Дифференциация твердых и мягких согласных.
методическая разработка по логопедии на тему
Распространенными ошибками среди учащихся начальной школы являются замены твердых и мягких звуков при чтении и неправильное обозначение мягкости согласных на письме ( Я – ЙА, Я –А, Я –ЬА, ЬЯ) Различение мягких и твердых согласных опирается на точность слухового восприятия и кинестетического контроля, на четкость произносительных навыков. Ошибки обусловлены целым рядом факторов:
- неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки,
- несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести – твердый или мягкий и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_tverdyh_i_myagkih_soglasnyh.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация твердых и мягких согласных.
Распространенными ошибками среди учащихся начальной школы являются замены твердых и мягких звуков при чтении и неправильное обозначение мягкости согласных на письме ( Я – ЙА, Я –А, Я –ЬА, ЬЯ) Различение мягких и твердых согласных опирается на точность слухового восприятия и кинестетического контроля, на четкость произносительных навыков. Ошибки обусловлены целым рядом факторов:
- неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки,
- несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести – твердый или мягкий и др.
Для преодоления ошибок чтения и письма проводится следующая работа:
А) слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных в словах,
Б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих согласные звуки , так одна и та же буква предполагает двоякое звучание, твердое и мягкое, в зависимости от последующей буквы,
В) усвоение в процессе чтения того, что перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И согласные мягкие,
Г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно в прямых открытых слогах,
Д) обозначение мягкости согласных на письме с помощью йотированных гласных букв Е, Ё, Я, Ю, а также И.
А. Слухопроизносительная дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Для более четкого понимания твердости и мягкости согласных звуков можно использовать опоры : камень – подушечка (поролоновая), стул – диван.
Логопедическая работа по дифференциации на слух и в произношении осуществляется по следующему плану (на примере дифференциации звуков м — м’).
а) Дифференциация изолированных твердых и мягких звуков.
Ц ел ь: научить детей различать на слух и в произношении звуки м и м’, выделять из слогов и слов твердые и мягкие звуки м—м’
1. Рассматривание картинок на слова-квазиомонимы МЫЛО — МИЛА.
2. Беседа по картинкам.
— Что нарисовано на первой картинке? (Мыло.)
— Что нарисовано на второй картинке? (девочка.)
— Эту девочку зовут Мила.
— Итак, что нарисовано на первой картинке? (Мыло.) Как зовут девочку на картинке? (Мила.) Повторите эти слова.
3. Выделение первых звуков в словах.
Дети еще раз повторяют слова (мыло и Мила) и определяют, что в слове МЫЛО первый звук . а в слове МИЛА — м’.
4. Сравнение звуков м и м’
Логопед произносит эту пару звуков (м — м’), затем просит детей повторить их.
— Одинаково ли произносятся звуки м и м’? (Неодинаково.)
— При каком звуке губы больше растянуты? (При звуке м’.)
— Какой звук произносится с большим усилием, напряжением? (Звук м’)
Далее логопед делает вывод: звук м’ произносится с большим напряжением губ, чем м.
Сравнивается звучание м и м’ Логопед произносит оба звука и задает вопрос:
— Какая разница в звучании этих звуков?
Если дети затрудняются в ответе, то следует поставить дополнительные вопросы:
— Какой звук звучит более твердо — м или м’? (м.)
— Какой звук звучит более мягко — м или м’? (м’.)
— Значит, как звучит м’? (Мягко.) А как звучит м? (Твердо.)
Делается вывод: м звучит твердо, он твердый; звук м’ звучит мягко, он мягкий.
5. Соотнесение звуков м и м’ с буквой.
— Какой буквой обозначаются звуки м и м’? (Буквой м.)
— Одной буквой обозначаются и твердый, и мягкий звук м. Чтобы различать твердые и мягкие звуки, возьмем букву м зеленого и синего цвета. Синяя буква будет обозначать твердый звук м, а зеленая буква — мягкий звук м’.
6. Составление графической схемы слов мыло, Мила.
— В слове мыло какой первый звук? (м.) Это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Какой буквой мы обозначим его — зеленой или синей? (Синей.)
В схеме под картинкой ставится синяя буква м.
— В слове Мила какой первый звук? (м*) Это твердый или мягкий? (Мягкий.) Какой буквой обозначим этот звук — зеленой или синей? (Зеленой.)
В схеме под картинкой ставится зеленая буква м.
— В каком же слове звук м твердый? (В слове мыло)
— В каком слове звук м мягкий — м’? (В слове Мила)
Дифференциация звуков м — м’ в слогах
Рекомендуются следующие задания:
1. Поднять зеленую букву м, если в слове мягкий звук М* , поднять синюю букву м, если в слове твердый звук м. ( предлагаются слоги с твердыми и мягкими звуками м и м’)
2. Прочитать слоги со звуками м и м’, подчеркнуть зеленым или синим цветом в зависимости от того, какой звук (твердый или мягкий) они обозначают
3. диктант слогов с твердыми и мягкими звуками (м, м’) Подчеркнуть буквы м зеленым или синим карандашом.
