Советы логопеда по развитию речи
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
материал для родителей и логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_logopeda_po_razvitiyu_rechi.docx | 129.93 КБ |
sovety_logopeda_roditelyam_pervoklassnikov.docx | 303.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации логопеда для успешных самостоятельных занятий по овладению речью.
Правильная и красивая речь является залогом успеха в любых начинаниях. Прислушайтесь, как разговаривает ваш ребенок, а теперь задумайтесь, как звучит ваша речь. Является ли она примером для подражания? Если вы заметили какие-либо отклонения от нормы, вам нужно обратиться к логопеду. Или же попробовать скорректировать неправильные звуки самостоятельно. Для успешных занятий разработано множество эффективных методик, но есть несколько правил, которые считаются универсальными и помогают быстро добиться желаемого результата:
- Начинать занятия следует с простых звуков, и переходить к сложным постепенно («к», «г», «х», «й», «л», «р»).
- Работать начинайте с логопедической разминки для губ и языка.
- Занятия должны нравиться ребенку.
- Упражнения для выполнения можно взять из любого логопедического пособия.
Упорство и терпение, плюс последовательное выполнение методических рекомендаций, и успех будет достигнут в самые кратчайшие сроки.
Логопедические упражнения для развития речи
Артикуляционная гимнастика - логопедическая разминка – это такие специальные упражнения, которые улучшают подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой. Повторяйте упражнения при каждом удобном случае. Так же следует приступить к тренировке дыхания. Дыхательную гимнастику можно выполнять в игровом стиле. Вот несколько популярных упражнений, которые понравятся ребёнку в любом возрасте (от дошкольника до младшего школьника) и будут чрезвычайно полезны:
- «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице, предварительно разведя в баночке с водой шампунь, чтобы получился мыльный раствор.
- «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков еще не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
- «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуть на кораблик, соревнуясь, чей кораблик дальше уплывет. Дуть не более 7 секунд, чтобы у ребенка не началось головокружение.
- «Весёлая обезьянка». Надуй щёки и подержись за ушки. Покажи и спрячь язычок. Погримасничай перед зеркалом. Теперь сделай серьёзное лицо, а затем снова покажи обезьянку.
- «Надувание шаров». Купите в магазине разноцветные шары и надувайте их вместе с ребёнком. Надув шары, складывайте их на стол, а потом сдувайте со стола.
- «Как шипит змейка». Предложить ребенку показать как шипит маленькая змейка (шипит тихо). Как шипит большая змейка (средний звук) Как шипит огромная змея (очень сильный звук).
Логопедические упражнения на звук «р»
После разминки можно приступать к постановке звуков. Наиболее проблемным, как правило, является звук «р». В качестве специальной тренировки выполняйте следующие упражнения:
1. «Чьи зубки лучше блестят».
- раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубкам, так чтобы это напоминало чистку зубов;
- показать чистые зубки в улыбке.
Важно! На губах должна быть улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.
2. «Мы покрасим дом».
- растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
- делать языком движения назад - вперед, как кисточку маляра, который красит дом.
Важно! Губы не должны двигаться, следить, чтобы язычок прикасался к внешней стороне зубов.
3. «Кто дальше бросит мяч».
- сделать улыбку;
- высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить долго звук «ф», так чтобы получилось перегнать ватку на противоположный край стола.
Важно! Не делать щечки большими, контролировать чтобы ребенок произносил именно звук «ф».
4. «Вкусное повидло».
Немного открыть рот и сделать движение языком по губам так как будто на губах повидло и его нужно слизать. Можно реально капнуть капельку меда или повидла ребенку на губы. Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если ребенок пытается помогать языку нижней челюстью, язык не должен касаться уголков рта.
5. «Птица».
- раскрыть рот, положить язычок на верхнюю губу и начинать движения широким краешком язычка по верхней губе назад и вперед;
- одновременно, стараться не отрывать язык от губ - выполнять поглаживание;
- выполнять упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и начать произносить бл-бл-бл как это делает голубь.
Важно! Язык должен работать хорошо, облизывая верхнюю губу, при этом он не должен вываливаться вперёд или уходить в сторону.
6. « Музыканты».
- открыть рот в улыбке и побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
- упражнение должно напоминать барабанную дробь, с каждым разом нужно увеличивать скорость дроби.
Важно! Удар язычка должен быть четким как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения чувствуется сильная воздушная струя, рот не закрывается. Чтобы уточнить правильность выполнения, поднесите листок бумаги ко рту: листок должен отклоняться.
Логопедические упражнения на звук «ц»
Существует несколько способов постановки звука «ц», два из них вы увидите далее:
1. Игровая форма.
- поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» — т-ц-ц; На крыше спит котик т-цццц. Не буди его, а то он съест мышек т-ццц. Всё вокруг тихо т-цццц. Мышки не шумите т-цццц;
- поезд при остановке говорит пассажирам т-ц-ц. Не шумите пассажиры т-цццц. Не торопитесь выйти т-ццц. Не разговаривайте так громко т-ццц.
2. От поставленных звуков.
Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук ц. Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука ц. Объясните ребёнку, что струя воздуха при произнесении ц должна быть одна. Повторяйте упражнение с ребёнком, пока он не устанет.
Логопедические упражнения на звук «л»
- «Гудок поезда». Показать язычок и одновременно сказать – у-у-у-у. Поезд едет у-у-у. Громко, четко у-у-у.
- «Чистый язычок». Прижимать язык между зубами так будто пытаетесь его чистить. Выполнять движения вверх и вниз. Упражнение похоже на маляра, который красит дом.
- «Поиграем с лошадкой» (звук от копыт лошадки). Веселая лошадка бегает, а копытца поют цок-цок-цок-цок. (Побегать с ребёнком изображая лошадку.)
- «Язычок поет». Немного прикусив язычок, поем лёк-лёк-лёк. Помолчать и снова лёк-лёк-лёк. Сделать два-три раза.
Логопедические упражнения при заикании
При работе с заиканием важно создать комфортные условия для занятий, работать над плавностью речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме.
1. «Весёлые карусели». Ходить по кругу и на каждый шаг произносить: «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
2. «Веселые цыплята». Прыжки на правой и левой ноге попеременно с произнесением: «Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
3. «Поиграем в дирижёра». Ритмично делайте взмахи руками и ребёнок должен произносить на распев любые слова, слоги или гласные.
4. Хлопаем в ладоши на каждый гласный звук. При успешном выполнении добавляем топанье ногой на каждый гласный звук. Если у ребёнка не получается одновременное выполнение двух упражнений, то сначала отработайте одно, затем другое, а затем соедините. Важно, чтобы ребёнку нравилось задание, и он чувствовал себя комфортно, не боялся и не стеснялся.
5. Взять короткое детское стихотворение и предложить ребёнку прочесть его под любую спокойную музыку. При этом следить, чтобы ребёнок не нарушал ритм. При успешном прочтении маленького стихотворения, следует брать более сложные и длинные стихи. Можно предложить ребёнку рассказать уже известное ему стихотворение, но с условием, что он будет попадать в такт музыке. Мелодию следует брать классическую или инструментальную без слов.
Логопедические упражнения для взрослых
Недостатки речи встречаются не только у детей, но иногда и у взрослых. Поэтому очень важно, прежде чем вы начнете корректировать речь своего ребёнка, обратить внимание всё ли в порядке с вашей речью. Если вы заметили небольшие отклонения в виде нечёткости произнесения некоторых букв, то отработать правильность речи помогут скороговорки. Выберите те, что вам нравятся, и приступайте к занятиям по следующему плану:
- прочитайте скороговорку несколько раз;
- попробуйте произнести, медленно выговаривая все звуки;
- не ускоряйте темп, пока не получится ясно и чётко произнести все звуки медленно;
- добившись положительных результатов в медленном темпе, переходите на быстрый. Важна не скорость, а точное произнесение всех звуков;
- маленькие по объёму скороговорки произносите на одном дыхании. Соблюдайте темп и ритм.
Упражнения на четкость произношения
Произнесите ясно и чётко слова: трава, дрова, кровать, река, рак, огонь, лук, стук, гроздь, гвоздь, орёл, козёл, пришёл, ушёл, зашёл, каратист, пианист, фашист, интурист, бровь, морковь, метель, карусель, вода, игра, дошла, подошва, полк, кружка, подружка, тарелка, белка, кровать, стоять, писать, летать, скакать, птица.
Прочитав слова, вы сможете выявить, какие звуки являются проблемными, и над чем нужно работать.
