Users\User\Desktop\логопедия+ математика\фото Лого + матем\DSCN0563.JPG

  1. Работа  с разрезной азбукой.  Составь слово из букв на геометрический фигуре.  Маша и медведь. Сообщение темы занятия.

C:\Users\User\Desktop\логопедия+ математика\фото Лого + матем\DSCN0569.JPG    C:\Users\User\Desktop\логопедия+ математика\фото Лого + матем\DSCN0571.JPG

  1. Работа с деформированным предложением. Реши примеры, узнаешь очерелность слов в предложении,составь, прочитай предложение.

C:\Users\User\Desktop\логопедия+ математика\фото Лого + матем\DSCN0574.JPG         C:\Users\User\Desktop\логопедия+ математика\фото Лого + матем\DSCN0583.JPG

  1. Работа с деформированным текстом. Соотнеси своё предложение с  линией (ломаная, прямая, отрезок, кривая), составь текст, прочитай.

C:\Users\User\Desktop\логопедия+ математика\фото Лого + матем\DSCN0584.JPG

  1. Формирование фонематических процессов. Игра «Фигуры»          - руки на пояс,        - руки над головой,

      - присесть.

C:\Users\User\Desktop\логопедия+ математика\фото Лого + матем\DSCN0591.JPG   C:\Users\User\Desktop\логопедия+ математика\фото Лого + матем\DSCN0593.JPG

  1. Итог занятия

C:\Users\User\Desktop\логопедия+ математика\фото Лого + матем\DSCN0603.JPG


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

Конспект учебного   занятия по логопедии.

Тема:   Формирование первоначальных умений чтения.

Лексическая тема:   Армия.

Цель: : Отрабатывать навык  осознанного  чтение на уровне буквы, слога, слова. Формировать словарь по военной теме

Развивать артикуляционную моторику, правильное произношение отдельных звуков, воздушную струю, логическое мышление, общую моторику,  мелкую моторику пальцев рук, координацию.

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям через игру.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

Учить составлять читать изученные буквы;

Слова из заданных букв;

Закреплять навык фонематического анализа;

Отработка правильного чтения, с проговариванием свистящих звуков;  

Коррекционно-развивающие:

Развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику, зрительный, буквенный гнозис, память, воображение, логическое мышление. развивать звуковую культуру речи, способствовать развитию диалогической и монологической речи, совершенствовать выразительность чтения;

Коррекционно-воспитательные: 

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.  Самоконтроль и взаимоконтроль, умение сотрудничать в парах и в коллективе, уважение к труду взрослых, интерес к логопедическим занятиям через игру и нетрадиционные методы терапии.

Лексика: Родина, армия солдат, танк, пушка, защитник.

Планируемый результат:

-активная и продуктивная деятельность в процессе общения;

-проявляют эмоциональное отношение;

-умеют взаимодействовать со взрослым в процессе общения;

-умеют самостоятельно считать изученные буквы, слоги, слова;

-гордиться своей Армией;

Тип занятия: комбинированный
Оборудование: 

  1. Компьютер, проектор, экран, колонки.
  2. Презентация по теме логопедического занятия.
  3. Ручки, цветные и простой карандаши.
  4. Зеркала, аромамедальоны, масло пихты, вода, игрушки.

Ход занятия.

  1. Орг. момент. C:\Users\User\Desktop\печатный материал 2014-2015 год\МО патриот воспит март\открыт урок Ватолиной Т. А\P1020323.JPG

(Игра «Я солдат»)

(Ребенок надевает пилотку и погоны)

  1. Формирование общей моторики

     (ходьба маршем)

  1. Артикуляционная гимнастикаC:\Users\User\Desktop\печатный материал 2014-2015 год\МО патриот воспит март\открыт урок Ватолиной Т. А\P1020326.JPG

- Лошадка

-Вкусное варенье

-Индюк

      3. Формирование воздушной струи

           -Пузыри

(подуй через трубочку в бутылку с водой) C:\Users\User\Desktop\печатный материал 2014-2015 год\МО патриот воспит март\открыт урок Ватолиной Т. А\P1020331.JPG

