«Временные представления: год, месяц, неделя, сутки» (1 класс)
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Временные представления: год, месяц, неделя, сутки. Обогащение словаря словами, обозначающих названия времен года, месяцев года, дней недели, четыре времени суток. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов «до», «за», «перед», «после», «между».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urokov_mesyatsy_goda.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект 2 логопедических занятий «Временные представления: год, месяц, неделя, сутки» (1 класс)
учитель-логопед Александрова С.А.
Логопедическая тема:
Временные представления: год, месяц, неделя, сутки. Обогащение словаря словами, обозначающих названия времен года, месяцев года, дней недели, четыре времени суток. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов «до», «за», «перед», «после», «между».
Грамматическая тема: знакомство с правописанием слов, обозначающих названия времен года, месяцев года, дней недели, четырех времен суток.
Лексическая тема:
Расширение и активизация лексического запаса учащихся по теме: «Временные представления: год, месяц, неделя, сутки»; предлогами «до», «за», «перед», «после», «между».
Цели:
Уточнение понятий о единицах времени: год, времена года, месяцы года, дни недели, четыре времени суток. Упражнение в перечислении месяцев года. Запоминание написаний слов, обозначающих названия времен года, месяцев года, дней недели, четырех времен суток. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов «до», «за», «перед», «после», «между».
Задачи:
1. Коррекционные:
- уточненить понятия о единицах времени;
- уточненить временные взаимоотношения;
- развивать фонематическое восприятие, слоговой анализ;
- корректировать и развивать высшие психические функции (слухоречевую память, зрительное и слуховое внимание);
-уточненить значения предлогов;
- развивать общую и ручную моторику;
2.Образовательные:
- формировать навыки знаковой символики;
- развивать оптико-пространственные представления;
- актуализировать и пополнять словарный запас учащихся словами, обозначающих названия времен года, месяцев года, дней недели, частей суток;
- заучивать написание слов, обозначающих названия времен года, месяцев года, дней недели, частей суток;
- работать над развитием связной речи учащихся;
3. Воспитательные:
- воспитание любви к планете Земля;
- развитие умения слушать и слышать окружающих;
- формировать навыки самоконтроля;
Здоровьесберегающая технология «Цветотерапия» на логопедическом занятии.
Цель: применение здоровьесбережения в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
- обучить детей приемам сохранения здоровья;
- восстановления сил; стимуляции работоспособности и мышления;
- снятия напряжения; развитие внимания;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мяч, мнемосхемы, карточки с заданиями, разрезанная на 7 частей цветная картинка « Зимние игры детей».
N п/п | Содержание | Примечание |
I II. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. III. 17. | Организационный момент Приветствие. Уточнение пространственно-временных представлений. - Какое сегодня число, день недели? Какой идёт месяц? -Перечислите месяцы года. Основная часть -Тема занятия: «Единицы измерения времени: год, времена года, месяцы года, дни недели, сутки». Будем учиться перечислять месяцы года по порядку.
-А сейчас давайте отдохнем. Предлагаю посмотреть фильм «Цветотерапия» Этот фильм придаст вам сил, улучшит ваше настроение. Ученые выяснили, что голубой, синий, зеленый цвета действуют на наш организм успокаивающе, снимают волнение, уменьшают усталость. Желтый цвет наполняет нас радостью и оптимизмом. Оранжевый цвет стимулирует аппетит, красный цвет излучает тепло, лечит простуду. -Мы с вами живем на планете Земля. Наша планета вращается вокруг своей оси. Это вращение обеспечивает смену света и темноты. Один поворот вокруг оси называется сутки. Сутки это утро, день, вечер, ночь. Обратите внимание, как пишутся названия времен суток. -Назовите 4 времени суток. -Напечатайте в тетради название 3 по счету времени суток. Подчеркните 2 гласную «е». Наша планета вращается вокруг Солнца. Один круг вокруг Солнца называется год. -Назовите четыре времени года. Сейчас идет зима. Назовите следующие времена года. -Перед вами одна и та же местность, но сфотографирована зимой, весной, летом