Конспект занятия по логопедии
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Макагонова Наталья Викторовна

Конспект занятия по логопедии на тему "Антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovlyu_logopediyu.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Антонимы. 
Цель: формировать знания учащихся о словах-антонимах и их лексических значениях

Задачи занятия.

Образовательные:

Уточнить понятие о словах-антонимах, как о словах с противоположным значением;
научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;

расширить лексический запас учащихся;

познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

Развивающие:

развивать навык умение определять лексическое значение слова;

развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

развивать умение работать с текстом;

развивать сообразительность, мышление, внимание.

Воспитательные:

создавать у учащихся положительную мотивацию к занятию путём вовлечения каждого в активную деятельность;

воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

                                                     Ход занятия

I.Орг. Момент

II. Психогимнастика.

– Ваша спинка говорит: «Я молодая, прямая»

– Ваши плечи говорят: «Мы развернулись, распрямились».

– Ваше лицо говорит: «У меня хорошее настроение!»

- И все вместе мы говорим: «Мы готовы к работе!»

III.Дых.упр-я + пальчиковая гимнастика

-Представим, что наши руки, это снежинки, они кружатся в воздухе, чтобы они не упали, мы должны на них дуть.

IV.Арт-ная гимнастика.

-Окошко

-Заборчик

-Трубочка

-Качели

-Лошадки

V. Графический диктант.

Открытие Олимпиады начинается с зажжения Олимпийского огня, который проносят по всем странам и континентам. На олимпийских играх право зажжения Олимпийского огня предоставляется лучшим спортсменам. А на нашем занятии Олимпийский огонь зажгут  те, кто правильно будет отвечать на вопросы, активно работать. (подрисовывание языков пламени красным карандашом).

 - От точки 6 клеток вверх,

- 3 клетки влево,

- 2 клетки вверх,

- 8 клеток вправо,

- 2 клетки вниз,

- 3 клетки влево,

- 6 клеток вниз,

- 2 клетку влево.

Итак, мы начинаем, я буду очень внимательно за вами следить, и кто лучше будет работать на занятии, сможет зажечь олимпийский огонь.

 

VI. Тема и цели занятия

1.Тему нашего занятия Вы назовёте сами. Для этого вам надо из слогов составить слово.

    ТО  МЫ  АН  НИ (АНТОНИМЫ)

Что это за слова?

В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи. Чтобы вам было понятно, давайте

 сравним  котенка и тигра

2.– Давайте опишем их по размеру, по характеру, по силе, по месту жительства

 Тигр большой, а котёнок маленький.

 Тигр злой, а котёнок добрый.

 Котёнок слабый, а тигр сильный.

 Тигр дикий, а котенок домашний.

– Прочитайте хором пары.

– Какие это слова, близкие или противоположные по значению? (противоположные).

– Слова с противоположным значением называются – АНТОНИМЫ (повторить хором).

– А теперь потренируемся в подборе антонимов

3.– Перед вами 5 человечков. У человечка посередине надпись “ДРУГ”. Подберите человечкам справа 2 слова с тем же значением -синонима (товарищ, приятель)

– А теперь человечкам слева, которые вниз головой, 2 слова с противоположным значением (враг, недруг).

4.Физминутка.

Один ученик находит синонимы, а второй антонимы

Слова

Синонимы

Антонимы

Мрак

тьма

Свет

Торопиться

спешить

медлить

Боязливый

пугливый

смелый

Смеяться

хохотать

плакать

5.А сейчас поиграем в игру «Что хорошо, а что плохо»

У вас есть образец:   Хорошо                   Плохо

                                   чистота                   грязь

ложь-правда, плакать-смеяться, горе-радость, аккуратный-небрежный, сила-слабость, лениться-трудиться, вражда-дружба, здоровье-болезнь, умный-глупый, вежливость-грубость,  грустный-весёлый, терять-находить

6.Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Добрый друг -                                           злой враг

Теплый день -                                           холодная ночь

Хорошее начало -                                   плохой конец

Тихий смех –                                           громкий плач

7.Физкультминутка. Зарядка для глаз

Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз
Вправо, влево посмотрели
Глазки все повеселели
Снизу вверх и сверху вниз
Ты, хрусталик, не сердись
Посмотри на потолок
Отыщи там уголок.

8. Работа с карточками.

-  У вас на парте лежат карточки. Ваша задача – в пословицах и поговорках, вставить пропущенные слова.

Велик телом, да мал делом.

 Язык длинный, мысли короткие.

 Смелый там найдет, где трус потеряет.

  По одежке встречают – по уму провожают.

 Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Слова для справок: потеряет, сегодня, провожают, делом, короткие.

 - Назовите  пары антонимов: велик – мал, длинный – короткий,  смелый – трус, найдёт – потеряет, встречают – провожают, завтра – сегодня.  

9.- Сравните прилагательные - антонимы, составив предложения .

 по вкусу: перец и мёд, по ширине: реку и ручей, по цвету: уголь и мел.

 по весу: камень и пушинку, по величине: орла и воробья, по смелости: зайца и тигра.

10.– Подберите к словам пропущенные антонимы. Первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, составят новое слово, относящееся к вам!

Попробуйте угадать, кто вы?

Широкий – Узкий

Твердый – Мягкий

Старый – Новый

Скучный – Интересный

Бесполезный – Ценный

Неряшливый – Аккуратный

Вы – УМНИЦЫ!

И право зажечь огонь на нашем  факеле, я думаю…. А как Вы думаете?

А я думаю, что каждый заслужил это право,  я Вам даю карандаши и пусть каждый у себя дорисует пламя на факеле.

VII. Итог занятия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по логопедии "Безударные в корне слова"

Плотникова Г.В., учитель-логопед, МС(К)ОУ «Школа-интернат №22, Vвида», Кемеровская область, г.Кемерово   Представленная статья содержит материал для проведения логопедического занятия. Данное з...

Конспект занятия по логопедии "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Конспект логопедического занятия, для  учащихся 2 класса с логопедическим заключением дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Конспект занятия по логопедии "Живая и неживая природа"

Данное занятие поможет молодому спецмалисту в разрабтке подобных занятий...

Конспекты занятий по логопедии для учащихся 1 класса школы 8 вида. Тема: Автоматизация звуков з, р.

Данный материал поможет начинающим логопедам,  в составлении конспектов занятий ....

Конспекты занятий по логопедии

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для  детей с ОНР по теме «Звуки [з] и [з`]».Цель: дифференциация звуков в словах и предложениях.Зад...

Конспект занятия по логопедии для учащихся 1 класса общеобразовательной школы

Конспект занятия для учащихся 1 класса общеобразовательной школы по дифференциации свистящих и шипящих звуков. А так же развитие лексики и грамматики, связной речи....

Конспект занятия по логопедии "Эти маленькие слова"

Формирование умения у обучающихся правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи....