Дифференциация твердых и мягких согласных.
методическая разработка по логопедии на тему

Набережных Наталья Борисовна

Распространенными ошибками среди учащихся начальной школы являются замены твердых и мягких звуков при чтении и неправильное обозначение мягкости согласных на письме ( Я – ЙА,  Я –А, Я –ЬА, ЬЯ)  Различение мягких и твердых согласных опирается на точность слухового восприятия и кинестетического контроля, на четкость произносительных навыков. Ошибки обусловлены целым рядом факторов:

 - неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки,

-  несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести – твердый или мягкий и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_tverdyh_i_myagkih_soglasnyh.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация твердых и мягких согласных.

        Распространенными ошибками среди учащихся начальной школы являются замены твердых и мягких звуков при чтении и неправильное обозначение мягкости согласных на письме ( Я – ЙА,  Я –А, Я –ЬА, ЬЯ)  Различение мягких и твердых согласных опирается на точность слухового восприятия и кинестетического контроля, на четкость произносительных навыков. Ошибки обусловлены целым рядом факторов:

 - неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки,

-  несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести – твердый или мягкий и др.

         Для  преодоления ошибок чтения и письма проводится следующая работа:

А) слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных в словах,

Б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих согласные звуки , так одна и та же буква предполагает двоякое звучание, твердое и мягкое, в зависимости от последующей буквы,

В) усвоение в процессе чтения того, что перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И согласные мягкие,

Г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно в прямых открытых слогах,

Д) обозначение мягкости согласных на письме с помощью йотированных гласных букв Е, Ё, Я, Ю, а также И.

А. Слухопроизносительная дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

        Для более четкого понимания твердости и мягкости согласных звуков можно использовать опоры : камень – подушечка (поролоновая), стул – диван.

        Логопедическая работа по дифференциации на слух и в произношении осуществляется по следующему плану (на примере дифференциации звуков м — м’).

а) Дифференциация изолированных твердых и мягких звуков.

Ц ел ь: научить детей различать на слух и в произношении звуки м и м’, выделять из слогов и слов твердые и  мягкие звуки м—м’

1. Рассматривание картинок на слова-квазиомонимы МЫЛО — МИЛА.

2. Беседа по картинкам.

— Что нарисовано на первой картинке? (Мыло.)

— Что нарисовано на второй картинке? (девочка.)

— Эту девочку зовут Мила.

— Итак, что нарисовано на первой картинке? (Мыло.) Как зовут девочку на картинке? (Мила.) Повторите эти слова.

3. Выделение первых звуков в словах.

Дети еще раз повторяют слова (мыло и Мила) и определяют, что в слове МЫЛО первый звук . а в слове МИЛА — м’.

4. Сравнение звуков м и м’

Логопед произносит эту пару звуков (м — м’), затем просит детей повторить их.

— Одинаково ли произносятся звуки м и м’? (Неодинаково.)

— При каком звуке губы больше растянуты? (При звуке м’.)

— Какой звук произносится с большим усилием, напряжением? (Звук м’)

Далее логопед делает вывод: звук м’ произносится с большим напряжением губ, чем м.

Сравнивается звучание м и м’ Логопед произносит оба звука и задает вопрос:

— Какая разница в звучании этих звуков?

Если дети затрудняются в ответе, то следует поставить дополнительные вопросы:

— Какой звук звучит более твердо — м или м’? (м.)

— Какой звук звучит более мягко — м или м’? (м’.)

— Значит, как звучит м’? (Мягко.) А как звучит м? (Твердо.)

Делается вывод: м звучит твердо, он твердый; звук м’ звучит мягко, он мягкий.

5. Соотнесение звуков м и м’ с буквой.

— Какой буквой обозначаются звуки м и м’? (Буквой м.)

— Одной буквой обозначаются и твердый, и мягкий звук м. Чтобы различать твердые и мягкие звуки, возьмем букву м зеленого и синего цвета. Синяя буква будет обозначать твердый звук м, а зеленая буква — мягкий звук м’.

6. Составление графической схемы слов мыло, Мила.

— В слове мыло  какой первый звук? (м.) Это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Какой буквой мы обозначим его — зеленой или синей? (Синей.)

В схеме под картинкой ставится синяя буква м.

— В слове Мила какой первый звук? (м*) Это твердый или мягкий? (Мягкий.) Какой буквой обозначим этот звук — зеленой или синей? (Зеленой.)

В схеме под картинкой ставится зеленая буква м.

— В каком же слове звук м твердый? (В слове мыло)

— В каком слове звук м мягкий — м’? (В слове Мила)

Дифференциация звуков м — м’ в слогах

Рекомендуются следующие задания:

1. Поднять зеленую букву м, если в слове мягкий звук М* , поднять синюю букву м, если в слове твердый звук м. ( предлагаются слоги с твердыми и мягкими звуками м и м’)

2. Прочитать слоги со звуками м и м’, подчеркнуть  зеленым  или синим цветом в зависимости от того, какой звук (твердый или мягкий) они обозначают

3.  диктант слогов с твердыми и мягкими звуками (м, м’) Подчеркнуть буквы м зеленым или синим карандашом.

