Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] — [Т]»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Наумова Лилия Александровна

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] — [Т]»

Цель:

- профилактика дисграфии и дислексии; -уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т]; - развитие фонематического восприятия; - развитие навыков звукового анализа и синтеза ; -обогащение словаря детей; -закрепление знаний языковых норм; -способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков); -способствовать формированию устанавливать причинно-следственные связи;

Оборудование:

зеркала;

буквы «д» и «т» на каждого ребенка;

колокольчики из самоклейки;

полоски для выкладывания букв;

полоски для выкладывания схемы предложения;

демонстрационный материал «СМАРТ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_d-t.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] — [Т]»

Цель:

- профилактика дисграфии и дислексии; -уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т]; - развитие фонематического восприятия; - развитие навыков звукового анализа и синтеза ; -обогащение словаря детей; -закрепление знаний языковых норм; -способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков); -способствовать формированию устанавливать причинно-следственные связи;

Оборудование:

зеркала;

буквы «д» и «т» на каждого ребенка;

колокольчики из самоклейки;

полоски для выкладывания букв;

полоски для выкладывания схемы предложения;

демонстрационный материал «СМАРТ»

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Игра «Лопни шарик».

Дети дотрагиваются до шарика, шарик лопается, называют появившуюся букву и садятся на место.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

На интерактивной доске появляются картинки (дом, Том)

- Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (дом, Том).

-Назовите звуки по порядку.

- Сколько звуков в этих словах(3 звука).

- Это очень похожие слова «дом Том».

- А в чем их различие?

- В слове «дом» первый звук - [д].

- В слове «Том» первый звук - [т].

- Посмотрите, поменяли один звук, а изменилось все слово.

- Сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы [д] и [т] для того, чтобы их не путать.

-Давайте вспомним правило.

Правилозвуки слышим и произносим, а букву видим и пишем.

4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ

- Давайте сравним и дадим характеристику нашим звукам.

- Произнесите звуки [д] и [т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков(Одинаково).

- Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные.

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д](Дрожит).

- С голосом или без голоса произносится этот звук(С голосом).

- А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука(Не дрожит). Значит, звук произносится без голоса.

- Какой вывод мы можем сделать?

Звук [д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «д» на письме и при чтении. А звук [т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «т» на письме и при чтении.

[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.

[д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.

-Перед вами лежат буквы и колокольчики, приклейте каждой букве нужный колокольчик.

(Дети под буквой из самоклейки приклеивают колокольчик)

ФИЗМИНУТКА

Руки кверху поднимаем

А потом их опускаем

А потом к себе прижмем

А потом их разведем

А потом быстрей быстрей

Хлопай топай веселей.

5. СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ

-Вспомните, из каких элементов состоят буквы «т» и «д».

-На что похожа буква «т»«д» (показ букв)

-Выложите из синих полосок буквы Т, Д.

- А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то что они образуют? (Слог).

6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ

(на доске появляются слоги)

- Давайте прочтем слоги.

АТ, ОТ, УТ, ИТ ТА, ТО, ТУ, ТИ

АД, ОД, УД, ИД ДА, ДО, ДУ, ДИ

-а если мы добавим одну букву получится у нас слово?

(дети добавляют буквы и читают получившиеся слова)

- А что образуется из слогов(Слова).

7. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Игра «Разложи картинки» на доске находятся картинки в названиях которых есть звуки «т»«д». Дети поделившись на команды раскладывают по ящикам картинки с заданным звуком и определяют позицию звука в слове.

- Молодцы справились с этим заданием хорошо.

- Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения).

8. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Игра «Собери предложение». Дети переставляют слова и называют получившиеся предложение. На каждое предложение появляется картинка. Дети считают количество слов в предложении и выкладывают схему предложения.

У, дом, в деревне, дедушки.

Пруд, деревни, около.

Летом, Тёма, был, у, дедушки.

- Подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

- Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ).

- Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.

- У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.

- Как можно озаглавить наш текст?

9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- Какие звуки мы научились различать? ([т], [д]).

- Дайте краткую характеристику этих звуков.

[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.

[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

- Для чего мы учились различать эти звуки?

(Чтобы писать без ошибок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия на дифференциацию звуков С-Ц...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ч] - [ щ].

Тема логопедического занятия: «Дифференциация  звуков[Ч] -  [Щ]».. В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционны...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ .Дифференциация звуков Б-П

Тема: Дифференциация звуков Б-П.5 б класс 05.12.2013(учитель-логопед: Н.В. Некрасова, МС(к)ОУVIII вида) Задачи:Образовательные: развивать слуховую дифференциацию звуков Б и П;развивать умение соо...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’"

Тема: Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’(учитель-логопед: Н.В. Некрасова, МС(к)ОУVIII вида) Задачи:Образовательные:учить различать звуки [Г] - [К];выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, сло...

Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков (з) и (с)".

Конспект занятия на тему: Дифференциация звуков (з)-(с) написан для учащихся 5-ых классов специальной коррекционной школы VIII вида. У учащихся с нарушением интеллекта нарушена регуляция эмоций, низки...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "

Конспект логопедического занятия  "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "...

Конспект логопедического занятия, дифференциация звуков Ч-Ш

1 Соотносить их с буквами Ч, Ш;3. Развивать слуховое и речевое внимание;4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов...