Акустическая дисграфия. Основные этапы и направления коррекционно-логопедической работы
статья по логопедии на тему

Артемьева Алёна Сергеевна

В статье представлены теоретические основы, этапы и направления коррекционно-логопедической работы с детьми с акустической формой дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akusticheskaya_disgrafiya.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Акустическая дисграфия. Основные этапы и направления коррекционно-логопедической работы

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), предлагаю различные методики коррекционной работы.

При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

У детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв на письме:

- звонкие – глухие согласные (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш);

- лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю);

- соноры (Л, М, Н, Р, Й);

- свистящие и шипящие (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ);

- аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС).

Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
  3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
  4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
  5. Определение положения звука по отношению к другим.

К концу коррекционного обучения дети должны знать:

- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;

- все буквы и звуки родного языка;

- отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- гласные и согласные звуки;

- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости-глухости.

К концу обучения дети должны уметь:

- узнавать и различать гласные и согласные звуки;

- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- производить фонетический разбор слова;

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем – шипящие, аффрикаты и соноры).

Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: З-С, Ж-Ш, В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.

В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой, но также не исключена возможность индивидуальных занятий по устранению акустической дисграфии.

Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.

  1. Подготовительный.
  2. Основной.

III. Заключительный.

Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.
  2. Развитие слуховых дифференцировок.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.

Основные задачи и направления работы основного этапа.

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.
  2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

  1. Закрепление полученных знаний.
  2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.

Логопедические занятия должны базироваться на современных в логопедии требованиях:

- тема и цель занятия пронизывает все этапы работы;

- занятия максимально насыщены изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом;

- на занятиях сочетаются учебные и игровые методы работы;

- проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия;

- происходит постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи.

Параллельно должна вестись работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.

Список использованной литературы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М.: ГНОМ, 2014.
  3. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии / Развитие и коррекция. Вып. 10. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

Коррекционно-логопедическая работа с младшими школьниками с ДЦП по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии

Нарушение письма у младших школьников  изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точн...

Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.

Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Дифференцированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми по преодолению акустической дисграфии

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений письменной речи у учащихся начальных классов...

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания на 2016/17 учебный год

Рабочая программакоррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознаванияна 2016/17 учебный год...

Обобщение опыта Тема: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии»

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ". Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребено...