"ПОЧЕМУ НЕ КАЖДОМУ ДАЕТСЯ ГРАМОТА"
статья по логопедии по теме
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются в неладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру. Стойкое нарушение чтения называют Дислексией, письма –Дисграфией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Почему не каждому дается грамота | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЧЕМУ НЕ КАЖДОМУ ДАЕТСЯ ГРАМОТА
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются в неладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру. Стойкое нарушение чтения называют Дислексией, письма –Дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков в отставании в умственном развитии у него никто не находит. Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 % школьников страдают Дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б – П», «Д – Т», «Г – К», «С – З»,»Ж – Ш». поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются. При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом, их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированны в пространстве. Они путают по начертанию буквы: «З», «Э», «Р», «Ь». Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или крючок в букве «Щ». пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Чтобы понять механизм развития дислекии, начнем издалека. Известно, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля. Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом.
Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие звучания, обращенная речь воспринимается искаженно. Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного- двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру слова «дочка – точка», «угол – уголь», «палка – балка», «чашка – Сашка». Замена глухого звонким звуком, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание. Наряду с речевым (фонематическим)слухом люди обладают с особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Неслучайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состояние его интеллекта, а наличием специфических нарушений письма и чтения. Какая область мозга «отвечает» за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями ЦНС объясняются факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более «древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям «объясняться»с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях). Логопеды обращают свое внимание и на «зеркальный» характер письма детей. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Например, «С» и «З» открываются влево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону…
Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врачи при подобном явлении ищут явное или скрытое левшество. Ищут и нередко находят: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей. Можно эффективно помочь детям с Дислексией и дисграфией? Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Также используется наглядный материал: «О» напоминает обруч, «Ж» - жука, «С» - полумесяц…
Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы. Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический сборник "Родина человеку дается не зря"
Рекомендовано для учителей начальных классов Республики Хакасия по изучению родного края....
Почему не каждому даётся грамота
Иногда учителя и родители удивляются большому количеству ошибок в письменной речи ребёнка. Логопеды и психологи считают, что грамотность письма часто не связана с заучиванием правил орфографии....
Почему не каждому дается грамота?
Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?..Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда....
Классный час на тему: "И нам сочувствие дается, как нам дается благодать" + презентация
Представляю Вашему внимаю конспект классного часа и презентацию на тему:"И нам сочувствие дается, как нам дается благодать"...
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА
Обучение грамоте первоклассников в зоне ближайшего развития каждого ребёнка...
Если вашему ребенку не дается грамота
Родители, как «заинтересованное лицо», приняв к сведению несколько полезных советов, смогут помочь ребенку....
Технологическая карта урока окружающего мира грамоте 1 класс «Почему в самолёте и на корабле нужно соблюдать правила безопасности?»
Урок окружающего мира, разработан на тему:«Почему в самолёте и на корабле нужно соблюдать правила безопасности?» для обучающихся 1 класса. Цель, задачи, планируемые результаты, задач...