Конспект занятия по логопедии "Дифференциация твердых и мягких согласных"
план-конспект урока (логопедия, 2 класс) по теме

Конспект логопедического занятия, для  учащихся 2 класса с логопедическим заключением дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proiznoshenie.doc41.5 КБ
Office presentation icon proiznoshenie.ppt216 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия,

поведенного с учащимися

II класса

с логопедическим заключением

дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.

Цель: Научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных

Задачи:

  • Дать представления о твердости и мягкости согласных;
  • Показать обозначение мягкости на письме:
  • Показать, что мягкий знак влияет на смысловое значение слова

Оборудование: доска, тетради, грецкие орехи

Ход занятия

Этапы и содержание занятия.

Деятельность логопеда.

Ответы и деятельность детей

  1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

Посмотрите на мальчика. Какое у него настроение?

Сделайте такое же настроение.

А у этой девочки, какое настроение?

Сделайте такое же настроение.

  1. Артикуляторная гимнастика

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ

(упражнение «Толстячки»),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (упражнение «Худышки»).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ

УЛЫБНУЛИСЬ

(упражнение «Улыбочка»),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

(упражнение «Трубочка»).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ

(упражнение «Улыбочка»).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (упражнение «Парус»).

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ

(соответствующие движения «Парусом»).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении упражнения «Мостик»).

ГУБЫ СОЖМЕМ МЫ И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ

(поочередное надувание щек — губы не пропускают воздух)

  1. Сообщение новой темы

Логопед предлагает учащимся прослушать сказку про двух медведей:

«Жили-были два медведя. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой  медведь пел: "Та-та-та", а маленький: "Тя-тя-тя"». (здесь надо выделить голосом: громко и тихо).

Какими были медведи?

Песенки похожи, но медведи их пели по-разному. Чем отличались эти песенки?

В песенке большого медведя согласный т звучал твердо, а в песенке маленького медведя т звучал мягко.

  1. Основная часть

Задание 1.

 Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу, по звучанию последнего согласного:

Угол — уголь;    ел — ель;      мел — мель;

брат — брать;     топ — топь;    хор — хорь.

Первое слово звучит твердо, а второе мягко.

Задание 2.

Прочитайте пары слов. Сравните их по написанию. угол — уголь, брат — брать,  хор — хорь.

Как произносится согласный в конце слова, если после него стоит мягкий знак?

Что нужно поставить в конце слова, если мы хотим изменить твердый согласный на мягкий?

Игра «Спрячем мягкий знак в середину» 

Логопед называет слово с мягким знаком на конце, например: пень, день, уголь, огонь, зверь, окунь — и предлагает учащимся изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Образец: пень — пеньки.

  1. Подготовка руки к письму

Обыгрываем грецкие орехи как яйца лесных птичек. Логопед раздает каждому ребенку по грецкому ореху со словами:

ГНЕЗДЫШКИ СВИВАЙТЕ, РУЧКИ РАЗВИВАЙТЕ.

Дети делают руки «гнездышком», в которое логопед опускает по «яичку».

ПРОЛЕТЕЛА ПТИЧКА, ВСЕМ ДАЛА ЯИЧКО.

Дети катают в руках орешки. Одна ладонь сверху, другая снизу.

ПТИЧКА-НЕВЕЛИЧКА, НЕ РОНЯЙ ЯИЧКО! РАЗОБЬЕШЬ СКОРЛУПКУ - ВЫЛЕТИТ ГОЛУБКА.

  1. Письмо (Закрепление изученного)

Задание: 

Замените твердый согласный в конце слова на мягкий. Произнесите получившееся слово.

Образец: жар — жарь.

Стал, брат, ел, любит, хор, мел, угол, вес.

(слова заранее написаны на доске, занавешенные шторкой)

  1. Обобщение и подведение итогов занятия

Как могут звучать согласные?

Как обозначается мягкость согласных в конце слова?

Грустное, печальное

(выполняют)

Веселое, радостное

(выполняют)

Один был большой, другой маленький.

Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленький — ласковым, мягким голосом.

Дети слушают. Объясняют значение каждого слова.

Дети говорят, что во вторых словах есть мягкий знак.

Мягко.

Мягкий знак

Дети поднимают руки и говорят свой вариант слова.

Дети вместе с логопедом проговаривают, что должно получится. А далее самостоятельно записывают.

Твердо и мягко

Мягкий знак.

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости

С ними худые - лишь кожа да кости

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Поцеловать они всех потянулись

Утром проснулись — в улыбочку губы

Чистили мы свои верхние зубы

Вправо и влево, внутри и снаружи

С нижними зубками тоже мы дружим

Губы сожмем мы и рот прополощем

________________________________________________

Гимнастика для пальцев

Наши пальчики, как ноги,

Побежали по дороге,

Очень быстро мы бежали,

Но споткнулись

И упали.

(перекрестное поочередное соединение большого и указательного пальцев рук)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

Конспект занятия по теме: "Твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я"

Занятие разработано для учащихся первого класса, имеющих речевое заключение: ОНР III уровня...

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.Класс: 2Тип урока: повторение...

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.Класс: 2 Тип урока: закрепление...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)Цели:Образовательные:- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;-...

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...

Конспект урока по теме "Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме 2 класс"

Конспект урокаУМК: ПерспективаУчебник, автор: Русский язык ч.1Л.Ф. Климанова Т.В. БабушкинаКласс: 2 ВТема: «Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме»Тип урока:...