Создание психологически комфортных условий на занятии учителя-логопеда
статья по логопедии на тему
Современный логопед сталкивается с проблемой не только логопедического диагноза у детей, с которыми ему приходиться работать. Нарушения речи, письма и чтения, как правило, сочетаются с другими нарушениями или с особенностями в психическом развитии ребенка. Это могут быть проблемы, связанные с нарушениями памяти, произвольной регуляции, опорно-двигательного аппарата (например: нарушения координации движений, спастика артикуляционного аппарата и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание психологически комфортных условий на занятии учителя-логопеда | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методист ГБУ ДО ЦППМСП
Выборгского района
Педагог-психолог
Высшей категории
Коноплева О.В.
Создание психологически комфортных условий на занятии учителя-логопеда
Современный логопед сталкивается с проблемой не только логопедического диагноза у детей, с которыми ему приходиться работать. Нарушения речи, письма и чтения, как правило, сочетаются с другими нарушениями или с особенностями в психическом развитии ребенка. Это могут быть проблемы, связанные с нарушениями памяти, произвольной регуляции, опорно-двигательного аппарата (например: нарушения координации движений, спастика артикуляционного аппарата и др.)
А также - гипервозбудимость, торпидный(заторможенный) тип мышления, инфантилизм, педзапущенность и даже задержка психического развития!
Таким образом, современный логопед должен иметь представление о формах и способах работы с детьми, имеющими коморбидные (сочетанные диагнозы) в условиях дефицита психологической службы в учреждениях.
Есть еще одно обстоятельство, которое побуждает нас к поиску решений создавшихся проблем. При дефицитарном речевом развитии необходимо искать и включать в работу тот компенсаторный потенциал, который иногда находится вне плоскости логопедической практики.
Например, одной из причин нарушений коммуникативной и личностной сферы может быть недоразвитие речи. Т.О развивая речь вы способствуете повышению мотивации к общению, уверенности в себе, повышению самооценки и другое.
Итак, рассмотрим условия, способствующие повышению эффективности логопедической работы: Создание психологически комфортных условий:
Формирование эмпатичной среды. Эмпатия- понимание переживаний и чувств другого человека и отображение этого понимания.
Одобряющие жесты, взгляды, устойчивый визуальный контакт, доверительная интонация, отказ от оценочных и категоричных суждений (не использовать слов: плохо, конечно, как всегда, даже неуспешное выполнение задания не должно фиксировать ребенка в ситуации неуспеха, лучше предположить, что в следующий раз «обязательно получиться» или «не у всех сразу получается!»). Важно! Занятие логопеда должно максимально отличаться от школьного урока.
Формирование групп! 1. Учитывать желания детей (речь идет о неуверенных в себе), 2. сочетать мотивированных и немотивированных детей, 3.группировать детей, имеющих разный уровень проявления дисграфии. Видеть симптомы переутомления и подбирать время для занятия, исходя из неврологических особенностей. (очень часто встречается ситуация, когда спустя какое-то время занятий у ребенка очень невысокая динамика результатов, это иногда объясняется тем, что на занятие р-к приходит утомленным.) Все это соответствует требованиям современной технологии разноуровневого обучения.
Не менее важным является комфортная дистанция. В психологии существует понятие межличностного пространства – это расположение человека относительно других людей на психологически комфортных дистанциях взаимодействия с ними. Выделяют 4 вида дистанций:
Интимная 45 см – пространство для своих, близких людей, знакомых и т. д.
Если источник информации (то есть вы!) пользуется симпатией и доверием со стороны обучаемого, то обмен информацией в рамках этой дистанции будет наиболее эффективным как по скорости, так и по качеству восприятия. Если источник информации вызывает у обучаемого негативные эмоции-обмена информацией практически не происходит. В педагогическом взаимодействии с обучаемым лучше избегать нарушения границ этой дистанции.
Персональная дистанция 120 см-дистанция, на которой общаются знакомые друг другу люди. Чем больше степень психологического принятия между людьми, тем меньшее пространство их разделяет, так как оба стремятся к сокращению дистанции в ходе взаимодействия. Если между людьми отношения взаимного или одностороннего психологического отторжения, то будет заметное стремление к увеличению дистанции. Один или оба партнера общения будут уклоняться от него, что не будет способствовать эффективному обмену информацией.
То есть, если у преподавателя имеется негативный настрой по отношению к обучаемому или группе, то он: неосознанно ужесточает тон общения, сворачивает содержание передаваемой информации и предъявляет более жесткие требования к качеству познавательной деятельности обучаемого. Если ребенок негативно относится к преподавателю, возникают внутренние психологические барьеры в восприятии информации, процесс усвоения замедляется, наблюдается потеря информации и отвлечение внимания. Педагогическое взаимодействие в этой ситуации следует осуществлять, соблюдая верхнюю границу.
