Урок "Учитель- наставник и друг"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
На уроке учащиеся учатся различать старинные и современные школьные принадлежности, находить общее и различия;. Они сравнивают современную и старинную классные комнаты,моделируют ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, XX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel-nastavnik_i_drug.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в с. Новокленское
Номинация
«Формирование базовых национальных ценностей на уроках в начальной школе»
Тема урока: «Учитель-наставник и друг»
УМК «Перспектива». Окружающий мир. 1 класс.
Автор Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Издательство «Просвещение», 2013 год
Автор: учитель начальных классов
Яковлева Светлана Ивановна
2013 г
Тема: «УЧИТЕЛЬ — НАСТАВНИК И ДРУГ»
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
характеризовать облик учителей по фотографиям из семейного альбома;
подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель – это родитель».
Метапредметные результаты:
обсуждать рассказ учителя о персонаже картины «Устный счет»;
описывать своими словами образ учителя в картине;
пересказывать рассказы родителей о своих учителях;
объяснять смысл пословиц.
Личностные результаты:
понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию;
понимать важность и необходимость культурной преемственности от старшего к младшему;
осмыслять образ учителя в культурной традиции народов России как великую духовную ценность.
Оборудование: школьные фотографии учителя, счетные палочки, фотоальбом, репродукция картин Н. П. Богданова-Бельского с репродукцией картины «Устный счёт».
Стенд с фотографиями разных школьных выпусков, школьных фотографий родителей, фотографии учителей, проектор, компьютер, ноутбуки, электронное приложение к учебнику,
Предварительная работа.
Взрослые дома составили и записали в рабочую тетрадь рассказ о своем учителе, предоставили свои школьные фотографии для оформления стенда.
Учащиеся 1я класса посетили школьную галерею славы и познакомились с экспонатами, рассказывающими об учителях школы.
На перемене организована игра, в которой один из детей берет на себя роль учителя, организует моменты из распорядка школьной жизни, объясняет остальным ученикам учебный материал, разрешает смоделированную спорную ситуацию.
Ход урока
1. Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».
Учитель включает песню В.Я.Шаинского на стихи М.С.Пляцковского «Улыбка». В руках держит мягкую грушку из мультфильма « Крошка Енот».
-Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть!
-Какое настроение у крошки Енота? (Веселое, радостное, солнечное).
- Как вы это определили? (Он нам улыбается).
-Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация.
- Вспомните, что главное в теме «Мы - дружный класс». (Быть дружными)
- Какой класс называют дружным?
Проверка знаний учащихся с помощью компьютерных технологий. Работа с электронным приложением.
- Проверим свои знания. Выполним проверочную работу по теме «Мы – дружный класс».
-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
- Перечислите, кто входит в состав класса?
3. Постановка учебной задачи.
- Ребята, я нашла старинное высказывание: «Большая честь – других за собой весть».
- О ком можно так сказать? (полководец, ведущий в игре, учитель)
- Кто выполняет эту роль в классе? (учитель)
-Правильно, так в старину говорили об учителе.
-Тема нашего урока «Учитель – наставник и друг».
- Эпиграфом к нему служат слова В. А. Караковского: «Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого. Профессия учителя - мать всех профессий на Земле».
4. «Открытие» детьми нового знания.
-Как вы думаете, каким должен быть человек, который выбрал профессию учителя?
-Я предлагаю вам поработать в группах и ответить на заданный вопрос.
Работа с электронным приложением. Показ слайдов «Учитель – святое слово!»
-Учитель-святое слово. И называли им только достойных.
Учитель показывает слайды с изображением альпинистов, учеников на соревнованиях.
-Давайте проследим, почему альпинистам удалось покорить вершину самой высокой горы, а юным спортсменам одержать победу? Как вы думаете, ребята, с чего начинается совместная работа, игра?
-О какой роли учителя мы проговорили?
(ответы детей)
-Обратимся к теме нашего урока: « Учитель – наставник и друг». Все ли слова вам понятны? Что означает слово наставник?
Предположение детей
-Где мы можем узнать значение слова «наставник»? (ответы детей)
-Правильно, в словаре.
-Заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой:
Наставник – учитель и воспитатель, руководитель.
А слово « наставить» – научить кого-нибудь чему-нибудь хорошему.
- Кто же учитель? (Учитель – наставник и друг).
5. Первичное закрепление.
Работа с репродукцией картины Богданова-Бельского «Устный счёт», чтение текста, просмотр иллюстраций, проговаривание в громкой речи.
На экране слайд с репродукцией картины Богданова-Бельского «Устный счёт».
- А сейчас, ребята, давайте совершим путешествие в прошлое. Для этого нам придется снова стать маленькими, как на одном из прошлых уроков. На каком?» («Как мы общаемся с миром».)
Учитель пускает по столу волшебный клубочек. После этого ребята «уменьшаются» до «пальчиковых» человечков, «подходят» к репродукции и воображают, как они «входят в картину».
- Как изобразил художник учителя? Что можно сказать об учителе? (Он помогает детям учиться).
