Использование технологии мнемотехника в логопедической работе.
презентация к уроку по логопедии (2 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: В речи детей часто существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении. У большинства из них нарушено внимание, память, несовершенно мышление. Формируя речевые навыки у детей, в своей работе логопед должен использовать технологии, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одной из таких технологий является мнемотехника . Цель: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей. Задачи: - Развитие связной речи; - ассоциативного мышления; - зрительной и слуховой памяти; - зрительного и слухового внимания; - воображения; - ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков; - мелкую моторику ; и т.д.
Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет. Понятие «мнемотехника» происходит от греческого «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины, матери девяти муз. П ервые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э. и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона. Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехика строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , а затем и к мнемотаблицам . Мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. М немотаблицы . Весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотаблицы могут использоваться: при пересказах художественной литературы; при обучении составлению рассказов; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов. В обучении детей, как основу, можно использовать схемы Е.А. Барсуковой, Т.А. Ткаченко, Л.В. Омельченко.
Загадка Скороговорки Круглая, а не мяч! Жёлтая, а не солнце! С хвостом, а не мышь! ( Р епка). Саша шапкой шишку сшиб. Шесть мышат в камышах шуршат.
Стихотворения Рассказ Кошка в окошке подушку шьёт, а мышка в сапожках избушку метёт. В лесу темно, все спят давно, одна сова не спит, на суку сидит и на нас глядит. Наступило лето. Солнце светит ярко. На поляне цветут цветы и летают пчёлы. Они садятся на цветы и собирают нектар. С нектаром пчёлы летят в свой улей. Они заполняют соты мёдом, которым мы лакомимся.
Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты. У детей отмечается положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повышается объём зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность. Происходит развитие связной речи и грамматического строя. Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность. Литература: 1. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек . М. 2003 2. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление. Книголюб. М.: 2005 3. К озаренко В.А. Мнемотехника шаг за шагом. М. 2010 4. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в связной речи. Логопед. 2008 №4 5 . Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб.: Сова. 2009 6. Розова.Ю.Е ., Коробченко Т.В. Развиваем речь, тренируем память. М. 2017 7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. М. 1990 Спасибо за внимание! Заключение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе.
Использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях....
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами
Отличительными особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами
Отличительными особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
В данной разработке я представила приёмы работы по мнемотехнике и наглядному моделированиюВажно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и вним...
Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учрежд...
Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учрежд...