Дифференциация звуков м — м’ в словах
1. Поднять зеленую или синюю букву м в зависимости от того, твердый или мягкий звук м в слове.
а) Со звуками м — м’ в начале слова:
малина, мяч, молния, муха, мясо, мел, мед, мишка, мышка, мох, мех, мыло, Мила, метро, молоко, маши, Митя, мыть, минута, малыш, мак, миска, медведь, м роз, мама, молоток, мухомор, матрешка.
б) Со звуками м - м’ в середине слова:
камыш, смех, камень, дома, помидор, ломать, темно, семь, замок, заморозил, смородина, скамья, лампа, комната.
2. Распределить картинки на две группы. Если в названии картинки твердый звук м, то картинка кладется под синей буквой м, если мягкий — под зеленой м.
3. Подобрать слова на твердый звук м.
4. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого звука М*
5. Заменить в предлагаемых на слух словах твердый согласный м на мягкий согласный м Назвать слово, которое получится. Сравнить по значению и звучанию пары слов:
мыло — Мила, мал — мял, мыл — мил, мать — мять, мышка — мишка.
6. Добавить слог с твердым или мягким звуком м. Определить, какой звук — твердый или мягкий?
До…, хо …, .. .локо, ...шина, .. .тя, ...ша, ...газин, ….нута.
7. Записать слова, подчеркнуть букву м карандашом зеленого или синего цвета.
8. Разделить страницу тетради на две части Слева записать букву м синим карандашом, справа букву м — зеленым карандашом. .Логопед читает слова. Дети рисуют кружочком под синей буквой, если звук в слове твердый, и под зеленой буквой — если звук в слове мягкий. Каждый кружок записывается с новой строчки. Во втором классе дети записыва- ют слова.
9. Отгадать загадки. В отгадках определить, твердый или мягкий звук в слове. -
Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок.)
Красна девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)
Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.)
10. Игра в лото.
На карточках картинки, в названии которых имеется твердый м или мягкий м’. Логопед называет слова. Дети закрывают картинку синей буквой, если звук м в слове твердый, и зеленой буквой — если звук м’ (мягкий).
Дифференциация звуков м — м’ в предложениях.
1. Придумать предложения со словами-квазиомонимами:
мыла — Мила, мал — мял, мыл — мил, мышка — мишка.
2. Придумать по картинкам предложения, включающие слова со звуками м и м’.
3. Найти в предложениях слова со звуками м и м’ определить их место. Примерные предложения:
Мама положила в сумку помидоры. Там
ара споткнулась о камень. Митя сорвал с клумбы ромашки. Маша построила домик из кубиков. Медвежонок съел много меду. Малыш смеется. *
4. Вставить пропущенные буквы карандашом синего или зеленого цвета, в зависимости от того, какой звук в слове — твердый или мягкий:
...альчики пой...али ...ышку. В лесу растет ...ягкий ...ох. .. ы рисуе... до.. .ик.
5. Диктант предложений, включающих слова со звук м и м’.
Мама купила лимоны. Сама пила морс. Миша кормит кур. Митя ест помидор. Маше семь лет. Мы моем пол. У меня бумажный змей.
Дифференциация звуков м — м’ в текстах
С целью развития навыков дифференциации звуков м — м* в текстах детям даются аналогичные задания. Тексты долны включать слова со звуками м— м’
Маша посадила семена в землю. Из семян выросли маленькие ростки. А летом на клумбе за цвели маки и ромашки.
Аналогичная работа проводится по дифференциация других пар твердых и мягких согласных.
Как только дети научатся различать твердые и мягкие согласные на слух, можно перейти к следующей теме — “Обозначение мягких согласных на письме”, т.е. к усвоению того, что буквы е, ё, ю, я, и, ь обозначают мягкость предыдущего согласного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по логопедии "Дифференциация твердых и мягких согласных"
Конспект логопедического занятия, для учащихся 2 класса с логопедическим заключением дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.
Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...
Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.
Конспект подгруппового занятия в 1 классе...
Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"
Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)Цели:Образовательные:- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;-...
Дифференциация твердых и мягких согласных. Буквы О-Ё( 2 класс)
Технологическая карта Конспект подгруппового логопедического занятия для обучающихся по АООП НОО вариант 5.2 Дифференциация твердых и мягких согласных. Буквы О-Ё( 2 класс) Тема:...
Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России
Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...
Дифференциация твердых и мягких согласных у учащихся 3 классов
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Класс: 3 класс Учитель- логопед: Подорожняя Зинаида КонстантиновнаЛо...