Конспект группового коррекционно-логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Б] - [Б'] в словах и слогах"
план-конспект по логопедии на тему
Групповое логопедическое занятие с учащимися первых классов с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_zanyatiy.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Южное окружное управление образования
ГОУ Центр диагностики и консультирования «Южный»
Конспект
Группового коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме:
«Дифференциация звуков [Б] – [Б`] в слогах и словах »
Составитель:
учитель-логопед
Орешина Т. Н.
Москва, 2013
Конспект занятия
Тема: Звуки [Б]-[Б`] в слогах и словах.
Цель: Научить дифференцировать звуки [Б] –[Б`] в слогах и словах.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить артикуляцию звуков [Б] –[Б’].
2. Развивать фонематическое восприятие.
3. Тренировать навык чтения слогов и слов.
4. Формировать графо-моторные навыки.
5. Продолжать учить составлять слово из слогов.
6. Учить дифференцировать звуки в слогах.
7. Учить дифференцировать звуки в словах.
8. Формировать навык правильного написания словарных слов.
Коррекционно-развивающие:
1. Корригировать и развивать зрительную и слуховую память.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Корригировать и развивать мыслительную деятельность.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к занятию.
2. Воспитывать умение работать в парах.
Здоровьесберегающие:
1. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
2. Следить за правильной посадкой детей.
3. Чередовать статические и динамические задания.
4. Соблюдать режим охраны зрения.
Оборудование:
1. Картинки персонажей из сказки «Приключения Буратино».
2. Карточки со слогами.
3. Листы с 3-мя парами кругов и монеты по размеру кругов со словами- паронимами.
4. Карточки со словарными словами.
5. Карточки со словами отгадками.
6. Карточки со словами для замены в них первого звука.
7. Тренажер для зрительной гимнастики.
8. Листы с домашним заданием.
Ход занятия
Этапы и виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения задания |
1.Организационный этап | Педагог приветствует детей и гостей, предлагает детям сесть за парту, вспомнить о правилах посадки за рабочим местом, напоминает, где должны лежать пенал и тетрадь, и о том, что перед ответом необходимо поднять руку. | Дети здороваются, садятся за парту, раскладывают школьные принадлежности, и выслушивают правила поведения на уроке. | 1.Организовать детей. 2.Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
2.Объявление темы и цели занятия. | Педагог сообщает детям, что сейчас мы отправимся в страну ЗВУКОВ и БУКВ. И в это путешествие хочет взять нас с собой один сказочный персонаж. Его вы отгадаете сами, составив слово из слогов, лежащих у вас на партах. Педагог проверяет правильность выполнения задания и вывешивает на доску картинку с изображением Буратино. Педагог сообщает детям, что вместе с Буратино мы познакомимся со звуками [Б]- [Б’]. Сегодня мы научимся различать звуки [Б] –[Б’], и что эти звуки на письме записываются буквой БЭ. Педагог вывешивает на доску карточку с буквой. | Дети выполняют задание и называют сказочного персонажа. | 1.Воспитывать интерес к занятию. 2.Продолжать учить детей составлять слово из данных слогов (слоговой синтез). |
3. Изучение нового материала. | Педагог говорит детям, что вместе с Буратино мы пришли в гости к коту Базилио. Базилио попросил показать, как правильно произносить звуки [Б ] и [Б’]. Педагог раздает детям настольные зеркала, просит произнести эти звуки и посмотреть, в каком положении будут находиться губы. Затем сообщает детям, что звук [Б] твердый, как лед, а звук [Б’] мягкий, как трава. Педагог уточняет у детей, каким цветом нужно обозначать эти звуки, и обращает их внимание на то, что с одними гласными мы слышим и произносим твердый звук [Б], а с другими – мягкий [Б’]. Педагог говорит, что кот Базилио доволен нашим ответом и дает золотой ключик. Педагог вывешивает его на доску. | Дети смотрят в зеркало, произносят изучаемые звуки и определяют с помощью педагога положение губ. Дети выслушивают педагога, отвечают на вопрос. | Уточнить артикуляцию изучаемых звуков. |
Зрительная гимнастика. | Педагог сообщает детям, что сейчас они встанут из-за парт, подойдут к оранжевой линии и встанут по ней в ряд. Затем говорит, что Буратино пришел на пруд и увидел там лягушку, которая весело прыгала. Педагог предлагает детям мысленно передвигать лягушку на заданный предмет и переводить на него взгляд, не двигая головой. В центр педагог вешает изображение лягушки (вокруг неё висят предметные картинки: бабочка, стрекоза, сачок, мостик, камыши, кувшинка, камень, плот). | Дети встают, становятся в ряд по оранжевой линии, внимательно выслушивают инструкцию и выполняют задание. Затем садятся на свои места. | Соблюдать режим охраны зрения. |
3.Изучение нового материала. | Педагог говорит детям, что мы с Буратино пришли к черепахе Тортилле, и она попросила его прочитать слоги, а читать Буратино не умеет, и просит ребят помочь ему прочитать слоги. Педагог вывешивает на доске слоги с твердым звуком на синем фоне, а с мягким на зеленом. Педагог задает детям вопрос, почему одни слоги на синем фоне, а другие на зеленом. Педагог сообщает детям о втором заработанном ключе и вешает его на доску. | Дети выслушивают инструкцию педагога и хором читают слоги. БА-БЯ БО-БЁ БУ-БЮ БЫ-БИ БЭ-БЕ Дети отвечают на вопрос. | 1.Тренировать навык чтения слогов. 2. Учить дифференцировать звуки [Б] –[Б'] в слогах. |
Пальчиковая гимнастика | Педагог предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику. «Дружат в нашем классе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять - Начинаем мы считать. Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать». | Дети выслушивают инструкцию педагога и повторяют за ним движения. | Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
3.Изучение нового материала. | Педагог сообщает, что мы пришли в гости к Мальвине, которая любит загадки, и предлагает детям помочь Буратино их отгадать. Затем сообщает, что отгадки они будут записывать в тетради, поэтому их надо открыть, записать число и месяц. Педагог читает загадку, отгадавшего загадку ребенка просит подойти к доске. Сам пустой, Голос густой, Дробь отбивает, Шагать помогает. (Барабан) У маленькой Катюшки Уселся на макушке. Не мотылек, не птичка - Держит две косички. (Бант) Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза) Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в шубке рыжей летом. (Белка) После написания слова, педагог просит подчеркнуть изучаемую согласную нужным цветом. Педагог сообщает детям, что за правильно отгаданные загадки Мальвина дала нам еще один ключик и вешает его на доску. | Дети внимательно выслушивают педагога, записывают в тетрадях число, внимательно слушают загадку, и ребенок, которого спросил педагог, называет отгадку, записывает слово на доске и подчеркивает букву БЭ нужным цветом. Остальные дети выполняют задание в тетрадях. | 1.Формировать графо-моторные навыки. 2.Учить дифференцировать звуки [Б] –[Б’] в словах. 3.Корригировать и развивать мыслительную деятельность. |
Динамическая пауза. | Педагог предлагает детям встать рядом со своей партой и повторять за ним движения. «Буратино потянулся Раз нагнулся, два нагнулся Руки в стороны развел, Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать». | Дети выслушивают инструкцию и выполняют движения, повторяя их за педагогом. | Чередовать статические и динамические задания. |
4.Закрепление нового материала. *1) Работа в парах. Задание на карточках «Замени первый звук» | Педагог сообщает детям, что Карабас- Барабас строит козни Буратино, он спрятал все ключи и отдаст их, если выполним его задание. Педагог убирает с доски все ключи и вывешивает картинку со сказочным персонажем. Затем педагог говорит детям, что задание нужно выполнять парами. Разбивает детей на пары, и сообщает, что первый ребенок в паре читает слово, написанное на карточке, а второй называет новое слово, заменив первую букву в слове на букву БЭ. После выполнения задания, педагог возвращает ключи на доску. РАК – БАК | Дети внимательно выслушивают педагога и начинают по парам выполнять задание. | 1.Развивать фонематическое восприятие. |
