Понятие, диагностика и причины возникновения дисграфии у младших школьников.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Юрченко Марина Александровна

Под термином "дисграфия" принято понимать определенную особенность мозга у ребенка, которое своим следствием ведет к расстройству разной степени письма, но при этом сохраняется нормальное развитие интеллекта. В данной статье будет рассмотрено понятие дисграфии и дислексии, их причины и диагностика у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_portal.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие, диагностика и причины возникновения дисграфии у младших школьников.

Под термином «дисграфия» принято понимать определенную особенность мозга у ребенка, которое своим следствием ведет к расстройству разной степени письма, но при этом сохраняется нормальное развитие интеллекта. В настоящее время достоверные причины данного заболевания ученым не известны.

Дислексия является одной из самых распространенных трудностей, которые выявляются при обучении, особенно явно это выражается в виде расстройства чтения.

В данной статье будет рассмотрено понятия дисграфии и дислексии, их причины и диагностику у младших школьников.

Ключевые слова: дисграфия, дислексия, младшие школьники, диагностика, письменный навык, чтение, обучение, коррекция.

Дисграфия выражается в нарушении осуществления письма, которое проявляется в повторении стойких ошибок. Данное действие можно объяснить определенным уровнем формирования высшей психической деятельности. Этот уровень является несформированным и оказывает влияние на осуществление процесса письма. Также данный фактор своим наличием создает определенные трудности при процессе овладевания письмом у детей.

Необходимо понимать, что подобное нарушение получило наибольшее распространение у детей, обладающих нормальным общим интеллектуальным уровнем. Выполнение задания, в том числе и диктантов, как правило, содержит достаточно большое количество ошибок, особенно грамматических. Ребенок не использует ни знаки препинания, ни заглавные буквы. При этом почерк достаточно далек от нормального уровня.

Увеличивая негативный опыт выполнения графических работ, дети в последующих заданиях, стремятся использовать при письме наиболее короткие фразы. При этом даже подобные действия детей не исключают появление ошибок в написанных словах. Осознание собственной неполноценности и наличия у себя определенных проблем переносится ребенком и на личностные качества. Такие состояния, оставленные без должного внимания, могут привести к депрессивным состояниям. Отмечены случаи, когда дети отказывались от посещения школы, а также от выполнения бытовых задач и письменных работ.

Достаточно часто дисграфия у детей сочетается с дислексией.

Под термином «дислексия» [1] принято понимать нарушение процесса чтения. Проявляется не постоянно, а избирательно. Стоит отметить, что дислексия имеет стойкое повторение в своих симптомах при достаточно успешном уровне освоения иных учебных навыков. В среде специалистов принято коррелировать причину возникновения этого заболевания с неврологическим расстройством, которое имеет генетическую природу.

Индивид, который подвержен дислексии, обычно затрудняется овладевать такими навыками, как чтение и письмо. Характерным показателем имеющегося нарушения является следующее: пропуск, как букв, так и начальных слогов, замена произносимых букв и искажение произносимых звуков, не большая скорость чтения. При помощи наблюдения и анализа удалось выяснить, что мальчики подвержены данному заболеванию в 4 раза чаще, чем сверстницы. Из общего числа школьников дислексия была выявлена у 8%. [2]

При наличии дислексии у ребенка наблюдается потеря возможности к четкому восприятию определенных звуков на слух, а также их последующее использование в собственной речи. Причем речь трансформируется как письменная, так и та, что формируется при чтении. Наиболее сложно различимыми являются фонетически парные звуки «Ж-Ш», «К-Г», «Т-Д», «П-Б»

С учетом возникающих трудностей, дети, у которых наблюдается данное заболевание, испытывают определенные трудности при написании изложений, а также при пересказе текста, хотя уровень технической стороны письма трансформации не подвергается. Меняется также и понимание слов при чтении текста.

Диагноз этого заболевания устанавливается или невропатологом, или специалистом психотерапевтом. Достаточно часто как дисграфия, так и дислексия сочетаются с общим недоразвитием речи. Самые первые и при этом явные признаки этих заболеваний проявляются в шести летнем возрасте. Наиболее ярко выражены отклонения у школьников 1-го и 2-го классов. Стоит отметить, что и дисграфия, и дислексия могут оказать определенное влияние на развитие ребенка, а также на его психическое состояние.

Так, с учетом специфических проявлений, учеными принято выделять следующие виды дисграфии:

1. Акустическая. Основным симптомом, является замена при письме букв, а также сходных по звучанию. У ребенка с подобными проявлениями частично нарушен процесс по распознаванию фонем, при этом необходимо отметить, что при осуществлении процесса звукопроизношения проблем не отмечается.

2. Артикуляционно-акустическая. Подобный вид дисграфии характеризуется принципом «как слышу, так и пишу». Иначе говоря – ребенок переносит при письменном изложении тот вид слов, который слышит при помощи собственной интерпретации. Имеются в наличии неправильно произносимые звуки, а также нарушено фонематическое восприятие. Решение проблемы кроется в необходимости постановки звуков у ребенка.

3.Форма, которая имеет нарушения в синтезе и анализе языка. При наличии подобного типа дисграфии имеются в наличии пропуски при написании слогов, а также букв. Встречается и перепутанные формы написания приставок, предлогов, а также сращение слов. При этом слова не дописываются до конца. Данная форма встречается на практике достаточно часто.

4. Аграмматическая. Подобная форма дисграфии характеризуется несогласованностью слов, неправильностью постановки окончаний. Текст в таких случаях пишется без логического согласования, причем и в предложениях, и в словосочетаниях. [3]

5. Оптическая. Данная форма характеризуется искажением или неверным написанием букв. В подобных случаях ребенок, подверженный такой форме заболевания, путает буквы при написании, добавляет лишние элементы или же путает буквы, написание которых, похоже.