и осенью. -Давайте определим цвет каждого времени года. Какой цвет соответствует зиме? весне? лету? осени? Работа учеников в тетради. Сейчас идет зима. -Назовите 3 месяца зимы. Запишите 1 буквы названий месяцев. «Дяф, дяф»- лает собака. «Холодно, темно» -Назовите 3 месяца весны. Запишите 1 буквы названий весенних месяцев. -Действительно, 1 праздник весны, праздник мам. -Назовите 3 месяца лета. Запишите 1 буквы названий летних месяцев. «Ииа, ииа»- кричит ослик. «Тепло, светло, много травы. Я сыт» -Назовите 3 месяца осени. Запишите 1 буквы названий осенних месяцев. Действительно насекомые, некоторые звери осенью впадают в спячку. Да и человек становится более сонливым. Вечером темно. Часто идут дожди. дяф мам ииа сон -Кто может, пользуясь записью, перечислить месяцы года? -Названия месяцев года пишутся с маленькой буквы, если не стоят в начале предложения. -Обратите внимание, пишется сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, а не «сентяборь, октяборь, нояборь, декаборь» -Слова, обозначающие названия месяцев года пишутся с «ь» в конце слова. -Сосчитайте. Сколько слов, обозначающих месяцы года пишутся с «ь» в конце слова. Названия месяцев года берут свое начало от древних римлян. Январь - назван в честь бога Януса. Февраль - по имени Фебра, древнеитальянского бога Март - в честь бога войны Марса Апрель - от слова открывать, указывает на открытие весны. Май - посвящен богине весны Майе. Июнь - посвящен богине брака и материнства Юноне. Август - в честь римского полководца Юлия Цезаря Сентябрь - означает седьмой, у римлян сентябрь был 7 месяцем года Октябрь - означает восьмой, у римлян это был 8 месяц года. Ноябрь - означает девятый, у римлян ноябрь был 9 месяцем года. Декабрь - означает десятый, у римлян декабрь был10 месяцем года. Впишите пропущенные времена года. ------ лето ------ -------- ----- зима ------ -------- ------ ------ осень ------ ------ весна ------- ------ весна ------ осень ------ лето ------- зима ------- -Какое время года идет до лета? после лета? после осени? -Какое время года идет до зимы? после зимы? после весны? -Какое время года идет перед осенью? после осени? Перед летом? -Какое время года идет до весны? После весны? Следует за летом? -Какое время года располагается между весной и осенью? Следует за осенью? - Какое время года идет после лета, до зимы? после зимы? -Какое время года любите вы? Почему? -Давайте послушаем, потом перескажем короткий рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания» - Как вы поняли, какое время года любил мальчик? -Участвовать в пересказе будут все ученики. Каждый ученик готовит пересказ об одном времени года. Помогут нам пересказать схемы- рисунки. -Рассмотрите схемы-рисунки. Я сейчас буду читать. А вы раскладывайте схемы в дорожку, чтобы они соответствовали тексту. Пересказ должен быть близким к авторскому. - Постарайтесь запомнить отрывок дословно. Логопед читает рассказ 2 раза, а затем звучит пересказ учеников. Митя любил все времена года. - Давайте составим схему этого предложения. Осенью в саду собирали яблоки. - Давайте составим схему этого предложения Один ученик составляет схему на доске, остальные в тетради. Неделя-единица измерения времени. -Сколько это дней? Назовите их. Посмотрите как пишутся эти слова . -Какую ошибку может допустить ученик? -Напечатайте в тетради название четвертого по счету дня недели.
Игра «Пятый лишний» Я прочитаю слова столбика, которые подходят к одному времени года. Одно слово из всех, к этому времени года не подходит. Определите это слово. Мяч валенки сосульки желтые листья Скакалка снеговик грибы лужи Панама велосипед ягоды грачи Санки снег перелетные птицы ледоход купальник сугробы листопад сирень Игра с мячом. Дети с логопедом перекидывают друг другу мяч , перечисляют месяцы года, времена года, дни недели, 4 времени суток. Во время занятия логопед, за правильно выполненные задания, выдавал части разрезанной на 7 частей картинки «Зимние игры детей» -Молодцы, вы почти всегда верно выполняли задания. Давайте посмотрим, получится ли у нас целая картинка из данных частей. -Из частей получилась картинка. - Какое время года изображено? Почему вы так решили? -Какой это месяц года? Почему так решили? -Какой это день недели? -Какое это время суток? Почему так решили? Итог урока. –Чему учились на уроке? Благодарю вас за работу. Молодцы. - Попрощайтесь с гостями.
