Конспект группового коррекционно-логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Б] - [Б'] в словах и слогах"
план-конспект по логопедии на тему

Групповое логопедическое занятие с учащимися первых классов с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_zanyatiy.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Южное окружное управление образования

ГОУ Центр диагностики и консультирования «Южный»

Конспект

Группового коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме:

«Дифференциация звуков [Б] – [Б`] в слогах и словах »

Составитель:

учитель-логопед

Орешина Т. Н.

Москва,  2013

Конспект занятия

Тема:  Звуки [Б]-[Б`] в слогах и словах.

Цель: Научить дифференцировать звуки [Б] –[Б`] в слогах и словах.

Задачи:

Образовательные:

1.        Уточнить артикуляцию звуков [Б] –[Б’].

2.        Развивать  фонематическое восприятие.

3.        Тренировать  навык чтения слогов и слов.

4.        Формировать графо-моторные навыки.

5.        Продолжать учить составлять слово из слогов.

6.        Учить дифференцировать   звуки в слогах.

7.        Учить дифференцировать звуки в словах.

8.        Формировать навык правильного написания словарных слов.

Коррекционно-развивающие:

1.        Корригировать и развивать зрительную и слуховую память.

2.        Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.        Корригировать и развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные:

1.        Воспитывать интерес к занятию.

2.        Воспитывать умение работать в парах.

Здоровьесберегающие:

1.        Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2.        Следить за правильной посадкой детей.

3.        Чередовать статические и динамические задания.

4.        Соблюдать режим охраны зрения.

Оборудование:

1.        Картинки персонажей из сказки «Приключения Буратино».

2.         Карточки со слогами.

3.        Листы с 3-мя парами кругов и монеты по размеру кругов со словами- паронимами.

4.         Карточки со словарными  словами.

5.        Карточки со словами отгадками.

6.        Карточки со словами для замены в них первого звука.

7.        Тренажер для зрительной гимнастики.

8.        Листы с домашним заданием.

Ход занятия

Этапы и виды работы на  этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

1.Организационный этап

Педагог приветствует детей и гостей, предлагает детям сесть за парту, вспомнить о правилах посадки за рабочим местом, напоминает, где должны лежать пенал и тетрадь, и о том, что перед ответом необходимо поднять руку.

Дети здороваются, садятся за парту, раскладывают школьные принадлежности, и выслушивают правила поведения на уроке.

1.Организовать детей.

2.Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

2.Объявление темы и цели занятия.

Педагог сообщает детям, что сейчас мы отправимся в страну ЗВУКОВ и БУКВ. И в это путешествие хочет взять нас с собой один сказочный персонаж.  Его вы отгадаете сами, составив слово из слогов, лежащих у вас на партах.  Педагог проверяет правильность выполнения задания и вывешивает на доску картинку с изображением Буратино.

Педагог сообщает детям, что  вместе с Буратино мы познакомимся со звуками [Б]- [Б’]. Сегодня мы научимся  различать звуки [Б] –[Б’], и что эти звуки на письме записываются буквой БЭ.  Педагог вывешивает на доску карточку с буквой.
Педагог рассказывает детям, что Буратино будет приходить в гости к героям своей сказки, за правильно выполненные задания, получать золотые ключики от разных дверей.

Дети выполняют задание и называют сказочного персонажа.

1.Воспитывать интерес к занятию.

2.Продолжать учить детей составлять слово из данных слогов (слоговой синтез).

3. Изучение нового материала.

Педагог говорит детям, что вместе с Буратино мы пришли в гости к коту Базилио.  Базилио попросил показать, как правильно   произносить звуки  [Б ] и [Б’]. Педагог раздает детям настольные зеркала, просит произнести эти звуки и посмотреть, в  каком положении будут находиться  губы. Затем сообщает детям,  что звук [Б]  твердый, как лед,  а звук [Б’] мягкий,  как трава. Педагог уточняет у детей, каким цветом нужно обозначать эти звуки, и обращает их внимание на то, что с одними гласными мы слышим и произносим твердый звук [Б], а с другими – мягкий [Б’]. Педагог говорит, что кот Базилио доволен нашим ответом и дает золотой ключик. Педагог вывешивает его на доску.