-Как относятся ученики к своему учителю? (Как к другу, товарищу).
- Когда происходит действие — давно или недавно?
-Из чего это можно понять? Что делают ученики? Что делает учитель? Какой учитель? Как вам кажется, шумно ли в классе? Зачем нужны занятия устным счетом?
(ответы детей)
-Художник Н.П.Богданов-Бельский изобразил своего учителя С. А. Рачинского и учеников. Можно ли сказать, что С. А. Рачинский не только учитель, но и друг для своих воспитанников?
(ответы детей)
Работа с электронным приложением. Показ слайдов «Учитель-друг».
Работа с учебником.
-Подходят ли пословицы на стр.30. по смыслу к репродукции.
Диагностическое задание из технологической карты
-А теперь заглянем в будущее. Выскажи пожелание: «Я хотел бы, чтобы мой учитель научил меня…».
Ребята высказывают свои мнения: «Я хотел бы, чтобы мой учитель научил меня…» «красиво писать…», «выразительно читать…», «быстро решать задачи…» и т.п.
Физкультминутка
6.Самостоятельная работа.
-Немного отдохнули. Принимаемся за работу. Вам нужно закончить пословицы подходящими по смыслу словами.
Работа с электронным приложением. Тренажер «Учитель и ученик».
7. Включение в систему знаний и повторение.
Просмотр фотографий на стр.31.Чтение текста «Учитель - что родитель».
-Ребята, что помогло нам заглянуть в прошлое? (Картина, воспоминания стали для нас окном в прошлое.)
-Как мы узнали, что происходило в классе народной школы много-много лет назад? А как еще можно сохранить счастливые мгновения нашей жизни?
(ответы детей)
- Правильно, с помощью фотографий.
Давайте заглянем в старый семейный альбом. Он расскажет нам историю, которая началась задолго до того, как на свет появились вы, ребята.
Учитель знакомит с текстом «Учитель - что родитель».
-Из поколения в поколения передаются семейные ценности и традиции, создаются семейные альбомы. Я сегодня не случайно принесла фотоальбом к нам на урок. В нем хранятся мои школьные фотографии.
(Учитель показывает свои школьные фотографии, рассказывает об учителях.)
-Посмотрите на фотографии учителей нашей школы, заслуживших уважение и почет. Ваши родители всех их очень хорошо знают и помнят.
-Из бесед с вашими родителями я узнала, что в каждой семье сохранилась традиция уважительного отношения к учителю. Это культурная традиция народов России передается из поколения в поколение. Я надеюсь, что вы, ребята, тоже будете помнить и уважать своих учителей.
Чтение детьми рассказов из рабочей тетради.
- Ваши мамы и папы дома составили и записали в рабочую тетрадь рассказ о своем учителе, предоставили свои школьные фотографии для оформления стенда. И сейчас мы узнаем истории из школьной жизни родителей.
Работа с электронным приложением. Проверочная работа «Достойный учитель»
-А сейчас проверьте, как усвоили материал на тему «Учитель – наставник и друг».
8.Итог урока.
-Наш урок подходит к концу. Над какой темой сегодня работали? Какой вывод сделаем? (Память об учителе остается на всю жизнь.) Ребята, а вы уже думали о том, кем вы станете в будущем? А кто из вас выбрал бы профессию учителя? Почему? (ответы детей)
В руках учителя альбом.
-Сегодня мы заведем альбом, в котором будут храниться фотографии из жизни нашего класса. Фотографии, которые мы поместили на стенд, вклеим в альбом.
- Ребята, как в школе определяют, что пришла пора начинать или заканчивать урок? (Звенит звонок) Правильно! Звонок - незаменимый помощник учителя. Я раздам вам колокольчики, вы раскрасите их по своему вкусу. А потом мы приклеим ваши колокольчики к большому листу бумаги. У нас получится яркая аппликация!
Учитель раздает бумажные колокольчики и в это время читает стихотворение:
Хочу я вам сегодня пожелать
Всегда к вершинам знания стремиться,
И в жизни никогда не отступать,
И только с удовольствием учиться!
- Посмотрите, какие яркие, красивые колокольчики у нас получились. А вот и звонок! Урок подошел к концу. Спасибо вам за работу!
Рекомендации для занятий в семье. Дома вместе с детьми рассмотрите школьные фотографии родных из семейного альбома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Рассказ "Мой друг и наставник"
Рассказ о старшем товарище, наставнике и просто хорошем человеке...
Эссе "Учитель-друг и наставник"
В статье раскрывается роль учителя в воспитании младшего школьника. Учитель должен не только учить, но и быть другом и наставником маленьких детей. Очень важен здесь личный пример самого учителя....
Учитель-наставник и друг.
Урок окружающего мира в 1 классе....
Учитель наставник и друг
Учитель наставник и друг...
Презентация к уроку окружающий мир "Учитель-наставник и друг"
Иллюстрация к уроку окружающего мира УМК "Перспектива" 1 класс...
Статья на тему: "Учитель-воспитатель, наставник и друг".
Эта статья предназначена для родителей будущих первоклассников, воспитателей и учителей....