Возьмите любое стихотворение или текст и читайте его с особым выделением интонации и отчётливой артикуляцией. Следите за положением нижней челюсти и губ.
Важно отметить, что принципиальных отличий при работе с детьми и взрослыми нет. Просто детям предлагают игровые формы, а взрослым этого не требуется. А техника и упражнения для взрослых такие же, как и для ребёнка. Поэтому выявив нарушение в каком – либо звуке следует обратиться к упражнениям описанным выше. «Лошадка», «покрасим дом», «весёлый поезд», «вкусное повидло», «чистый язычок», «весёлые цыплята». А правильность выполнения упражнений поможет проконтролировать зеркало.
Логопедические упражнения после инсульта
Родным и близким больного человека важно знать, что логопедические упражнения дадут результат, если будут выполняться систематически. Здесь вы найдете несколько упражнений, особо не отличающихся от приведенных ранее. Все упражнения должны повторяться 15-20 раз. Они должны помочь восстановить речь больному, перенесшему инсульт.
1. «Лошадь». Имитировать движение языком во рту так, чтобы получался звук похожий на лошадиное цоканье.
2. «Ядовитая змея». Высовывать язык как можно дальше и шипеть как змея.
3. «Стена». Сделать оскал, так чтобы передние зубы были видны. Выполняется без звука.
4. «Добрый волшебник». Улыбаться, не показывая зубы.
5. «Дудочка». Показывать кончик языка свернутого трубочкой. Дуть в него пытаясь сделать воздушную струю как можно сильнее.
6. «Громкоговоритель». Сделать губы трубочкой. Приставить ладошку к губам и начинать громко трубить.
7. «Бублик». Сделать губы буквой «О» и пропеть О-О-О-О-О-О-О.
8. «Маятник». Высунуть язык и выполнять упражнения вверх вниз. Движения языка должны напоминать движения маятника.
9. «Хорошая ладошка». Целовать ладошку громко чмокая (так как при воздушном поцелуе). Важно при выполнении упражнения складывать губы в трубочку таким образом, чтобы чувствовалось напряжение губных мышц.
10. «Хобот слона». Высунуть язык и пробовать достать сначала до носа, а затем до подбородка. Важно в выполнении упражнения не помогать языку губами.
Регулярное выполнение подобных упражнений поможет больному после инсульта восстановить речь и вернуться к полноценному общению.
УСПЕХОВ ВАМ В ОБУЧЕНИИ!
Предварительный просмотр:
Советы логопеда родителям первоклассников.
Уважаемые мамы и папы!
Однако то, что вы сегодня читаете эти советы, показывает, что вы очень хотите помочь вашему ребёнку полюбить школу и успешно учиться. И это радует.
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. И так, первоклассники торжественно расселись по партам , раскрыли новенькие прописи, взяли ручки… И что мы видим. Один ученик без особого труда осваивает письмо, читает, рассказывает и разучивает стихи. А у другого, как он не старается, дело не движется. Вредные палочки не выстраиваются в ряд, а уж когда дело доходит до первых букв, слогов, или слов, ребёнок и вовсе теряется. «Не стараешься! Не внимательный! Лентяй!» - думаете вы. Какие только упреки не приходится выслушивать ребенку.
Для того чтобы процесс адаптации к школе у детей проходил легче, к началу школьного обучения у ребенка должны быть сформированы:
1.Высшие психические функции (внимание, восприятие, мышление, память).
2.Правильное звукопроизношение.
3.Представление о звуковой системе языка (умение различать звуки на слух (фонематический слух), умение определять первый, второй, третий и т.д
звук в слове (фонетический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематическое представление). Не путайте букву со звуком. Звук это то, что мы слышим, буква, то, что мы пишем.
4.В предложении первоклассник может назвать слова по порядку. Ребенок умеет отвечать на вопросы «Кто?» , «Что?» , «Что делает?!» , «Какой?» и сам поставить вопросы к словам в предложении, 6-7-летний ребенок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.
5.Должна быть развита мелкая моторика кистей рук.
6.Умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве (право-лево).
7.Должен быть широкий кругозор (дни недели, времена года, месяцы, классификация и т.д).
Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Проблема с почерком- довольно распространенная проблема в начальной школе. Обучение письму- сложный вид работы для любого ученика. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.
Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Что делать в этом случае?
- Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать как можно больше. В настоящее время в книжных магазинах продаётся множество тетрадей, по которым можно учиться каллиграфии.
- Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями. Не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней – с внутренней стороны или наружной. Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку («Одна клетка вправо, две вниз и т.д.»), увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.
- Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок («паззлов»), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов – спичек, пуговиц. Вырезание ножницами по контору, нанизывание бусинок, перебирание крупы.
- Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа-забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.
Но есть и более серьезные нарушения, когда школьнику трудно овладеть чтением и письмом (деслексия и дисграфия). Дети с таким нарушением допускают ошибки при чтении: пропускают буквы. Добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Учащиеся часто страдают способностью четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различия близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «К-Г», «С-З», «Ж-Ш». Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.
При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты и выполненные упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» ( мягкий знак).
Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроение, то почерк расстраивается окончательно.
Нарушения встречаются у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают нарушениями чтения и письмом.
Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.
Чтобы понять механизм развития дислексии, начну издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха.
Первый слух- физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, легкий гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес, шуршание шин автомобиля.
Вторая разновидность - музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов.
Наконец, третий вид - речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.
Если у ребенка нарушен слуховой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно услышать уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом –сложная педагогическая проблема.
А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков, меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова «дочка-точка», «уголь-угол», «палка-балка». Замена глухого звука звонким, твердого - мягким, шипящего- свистящим придает слову новое содержание.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Какая область мозга «отвечает» за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же часть мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами.
Мы иногда обращаем внимание на «зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону - как при изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываются влево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону. Зеркальное письмо наблюдается при несформированности пространственной ориентировки, скрытом левшевстве.
Рекомендации родителям первоклассников по развитию
правильных речевых навыков.
Чтобы ребенок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования.
- Старайтесь выражать их четко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребенка. В любой ситуации не пугайте его трудностями в школе;
- в собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте ребенку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д);
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолировано, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д);
- совершенствуйте грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя..», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
Обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи. Её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, чистим, печем). Вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная. Цвет: зеленый, желтый.
Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространения, составление из них маленьких рассказов. В том числе и рассказов описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ребёнку.
Конечно, первоклашке нелегко привыкать к новой жизненной ситуации, но все же не освобождайте его от дел по дому. Привлекайте ребенка к уборке, мытью посуды, только так он будет гармонично развиваться.
И еще:
Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни с достижениями одноклассников. Это очень трудно. Но, по крайней мере, постарайтесь не озвучивать эти сравнения при ребенке, даже если они в его пользу.
Помните, что учится все-таки он, а не вы. Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не бери на себя роль учителя.
Не угнетайте малыша своим превосходством, своими прошлыми школьными успехами. Лучше вспомните ваши трудности в обучении и, главное, как вы их преодолевали. Для успеха любого дела главное -доверительные взаимоотношения. Ваша любовь, терпение и ваши теперешние учебные навыки будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.
И помните, что, по сути, неважно как будет учиться ребенок. Вы ведь любите его не за хорошее поведение и оценки, а просто за то, что он существует.
Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Советы логопеда по развитию речи ребенка"
В этой статье родители узнают, когда пора обратиться к логопеду.Какие упражнения они могут выполнять с ребенком дома.Как надо разговаривать и вести себя, чтобы речь ребенка была красивой и правильной....
Советы логопеда: "Особенности развития речи у мальчиков и девочек"
АНО ОСШ «Город Солнца» февраль 2019г Консультация для родителей на тему: "Особенности развития речи у мальчиков и девочек"...
Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи детей младшего школьного возраста
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увид...
Рекомендации логопеда по развитию речи на летний период
Рекомендации включают в себя упражнения для автоматизации звуков, задания для развития фонематических процессов, упражнение на развитие слоговой структуры слова, задания для формирования правильного г...
"Советы родителям по развитию речи дошкольников"
Речь выполеяет многообразные фуенкции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения....
Статья "Рекомендации учителя - логопеда по развитию речи, коммуникативных навыков, обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности воспитателя ГПД"
Моя статья посвящена важности проведения занятий по развитию речи воспитателем ГПД во внеурочное время с детьми с ОВЗ....
Советы логопеда по профилактике нарушений речи у детей
Профилактика – (от греч.prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших зад...