Дети смотрят в зеркало, произносят  изучаемые звуки и определяют  с помощью педагога положение губ.

Дети выслушивают педагога, отвечают на вопрос.

Уточнить артикуляцию изучаемых звуков.

Зрительная гимнастика.

Педагог сообщает детям, что сейчас они встанут из-за парт, подойдут к оранжевой линии и встанут по ней в ряд. Затем говорит, что Буратино пришел на пруд и увидел там лягушку, которая весело прыгала.  Педагог предлагает детям мысленно передвигать лягушку на заданный предмет и переводить на него взгляд, не двигая головой.  В центр педагог вешает изображение лягушки (вокруг неё висят предметные картинки: бабочка, стрекоза, сачок, мостик, камыши, кувшинка,  камень, плот).

Дети встают, становятся в ряд по оранжевой линии, внимательно выслушивают инструкцию и выполняют задание. Затем садятся на свои места.

Соблюдать режим охраны зрения.

3.Изучение нового материала.

Педагог говорит детям, что мы с Буратино пришли к черепахе Тортилле, и она попросила его прочитать слоги, а читать Буратино не умеет, и просит ребят помочь ему прочитать слоги. Педагог вывешивает на доске слоги с твердым звуком на синем фоне, а с мягким на зеленом.

Педагог задает детям вопрос, почему одни слоги на синем фоне, а другие на зеленом.

Педагог сообщает детям о втором заработанном ключе и вешает его на доску.

Дети выслушивают инструкцию педагога и хором читают слоги.

БА-БЯ

БО-БЁ

БУ-БЮ

БЫ-БИ

БЭ-БЕ

Дети отвечают на вопрос.

1.Тренировать навык чтения слогов.

2. Учить дифференцировать звуки [Б] –[Б'] в слогах.

Пальчиковая гимнастика

Педагог предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику.

«Дружат в нашем классе       Девочки и мальчики.                  Мы с тобой подружим           Маленькие пальчики.             Раз, два, три, четыре, пять -    Начинаем мы считать.           Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать».    

Дети выслушивают инструкцию педагога и повторяют за ним движения.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Изучение нового материала.

Педагог сообщает, что мы пришли в гости к Мальвине, которая любит загадки, и предлагает детям помочь Буратино их отгадать. Затем сообщает, что отгадки они будут записывать в тетради, поэтому их надо открыть, записать число и месяц. Педагог читает загадку, отгадавшего загадку ребенка просит подойти к доске.  

Сам пустой,                                  Голос густой,                                     Дробь отбивает,                                              Шагать помогает.                    (Барабан)

У маленькой Катюшки            Уселся на макушке.                   Не мотылек, не птичка -        Держит две косички.                      (Бант)

Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.     (Береза)

Зверька узнаем мы с тобой   По двум таким приметам:    Он в шубке серенькой зимой,     А в шубке рыжей летом.  (Белка)                                

 После написания слова, педагог просит подчеркнуть изучаемую согласную нужным цветом.  Педагог сообщает детям, что за правильно отгаданные загадки Мальвина дала нам еще один ключик и вешает его на доску.

Дети внимательно выслушивают педагога, записывают в тетрадях число, внимательно слушают загадку, и ребенок, которого спросил педагог, называет отгадку, записывает слово на доске и подчеркивает букву БЭ нужным цветом. Остальные дети выполняют задание в тетрадях.

1.Формировать графо-моторные навыки.    

2.Учить дифференцировать звуки [Б] –[Б’] в словах.                                                               3.Корригировать и развивать мыслительную деятельность.                                                                                                                                                                                                                          

Динамическая пауза.

Педагог предлагает детям встать рядом со своей партой и повторять за ним движения.

«Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать».

Дети выслушивают инструкцию и выполняют движения, повторяя их за педагогом.

Чередовать статические и динамические задания.

4.Закрепление нового материала.

*1) Работа в парах. Задание на карточках «Замени первый звук»

Педагог сообщает детям, что Карабас- Барабас строит козни Буратино, он спрятал все ключи и отдаст их, если выполним его задание. Педагог убирает с доски все ключи и вывешивает картинку со сказочным персонажем. Затем педагог говорит детям, что задание нужно выполнять парами. Разбивает детей на пары, и сообщает, что первый ребенок в паре читает слово, написанное на карточке, а второй называет новое слово, заменив первую букву в слове на букву БЭ. После выполнения задания, педагог возвращает ключи на доску.

РАК – БАК
ВИНТ –БИНТ
ТОЧКА –БОЧКА
ВЕДРО –БЕДРО

Дети внимательно выслушивают педагога и начинают по парам  выполнять задание.

1.Развивать фонематическое восприятие.
2.Воспитывать умение работать в парах.

2) Работа со словами- паронимами.

Педагог говорит детям, что мы с Буратино попали к лисе Алисе, и чтобы получить у неё ключик, мы должны парами разложить монеты с написанными на них словами, похожими по написанию, но разными по смыслу. Он сообщает, что на партах лежат листы с нарисованными кругами, и конверты с монетами, которые надо положить в определенном порядке: сначала монету, на которой написано слово с твердым звуком, а потом – с мягким. Затем педагог просит прочитать пары слов.

Дети выслушивают инструкцию, достают из конвертов монеты, раскладывают их по своим кругам,  раскладывают монеты и читают  пары слов, которые у них получились.

БЫЛ – БИЛ
БАНТ – БИНТ
БАЛЕТ - БИЛЕТ

Развивать фонематическое восприятие.

3) Словарная работа.

Педагог обращает внимание детей на слова: билет, балет.  Вывешивает на доску карточки с этими словами. Сообщает детям, что это словарные слова и надо запомнить, как они пишутся. Педагог просит детей хором их прочитать.

Педагог сообщает детям, что Алиса дала им четвертый ключ и вывешивает его на доску.

Дети внимательно выслушивают педагога и хором читают слова.

1.Корригировать и развивать зрительную и слуховую память.

2.Формировать навык правильного написания словарных слов.

5.Домашнее задание    

Педагог раздает детям листы с домашним заданием и  объясняет.

Дети смотрят домашнее задание и выслушивают  педагога.

Закрепить знания и умения, полученные на занятии.

6.Итоги занятия и оценка.

Педагог сообщает детям, что с вашей помощью Буратино получил золотые ключики и теперь сможет открывать двери ко всем звукам и буквам русского языка. Педагог просит детей вспомнить звуки, с которыми познакомились на занятии, и сказать, что мы научились делать, уточняет каким цветом обозначаем эти звуки и почему, сообщает, что эти звуки образуют пару по твердости-мягкости, и спрашивает какие задания понравились им больше всего, какое задание было самым трудным.  Педагог оценивает работу учеников и поощряет их.

Дети называют тему и цель занятия. Рассказывают, что им понравилось на уроке больше всего и в чем были трудности.

Воспитывать интерес к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со звуками [к] [к’] Деление слов на слоги.

Познакомить со звуками и обозначениями их на письме буквами «К, к».Данный урок занял 3-е место в муниципальном  конкурсе "Современный урок" в рамках педагогического марафона в 2012 году....

Конспект открытого коррекционного логопедического занятия в 1 классе «А» по теме «Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала »

В данном файле представлен конспект открытого коррекционного логопедического занятия "Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала"....

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия. 2 класс (учащиеся с ЗПР) Тема: Закрепление навыка понимания образных выражений и формулирования грамотного высказывания.

Материал будет интересен логопедам, учителям начальных классов. На занятии проводится работа по профилактике оптической дисграфии, закрепляются навыки деления слов на слоги и определения ударной гласн...

Конспект отрытого коррекционно-логопедического занятия для учащихся 3 класса (ОВЗ). Раздел: Звуки и буквы Тема: Согласный мягкий звук - [ч’] и буквы Ч-ч

Данный материал будет интересен для работы учителям начальных классов, логопедам.Тема занятия: Звук [ч’] и буквы Ч-ч. Цель занятия: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч&r...