Причиной подобных явлений часто становится недостаточная работа речевого, зрительного или же слухового анализатора у ребенка. Больной не может производить ни анализ, ни синтез воспроизводимой речи. Данные нарушения, чаще всего, происходят из-за того, что зоны головного мозга, которые отвечают за выполнение определенных функций, имеют недостаточное развитие.

Причины дислексии и дисграфии могут быть в следующем:[4]

- Неврологическое нарушение, возникающее из-за внутриутробной гипоксии, а также кислородного голодания, которое может случиться вследствие затяжных родов.

- Инфекционными болезнями, которые принесли тяжелые последствия, особенно если данное заболевание протекало в период раннего детства.

- Черепно-мозговыми травмами, которые произошли в детском возрасте.

- Социальный фактор. Он характеризуется педагогической запущенностью ребенка, которая своим следствием являет билингвизм, неправильной речью в окружении ребенка, а также недостаточным речевым общением с малышом.

Процесс освоения письменной речи коррелируется с формированием всех имеющихся сторон речевой функции. В связи с этим группа риска, подверженных дисграфии детей, в большинстве своем состоит из ребят с ЗПР, ОНР, а также выраженным фонематическим и звуковым недоразвитием. Именно это предопределяет особую важность проведения обследования у логопеда в период подготовки ребенка перед школой, а также позволяет вовремя скорректировать проблемы, которые будут выявлены.

В условиях развития современной науки определение дисграфии, а также дислексии является несложным действием. Обычно дети с подобным диагнозом:

- не дописывают определенные элементы букв.

- буквы пишут в зеркальном отражении.

- сходные по звучанию буквы изменяют.

- имеются в наличии большое количество ошибок.

- не пишут заглавные буквы.

- обладают нечетким почерком

- неразборчиво говорят.

- испытывают стойкую нелюбовь к урокам письма.

Первое, что требуется сделать логопеду при диагностике проблемы, это восполнить те пробелы, которые связаны с произношением звуков, а также фонематическим восприятием. Развитие грамматической стороны речи, а также расширение словарного запаса у ребенка также входят в круг первоочередных задач специалиста в сфере логопедии.

Коррекционные занятия по дисграфии включают в себя:

- Проведение работы по становлению правильной артикуляции, а также функции воспроизведения звука.

- Занятия по тренировке фонематического слуха.

- Проведение аналитической работы среди звуков и понимания состава слова.

- Тренировка приемов письма, которая включает в себя систематическое проведение таких видов работ, как диктант, поиск букв в тексте, игра в слова, а также запоминание верного написания предложенных слов.

- Проведение упражнений по развитию мелкой моторики, что своим следствием являет улучшение связей между полушариями.

Все занятия с логопедом формируются с учетом имеющихся психологических особенностей у ребенка. Такие особенности выражаются в речевом развитии. После анализа их наличия определяется тип имеющейся дисграфии. Важным этапом работы с ребенком является выработка у него положительного настроя. Именно психологическая составляющая стимулирует обучающегося к занятиям и получению определенного результата.

Имеющаяся у ребенка дисграфия может накладывать определенный отпечаток на процесс обучения. Именно в связи с этим родителям надо внимательно отслеживать все процессы, которые коррелируются с определенными этапами развития речи. При обнаружении малейших отклонений необходимо обращаться к специалисту логопеду для своевременной коррекции.

Коррекция дислексии может происходить различными способами.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).

На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками нужно проводить так, как рекомендует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

Можно посоветовать упражнение «корректурная проба». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например, Р – Л, С – Ш и др. [5]

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Литература:

  1. Ахутина Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. – 1997. – № 3. – С. 38-42.
  2. Брагинская А. В. «Дисграфия и дислексия, как единая проблема»// Русский журнал медицины, 2016, №9.
  3. Парамонова Л.Г. «Нарушение речи и письма» // Журнал «Логопедия для всех», СПб, 2014
  4. Корнев А.И. Нарушение чтения и письма у детей. СПб, 1997.
  5. Хватцев М.Б. Логопедия. М, 1996.
  6. Juni Leys, article «Violation du Speech Device» // Journal of Logopedic Studies, France, 2017. – N 8, art. 29


[1] Брагинская А. В. «Дисграфия и дислексия, как единая проблема»// Русский журнал медицины, 2016, №9.

[2] Парамонова Л.Г. «Нарушение речи и письма» // Жунал «Логопедия для всех», СПб, 2014

[3] Хватцев М.Б. Логопедия. М, 1996.

[4] Juni Leys, article «Violation du Speech Device» // Journal of Logopedic Studies, France, 2017. – N 8, art. 2

[5] Ахутина Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. – 1997. – № 3. – С. 38-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему " Причины нарушения осанки у младших школьников"

Вэтой работе раскрыты причины нарушения осанки у младших школьников и даны рекомендации детям , учителям и родителям , чтобы не допустить на рушения осанки....

Причины возникновения агрессии у младших школьников

В настоящее время все большую актуальность в нашей стране приобретает тема детской агрессии. Агрессивное поведение детей – это, как мне кажется, не просто тревожное явление, а весьма серьезная социаль...

Причины возникновения неуспеваемости в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст считается важным периодом яркого развития и лучшего преобразования познавательных процессов. Высокая сензитивность этого возрастного периода обуславливает большие потенциальны...

Причины возникновения дисграфии и дислексии у младших школьников

В  наше время в обществе наблюдается – децелерация. Это замедленный темп физиологического и интеллектуального развития детей.      Дети, поступающие в первый класс, ...

Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)

laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...

Причины дисграфии у младших школьников

В статье рассматриваются основные причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста. Автор анализирует биологические, психологические, педагогические и социальные факторы, которые мо...