| Ученики называют месяцы года не по порядку, или не все. Утро, день, вечер, ночь. вечер весна, лето, осень. белый голубой зеленый желтый
декабрь, январь, февраль. дяф Март, апрель, май мам июнь, июль, август. ииа сентябрь, октябрь, ноябрь сон Декабрь, январь…
9 слов Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. весна, осень, зима осень, весна, лето весна, лето, зима зима, лето, осень лето, зима осень, весна весна, осень, зима осень, весна лето лето, зима весна зима, лето, осень лето, зима осень, весна все времена года __ __ __ __ __ Ученики рассматривают схемы-рисунки, раскладывают схемы в дорожку пересказывают текст __ __ __ __ __ В предложении 5 слов. Первое слово пишем с большой буквы, в конце предлож. ставим точку. __ _ __ __ __
понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. четверг санки, велосипед, сосульки, желтые листья
ученики собирают картинку из частей. зима Это может быть декабрь, январь или февраль. Это месяцы зимы. Любой из 7 дней недели. День, т.к. светло, а зимой рано темнеет. Запоминали названия, перечисляли времена года, месяцы года, дни недели, времена суток. |
II I II III I II III
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. III. 17. | - Какие ландыши? - Какие кочки? - Какая лиса? - Какой соловей? - Какие птички? - Какие бабочки? - Какая девочка Настя? - Какие лужи? - Какие грибы? - Какие мыши? -Какие ежи? Подведение итога занятия. - Чему учились на занятии? 2 занятие Организационный момент. Сегодня продолжим работу по опоре-картинке побываем с девочкой Настей на лесной поляне. Логопед с учениками по таблице повторяют написание гласных после шипящих, сочетаний -Какие ошибки можно допустить при написании слов с этими сочетаниями? - Отправляемся на лесную поляну, будем подбирать к данным им. сущ. подходящие по смыслу глаголы. 1. - Запишите один из подходящих глаголов. - Что делает роща? - Что делает чаща? - Что делают ужи? - Что делает белочка? - Что делает веточка? - Что делает шишки? - Что делают ландыши? - Что делают кочки? - Что делает лисичка? - Что делает соловей? - Что делают птички? - Что делают бабочки? - Что делает девочка? - Что делают лужи? - Что делают грибы? - Что делают мыши? - Что делают ежи? 2. – Прочитайте слова по строчкам слева направо. У вас получились предложения. Подведение итога занятия. - Чему учились на занятии? 3 занятие Организационный момент. - Сегодня продолжим работу по опоре-картинке. Опираясь на записи предыдущего урока, вы напишите рассказ, о том, что удалось увидеть девочке Насте на лесной поляне. 1. - Давайте повторим составные части текста. 1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение. _ В первой части текста напишите, где происходит действие, какое время года, кто совершает действие. - употребите слово « однажды». -Во второй части текста перечислите, что удалось увидеть и услышать девочке на лесной поляне. - В третьей части текста выразите чувства, которые испытала девочка, после того, как столько увидела и услышала на поляне леса. 2. Самостоятельная работа учеников на черновике. 3. Логопед с каждым учеником редактируют текст, как правило, поправляют границы предложений, исправляют ошибки лексические и орфографические. Подведение итога занятия. - Чему учились на занятии? 4 занятие 1. Ученики переписывают текст с черновика на заготовленную логопедом основу с рисунком. 2. Ученики подчеркивают сочетания, которые им удалось употребить в тексте, подсчитывают их количество. 3.Ученики раскрашивают рисунок основы. 4. Логопед определяет учеников, которым удалось больше других употребить в тексте слов с сочетаниями, выдает призы, оформляет выставку работ учащихся. Благодарит учеников за выполнение творческой работы, выражает надежду, что теперь ученики будут писать слова с сочетаниями без ошибок. | лесные, душистые травяные, зеленые рыжая, молодая, хитрая голосистый, лесной заботливые, маленькие легкие, яркие, разноцветные умная, смелая дождевые, глубокие крепкие, крупные, старые серые, проворные, юркие колючие, незаметные писали слова с сочетаниями « жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, ст, оро,оло, раст, рос, щн, ци. подбирали подходящие к картинке «На лесной поляне» им. сущ, им. прилагательные. жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, ст, оро,оло, раст, рос, щн, ци.
шумит, растет, высится шумит, растет, высится ползают, охотятся грызет, прыгает качается, прогнулась зреют, зеленеют цветут, благоухают сохнут, высятся нюхает, охотится поет, заботится летают, поют порхают, кружатся смотрит, слушает подсыхают, стоят растут, появляются прячутся, пищат нюхают, шуршат ученики по очереди читают свои рассказы. - писали слова с сочетаниями « раст, ча, ща» -подбирали подходящие к картинке «На лесной поляне» глаголы к данным им. сущ. повторяли составные части текста, писали текст, выражая мысли предложениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по математике и истории в 3 классе "Единицы времени. Год. Месяц. Неделя"
Данный урок не только знакомит, но расширяет представление учащихся о хорошо известных нам единицах времени....
конспект урока математики«Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.» , учебник М.И.Моро, 1 класс, 1 часть
Конспект урока математики в 1 классе на тему: «Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространс...
Урок математики в 3 классе по теме: "Единицы времени: год, месяц, неделя, сутки"
Цель: ознакомление с единицами времени: год, месяц, неделя, сутки.Задачи:1. Формировать у детей представление о годе, месяце, неделе, сутках, познакомить с табелем-календарём.2. Совершенствовать умени...
Единицы измерения времени (сутки, месяцы, неделя)
Цель деятельности учителя:- развитие временных представлений учащихся;- формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения времени;- отработка вычислительных навыков.Планируемые...
Технологическая карта урока математики по теме "Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)" 1 класс «Школа России».
Формирование представления « раньше, позже, сначала, потом»; закрепление умений считать предметы; сравнивать группы предметов....
статья "РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
При работе по уточнению и развитию временных представлений у школьников должны быть сформированы понятия об основных единицах времени, о периодах человеческог...
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В данной статье представлены рекомендации, необходимые для работы на логоредических занятиях в начальных классах....