Социальная дистанция 120-400см – Эта дистанция характеризует разницу в ролевых позициях взаимодействующих людей, придает общению формализованный характер. Она более удобна в ситуации одностороннего общения, когда надо передать информацию, предполагающую подчинение или исполнение предписанных действий. Педагогическая целесообразность-использовать в ситуации организационно-дисциплинарных взаимодействий. При этом – нет акцента на личность преподавателя, а на информацию, нет личного отношения к учащимся. То есть снижается проявление психологического неприятия, и если не облегчает, то хотя бы не затрудняет восприятие информации.
Публичная дистанция 400-750см – дистанция позволяющая контролировать действия другого человека не входя в непосредственное взаимодействие. Она дает возможность на занятии проявлять самостоятельность, независимость, позволяет преподавателю контролировать деятельность учащихся, непосредственно в нее не вмешиваясь. По мере необходимости вы можете сокращать дистанцию и воздействовать на отдельных учеников. Иногда детьми эта дистанция воспринимается как отчуждение, поэтому у них должна быть возможность инициативно сокращать эту дистанцию. Вася, ты можешь ко мне подойти! В этом заключается реализация еще одной технологии – исследовательский метод обучения.
Общее педагогическое пространство характеризуется размерами помещения и удаленностью обучаемых от преподавателя. Например, если ребенок удален от вас более чем на 18 м, происходят существенные искажения в восприятии информации. Поэтому наиболее комфортным расстоянием считается от 2-6 м. Логопед, ведущий групповые занятия, должен стараться придерживаться этих границ, чтобы обеспечить оптимальную дистанцию для всех участников процесса. Здесь нужно продумать расстановку столов Н-р: полукругом. Важно, чтобы ни один ребенок не сидел спиной к двери, такое положение формирует ощущение незащищенности, снижает внимание, повышает тревогу.
Временные условия организации познавательной деятельности связаны с периодами спадов и подъемов работоспособности человека в течение суток и дозированием передачи и получения информации в соответствии с временными интервалами. Известные суточные и недельные колебания работоспособности учащихся следует учитывать при планировании занятий. Итак, подъемы работоспособности с повышением познавательной активности: около 8 ми утра, с10-13, с 15-18.
Периоды спада: 14-15, 18-19. В связи с этим рекомендуем с 14-15 планировать занятия со звуковиками(1-е классы)
В течение недели отмечаются две тенденции умственной работоспособности: подъем с понедельника по среду включительно и спад с четверга по субботу включительно. Т.о., обучающие занятия планируем в первой половине недели, закрепляющие - во второй.
Максимально продуктивное восприятие информации происходит в течение первых 15 мин. Относительно средний уровень продуктивности восприятия сохраняется в течение 30 мин. Выраженные затруднения начинают проявляться после 40-45мин. Поэтому объяснения нового материала желательно давать в начале занятия и не дольше 15 мин.
Использование пиктограмм. Мы знаем, что одним из симптомов дисграфии является нарушение фонематического восприятия направленной речи. То есть дети с трудом воспринимают сложные словесные инструкции, а также воспринимают какие-то воспитательные воздействия (замечания, возмущение, недовольство, критику и т.п.) На это уходит ценное время занятия.
Что такое пиктограммы? Мы встречаемся с ними в повседневной жизни (не курить! В самолете; выход! В учреждениях и др.) Т.е. это рисунки, благодаря которым мы без текста и в другой стране понимаем, что надо делать или наоборот, не делать!
Пиктограмма-инструкция. Н-р: Подчеркиваем члены предложения; проводим звуко-буквенный разбор; опорные картинки, схемы, если более сложная инструкция, несколько пиктограмм на одном листе. Можно располагать сверху вниз, учитывая левшей и амбидекстров.
Пиктограмма-выражение эмоций: Радость-Молодцы, я вами довольна! Строгость-мне не нравиться как вы себя ведете; Грусть-К сожалению, ты ошибся и т. д.
Пиктограммы-команды: Не разговаривать! Остановиться! Соблюдаем Тишину! Внимание!
Пиктограммы-для детей, н-р: красная кнопка-нужна помощь! И др. Раздаем 3 картинки разных цветов: красная – нужна помощь!, зеленая – Все сделал! Синяя-хочу отвечать!
Пиктограммы позволят не только учитывать диагноз детей, но и сэкономят время, которое часто уходит на организационные моменты.
Возрастные особенности интеллектуальной деятельности. Каждый из психических процессов имеет свою динамику развития. Произвольность и непроизвольность познавательных процессов. Формирование произвольной памяти и внимания являются фундаментом для успешного обучения и коррекционной работы.
Существуют разные психологические приемы развития памяти и внимания, один из приемов - мнемотехника. Т.е. целое направление психологической работы, целью которой является обучение приемам и способам запоминания различной информации (по структуре, объему, содержанию, модальности, и т.п). Логопеду не обязательно изучать эту технику досконально, но использовать элементы этих методов вы вполне могли бы, более того, я считаю, что вы их и используете.
Например, такие элементы мнемотехники, как активное повторение, припоминание вы регулярно используете на закрепляющих занятиях. При пересказе текста.
Пиктограммы как прием мнемотехники.
Прием видоизменение образа - слово представлено в виде различных вариантов, н-р лампочка – галогеновая, неоновая, для фонарика, для автомобиля и т.п. Для расширения уточнения лексического значения слова.
Кодирование по созвучию, прием подбора слов в рифму. Н-р те же парные согласные: Горка-Корка, Бочка-Почка и т.д
Кодирование в образы знаков – заучивание азбуки-запоминание сочетания Знак +звук
Прием выделения частей образов предложение делиться на…слово на…слоги на….
Необходимо отметить еще одно важное условие – мы усваиваем или присваиваем себе только ту информацию, которую пропустили минимум через два анализатора: увидели и услышали; услышали и записали; услышали и проговорили вслух, поэтому использование этого положения существенно повышает эффективность развивающей и коррекционной работы.
Еще один прием, активно используемый логопедами на занятиях – сказкотерапия. К сожалению многие из вас недостаточно профессиональны в области применения этой технологии. Как и в любой другой терапии – сказкотерапию нужно использовать осторожно и это требует специального обучения, определенных знаний и опыта. Потому что она направлена преимущественно на личностную коррекцию. Поэтому мы рекомендуем вам лишь фрагменты или отдельные приемы этой техники.
Если вы, одели маску волка, а дети сидят в красных шапочках; или вы внесли на занятие какой-то персонаж, или ваше занятие по теме сказки, это не означает, что занятие относится к сказкотерапии. Единственный прием сказкотерапии, который используется, это придумывание сказки по заданным условиям, используя сказочные атрибуты или продолжение сказки или рассказа с заданным окончанием.
Сочетание приемов логопедической, дефектологической и психологической направленности.
Любая работа будет эффективной, если мы будем опираться на индивидуальные конкретные свойства и взаимосвязь (корреляцию) между ними. Для повышения речевой активности одному необходимо сформировать мотивацию, второму-снизить тревогу, третьему-повысить самооценку и т.д.
Универсального подхода не может быть.
Например – внешний и внутренний локус контроля (склонность приписывать ответственность за происходящее себе или внешним обстоятельствам)
Внутренний локус – сам должен захотеть (авторитарность не действует)
Внешний локус – нельзя публично делать замечания
Детям с низким уровнем самооценки давать как можно больше заслуженной похвалы
Проблемы с мелкой моторикой – использовать крупную (телом жест, движение)
Проблемы с вербализацией - использовать жесты. (не можешь сказать всю фразу, по частям с использованием тела.)
ЛИТЕРАТУРА
Лактионова Е.В Психологическая комфортность как фактор идентификации учащихся с педагогами в образовательной среде школы
Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2015
Гайдукова В. И. Новые стандарты и принцип психологической комфортности.
Инновационные проекты и программы в образовании2011
Гутник Г.В. Информационное обеспечение системы управления качеством образования в регионе Информатика и образование. – 2009. – № 4.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология создания психологически комфортных условий в образовательном учреждении
Приемы создания психологически комфортных условий для учащихся...
ДОКЛАД «Активизация познавательной деятельности учащихся на основе создания психологически комфортного климата на уроках»
Что же такое комфорт?Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя с...
Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию
Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию в подготовительном классе "Забавные истории из жизни Деда Мороза". Коррекционно-образ...
Приёмы создания психологического комфорта на логопедических занятиях в школе
Материал содержит опыт работы учителя-логопеда по созданию психологического комфорта на логопедических занятиях в школе....
Создание психологически комфортной образовательной среды для детей-инвалидов"
Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечив...
Психологическая комфортность ребёнка на занятиях.
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Также психологическая комфортность ребёнка является одним из основных показателей качес...
Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя информатики с обучающимися с ОВЗ
Данное занятие с обучающимися с ОВЗ проводят сразу три педагога: учитель информатики, учитель-логопед, педагог-психолог. Цель занятия: уточнить и расширить знания об информационной безопасности, разви...