       4.Упражнения для мелкой моторики

(найди буквы в воде «ТЕПЛАЯ-ХОЛОДНАЯ»)

      5. Чтение изученных букв (а у о ы и м с х з л н в ш  р к п т ж б)

      6. Игра «Волшебный мешочек»

(достань игрушку, скажи что это, назови первый звук, покажи букву соответствующую данному звуку)

      7. Чтение слогов с этими буквами (ба ам ну во…)

     8. Чтение слов C:\Users\User\Desktop\печатный материал 2014-2015 год\МО патриот воспит март\открыт урок Ватолиной Т. А\P1020333.JPG

(ТАНК, ИВАН, САША,)

   9. Чтение предложений

(ТАНК МАЛ. САША САМ. НА САША пистолет)

10. Итог занятия



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА:

Для проведения логопедической викторины, необходимо организовать 2 команды.  Каждая   получает  задание и время на его выполнение, по окончании которого капитан  зачитывает правильные ответы.  Работает жюри.

РАЗМИНКА Выбрать правильный ответ из 4-х    предложенных. Каждой команде предлагается комплект ответов. После прослушивания вопроса ребята обводят правильный ответ. Затем называют его вслух.      

Вопросы:

  1. Сколько гласных звуков в русском языке?
  2. Какая из этих букв состоит из одного звука?
  3. Какой из слогов обозначает ноту? 

Варианты ответов:

  1. 10, 8, 6, 5
  2. ё, е, ю, у.
  3. фу, ну, фа, ха

АУКЦИОН На полу разбрасываются шарики, в которых записки с буквами. Дети под музыку лопают шарики и собирают буквы, которые в дальнейшем вывешиваются на доске. Затем дети составляют из букв слова в течение 3-5 минут.

По окончании работы команды по очереди зачитывают по одному слову.

Повторять слова запрещено.

РЕБУСЫ На доске вывешиваются последовательно ребусы. 

img1   img2

СОБЕРИ БУКВУ Необходимо собрать букву из данных частей, придумать, на что похожа буква, которую собрали. обучение чтению

КАКИЕ БУКВЫ СПРЯТАЛИСЬ? Необходимо снайти спрятанные буквы (4-5 букв)обучение чтению

НАЙДИ СЛОВО Каждой команде предлагается таблица с набором букв, среди которых нужно найти слова. Время работы 2 минуты.  img4

РАЗВЕДЧИКИ   I этап Капитаны команд получают по одному предложению на карточке и зашифровывают его специальными символами img5.

Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу.

img6

П этап Команда  получает шифровку и набор слов этого предложения. Затем дети записывают предложения путем сопоставления схемы и слова.  

Снег, поля,  покрыл, тропинки, домов, в лесу, крыши.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

НАГРАЖДЕНИЕ

Список литературы:

  1. Занимательное азбуковедение. /Сост. В.В.Волина. – М. 1991.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по логопедии "Безударные в корне слова"

Плотникова Г.В., учитель-логопед, МС(К)ОУ «Школа-интернат №22, Vвида», Кемеровская область, г.Кемерово   Представленная статья содержит материал для проведения логопедического занятия. Данное з...

Конспект занятия по логопедии "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Конспект логопедического занятия, для  учащихся 2 класса с логопедическим заключением дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Конспект занятия по логопедии "Живая и неживая природа"

Данное занятие поможет молодому спецмалисту в разрабтке подобных занятий...

Конспекты занятий по логопедии для учащихся 1 класса школы 8 вида. Тема: Автоматизация звуков з, р.

Данный материал поможет начинающим логопедам,  в составлении конспектов занятий ....

Конспекты занятий по логопедии

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для  детей с ОНР по теме «Звуки [з] и [з`]».Цель: дифференциация звуков в словах и предложениях.Зад...

Конспект занятия по логопедии для учащихся 1 класса общеобразовательной школы

Конспект занятия для учащихся 1 класса общеобразовательной школы по дифференциации свистящих и шипящих звуков. А так же развитие лексики и грамматики, связной речи....

Конспект занятия по логопедии

Конспект занятия по логопедии на тему "Антонимы"...