Дифференциация звуков м — м’ в словах

1. Поднять зеленую или синюю букву м в зависимости от  того, твердый или мягкий звук м в слове.

а) Со звуками м — м’ в начале слова:

малина, мяч, молния, муха, мясо, мел, мед, мишка, мышка, мох, мех, мыло, Мила, метро, молоко, маши, Митя, мыть, минута, малыш, мак, миска, медведь, м роз, мама, молоток, мухомор, матрешка.

б) Со звуками м - м’ в середине слова:

камыш, смех, камень, дома, помидор, ломать, темно, семь, замок, заморозил, смородина, скамья, лампа, комната.

2. Распределить картинки на две группы. Если в названии картинки твердый звук м, то картинка кладется под синей буквой м, если мягкий — под зеленой м.

3. Подобрать слова на твердый звук м.

4. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого звука М*

5. Заменить в предлагаемых на слух словах твердый согласный м на мягкий согласный м Назвать слово, которое  получится.  Сравнить по значению и звучанию пары слов:

 мыло — Мила, мал — мял, мыл — мил, мать — мять, мышка — мишка.

6. Добавить слог с твердым или мягким звуком м. Определить, какой звук — твердый или мягкий?

До…,  хо …, .. .локо, ...шина, .. .тя, ...ша, ...газин, ….нута.

7. Записать слова, подчеркнуть букву м карандашом зеленого или синего цвета.

8. Разделить страницу тетради на две части Слева записать букву м синим карандашом, справа букву м — зеленым карандашом. .Логопед читает слова. Дети рисуют кружочком под синей буквой, если звук в слове твердый, и под зеленой буквой — если звук в слове мягкий. Каждый кружок записывается с новой строчки. Во втором классе дети записыва- ют слова.

9. Отгадать загадки. В отгадках определить, твердый или мягкий звук в слове.        -

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок.)

Красна девица  в темнице, а  коса на улице. (Морковь.)

Я над речкой лежу, оба берега держу. (Мост.)

10. Игра в лото.

На карточках картинки, в названии которых имеется твердый м или мягкий м’. Логопед называет слова. Дети закрывают картинку синей буквой, если звук м в слове твердый, и зеленой буквой — если звук м’ (мягкий).

Дифференциация звуков м — м’ в предложениях.

1. Придумать предложения со словами-квазиомонимами:

мыла — Мила, мал — мял, мыл — мил, мышка — мишка.

2. Придумать по картинкам предложения, включающие слова со звуками м и м’.

3. Найти в предложениях слова со звуками м и м’ определить их место. Примерные предложения:

Мама положила в сумку помидоры. Там

ара споткнулась о камень. Митя сорвал с клумбы ромашки. Маша построила домик из кубиков. Медвежонок съел много меду. Малыш смеется.        *

4. Вставить пропущенные буквы карандашом синего или зеленого цвета, в зависимости от того, какой звук в слове — твердый или мягкий:

        ...альчики пой...али ...ышку. В лесу растет ...ягкий ...ох.  .. ы   рисуе...    до.. .ик.

5. Диктант предложений, включающих слова со звук м и м’.

        Мама купила лимоны. Сама пила морс. Миша кормит кур.  Митя ест помидор. Маше семь лет. Мы моем пол. У меня бумажный змей.

Дифференциация звуков м — м’ в текстах

С целью развития навыков дифференциации звуков м — м* в текстах детям даются аналогичные задания. Тексты долны включать слова со звуками м— м’

        Маша посадила семена в землю. Из семян выросли маленькие ростки. А летом на клумбе за цвели маки и ромашки.

        Аналогичная работа проводится по дифференциация других пар твердых и мягких согласных.

Как только дети научатся различать твердые и мягкие согласные на слух, можно перейти к следующей теме — “Обозначение мягких согласных на письме”, т.е. к усвоению того, что буквы е, ё, ю, я, и, ь обозначают мягкость предыдущего согласного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логопедии "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Конспект логопедического занятия, для  учащихся 2 класса с логопедическим заключением дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)Цели:Образовательные:- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;-...

Дифференциация твердых и мягких согласных. Буквы О-Ё( 2 класс)

Технологическая карта  Конспект подгруппового логопедического занятия для обучающихся по АООП НОО вариант 5.2 Дифференциация твердых и мягких согласных. Буквы О-Ё( 2 класс)   Тема:...

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...

Дифференциация твердых и мягких согласных у учащихся 3 классов

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Класс: 3 класс                               Учитель- логопед: Подорожняя Зинаида КонстантиновнаЛо...