Конспект индивидуального интегрированного логопедического занятия по теме: " Зима. Звук [р] в словах и словосочетаниях."
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Гранова Анастасия Николаевна

Разработка новой технологии интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Предлагаемое логопедическое занятие является интегрированным. Ведущей дисциплиной, выступающей интегратором является коррекция звукопроизношения, а вспомогательной, способствующей углублению, расширению знаний по ведущей дисциплине является развитие речи. Занятие четко структурировано, в нем хорошо прослеживаются основные этапы, что важно как для логопеда, так и для ребенка. Педагог, четко следуя от этапа к этапу, эффективно использует время занятия, а это в свою очередь, благотворно отразится на динамике в работе специалиста. Ребенок, привыкнув к занятиям в определенной структуре, становится более организованным и собранным, что также способствует эффективности коррекционного воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи

Тема: «Зима. Звук [р] в словах и словосочетаниях».

Индивидуальное логопедическое занятие для обучающегося1-го класса.

Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

- корригировать произношение;

- корригировать и развивать связную устную речь через формирование ответа полным предложением;

- корригировать и развивать слуховое восприятие;

- корригировать и развивать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза;

- корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (формирование ручной умелости и соразмерности движений).

Образовательные:

- систематизировать и обобщить знания ребенка по теме «Зима»;

- формировать навыки языкового анализа и синтеза;

- закрепить правильное произнесение звука [р] в словах и словосочетаниях;

-закрепить навык согласования слов-предметов со словами-признаками и словами-действиями.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:

- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребенка;

- соблюдать правильную посадку ребенка;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: предметные картинки по теме «Зима», «Животные готовятся к зиме»;цветные фишки для звукового анализа;плакат «Времена года. Зима»; вырезные снежинки с написанными на них словами со звуком [р]; аудиозаписи со звуками зимнего леса; кусочек ваты; сюжетная картинка зимы.

Ход занятия:

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

  1. Оргмомент.

Психогимнастика.

Педагог задаёт вопрос о времени года. Вырази свое состояние и настроение в разное время зимы. Радуемся первому снегу; ёжимся от холодного ветра; нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду; солнце пригревает наше лицо на морозе.

Ребенок отвечает на вопрос о времени года и показывает мимикой, жестами, движением настроение и действия зимы.

Организовать и настроить ребенка на занятие.

  1.  Основной этап.

Проверка домашнего задания.

Педагог проверяет домашнее задание по теме: «Звук [р] в слогах». Просит ребенка произнести звук [р] в слогах, повторяя за логопедом.

Ребенок произносит слоги.

Выяснить насколько скорригировано произношение звука [р] в слогах.

Актуализация знаний.

Работа с плакатом  «Времена года. Зима».

Педагог предлагает ребенку рассмотреть изображение зимнего леса на плакате, назвать, что изображено, полным предложением,  и послушать звуки зимнего леса.

Ребенок называет, что изображено на плакате, полным предложением, и слушает звуки зимнего леса.

Привлечь внимание ребенка и вызвать интерес к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Беседа о зиме.

Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку с ладони»

Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок отправятся на прогулку в зимний лес, где будут продолжать учиться правильно произносить звук [р].

Педагог выясняет у ребенка основные признаки зимы.

Предлагает отгадать загадки про зиму.

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый, лежит возле хаты.
Лежит всю зиму - никто не поднимет.
Весна придет - он сам уйдет.

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.

Педагог задает вопрос:

- Какой первый и последний звук в словах мороз и сугроб?Просит сделать фонетический разбор этих слов с помощью фишек для звукового анализа.

Педагог предлагает сдуть снежинку из ваты с ладони, контролирует правильность выдоха.

Ребенок вспоминает и называет основные признаки зимы.

Ребенок вспоминает, как правильно произносится звук [р].

Ребенок дает ответ (сугроб).

Ребенок дает ответ (мороз).

Ребенок выполняет упражнение.

Определить уровеньосведомленности ребенка о правильном произношении звука [р].

Закрепить произношение звука [р].

Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Закрепить произношение звука [р].

Совершенствовать фонематический слух.

Закрепить навык звукового анализа.

Формировать правильный выдох.

Закрепление изученного материала.

Д/и «Как животные готовятся к зиме».

Автоматизация произношения звука [р] в словах.

Д/и  «Найти слова со звуком [р]»

Педагог сообщает, что в зимнем лесу много животных, просит рассказать, как они готовятся к зиме. При необходимости помогать опорными картинками.

Педагог предлагает из ряда картинок по теме «Зима» выбрать те, в которых есть звук [р] и назвать её.

Ребенок вспоминает, как животные готовятся к зиме.

Ребенок берет по одной картинке, называет её и говорит, есть там звук [р] или нет.

Пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас ребенка.Обогащать словарь ребенка по теме занятия.

Закреплять навык ответа на вопрос полным предложением.

Закреплять произношение звука в словах.

Совершенствовать фонематический слух.

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

Упражнения без речевого сопровождения:

«Зайчик», «Ёлочка».

Упражнение «Варежка» с речевым сопровождением.

Педагог предлагает выполнить упражнения, объясняя их выполнение.

Ребенок выполняет упражнения вместе с логопедом.

Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

Динамическая пауза.

Д/и «Выпал беленький снежок …»

Педагог читает стихотворение.

Ребенок сопровождает чтение имитацией движений в соответствии с текстом.

Способствовать снятию общего утомления.

Развивать общую моторику.

Чередовать статические и динамические задания.

Закрепление изученного материала.

Автоматизация произношения звука [р] в словах и словосочетаниях.

Д/и «Найди пару снежинке»

Педагог демонстрирует, что началась метель, и снежинки закружились так, что надо подобрать каждой пару, чтобы  вьюга прошла.

Логопед предлагает детям вырезанные снежинки со словами. Необходимо их прочитать. Затем подобрать к каждой снежинке пару.

Ребенок берет снежинку, читает на ней слово и подбирает ей пару, подходящее словосочетание. Зачитывает полностью. Н-р: трескучий мороз.

Закрепить правильное произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.

Закрепить навык согласования слов-предметов со словами-признаками и словами-действиями.

Контроль знаний и умений.

Составление рассказа по картинке «Зима».

Педагог предлагает ребенку составить рассказ по предъявляемой картине. При необходимости, помогает наводящими вопросами.

Ребенок составляет рассказ.

Проверить навык сформированности правильного произношения звука [р] в связной устной речи.

  1. Итог занятия.

Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся.

Опрос.

Оценка деятельности детей.

Педагог предлагает ребенку вспомнить то, чем занимались на занятии и какой звук закрепляли в произношении сегодня.

Затем оценивает  работу ребенка и дарит ему букву Р, обозначающую звук, который отрабатывался на занятии.

Ребенок вспоминает, о чем говорили на занятии, называет звук, уточняет правильную артикуляцию звука.

Обобщить тему урока.

Подвести итог работы на занятии.

Развивать долговременную память.

Оценить деятельность ребенка.

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания по пройденной теме.

Педагог объясняет.

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить знания и умения детей, полученные на занятии, дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Л] - [Л’] в словах".

Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости....

Конспект логопедического занятия Тема: «Зима. Звук [р] в словах и словосочетаниях».

Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать связную устную речь через форм...

Конспект логопедического занятия Тема: «Зима. Звук [р] в словах и словосочетаниях».

Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать связную устную речь через форм...