2) Работа со словами- паронимами. | Педагог говорит детям, что мы с Буратино попали к лисе Алисе, и чтобы получить у неё ключик, мы должны парами разложить монеты с написанными на них словами, похожими по написанию, но разными по смыслу. Он сообщает, что на партах лежат листы с нарисованными кругами, и конверты с монетами, которые надо положить в определенном порядке: сначала монету, на которой написано слово с твердым звуком, а потом – с мягким. Затем педагог просит прочитать пары слов. | Дети выслушивают инструкцию, достают из конвертов монеты, раскладывают их по своим кругам, раскладывают монеты и читают пары слов, которые у них получились. БЫЛ – БИЛ | Развивать фонематическое восприятие. |
3) Словарная работа. | Педагог обращает внимание детей на слова: билет, балет. Вывешивает на доску карточки с этими словами. Сообщает детям, что это словарные слова и надо запомнить, как они пишутся. Педагог просит детей хором их прочитать. Педагог сообщает детям, что Алиса дала им четвертый ключ и вывешивает его на доску. | Дети внимательно выслушивают педагога и хором читают слова. | 1.Корригировать и развивать зрительную и слуховую память. 2.Формировать навык правильного написания словарных слов. |
5.Домашнее задание | Педагог раздает детям листы с домашним заданием и объясняет. | Дети смотрят домашнее задание и выслушивают педагога. | Закрепить знания и умения, полученные на занятии. |
6.Итоги занятия и оценка. | Педагог сообщает детям, что с вашей помощью Буратино получил золотые ключики и теперь сможет открывать двери ко всем звукам и буквам русского языка. Педагог просит детей вспомнить звуки, с которыми познакомились на занятии, и сказать, что мы научились делать, уточняет каким цветом обозначаем эти звуки и почему, сообщает, что эти звуки образуют пару по твердости-мягкости, и спрашивает какие задания понравились им больше всего, какое задание было самым трудным. Педагог оценивает работу учеников и поощряет их. | Дети называют тему и цель занятия. Рассказывают, что им понравилось на уроке больше всего и в чем были трудности. | Воспитывать интерес к занятиям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство со звуками [к] [к’] Деление слов на слоги.
Познакомить со звуками и обозначениями их на письме буквами «К, к».Данный урок занял 3-е место в муниципальном конкурсе "Современный урок" в рамках педагогического марафона в 2012 году....
Конспект открытого коррекционного логопедического занятия в 1 классе «А» по теме «Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала »
В данном файле представлен конспект открытого коррекционного логопедического занятия "Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала"....
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле...
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....
Конспект логопедического занятия :Дифференциация согласных звуков [В]-[В′] –[Ф]-[Ф′] в слогах, словах.
Логопедическое занятие на различение согласных звуков....
Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия. 2 класс (учащиеся с ЗПР) Тема: Закрепление навыка понимания образных выражений и формулирования грамотного высказывания.
Материал будет интересен логопедам, учителям начальных классов. На занятии проводится работа по профилактике оптической дисграфии, закрепляются навыки деления слов на слоги и определения ударной гласн...
Конспект отрытого коррекционно-логопедического занятия для учащихся 3 класса (ОВЗ). Раздел: Звуки и буквы Тема: Согласный мягкий звук - [ч’] и буквы Ч-ч
Данный материал будет интересен для работы учителям начальных классов, логопедам.Тема занятия: Звук [ч’] и буквы Ч-ч. Цель занятия: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч&r...