Дифференциация твердых и мягких согласных. Буквы О-Ё( 2 класс)
план-конспект урока по логопедии (2 класс)
Технологическая карта
Конспект подгруппового логопедического занятия
для обучающихся по АООП НОО вариант 5.2
Дифференциация твердых и
мягких согласных. Буквы О-Ё( 2 класс)
Тема: «Дифференциация твердых и мягких согласных. Буквы О-Ё»
Форма занятия: подгрупповое
Класс: 2 класса
Логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма обусловленное общим недоразвитием речи III уровня.
Цель: Уточнение гласных О-Ё. Дифференциация гласных О-Ё. Соотнесение звуков с буквами.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и при письме, использовать гласные О – Ё для обозначения твердости- мягкости согласных.
- формировать умение строить высказывание –вывод о гласных
-Коррекционно-воспитательные:
-развивать наблюдательность;
- воспитание самоконтроля за устной и письменной речью.
-развитие познавательных универсальных УД через построение высказывания, самостоятельное пользование алгоритмом рассуждения, использование элементов моделирования схемы предложения);
-развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа.
Коррекционно-развивающие:
-активизация словарного запаса учащихся,
-совершенствование грамматического строя речи,
-развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, сравнение)
-закреплять у учащихся знания о гласных первого и второго ряда (О-Ё),
Результаты УУД
Личностные:
- Умение работать по алгоритму,
- Умение выполнять звуковой анализ слов,
- Умение формулировать вывод о функциях гласных букв О – Ё
Регулятивные:
- учиться принимать и сохранять учебную задачу,
-адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
Коммуникативные:
- умение вступать в диалог
- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
- умение коррегировать, давать оценку действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные:
- уметь выстраивать логическую цепь рассуждений уметь применять доказательства
- уметь осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме
Оборудование: мягкая игрушка ёжик, схема- алгоритм, карточки с именами, карточки- закончи предложение, карточки с предложениями для составления схем, карточки со словами для выстраивания в предложения, схема- запомни члены предложния
Этапы проведения | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент
Артикуляционная гимнастика |
Тренинг «Я тебе желаю сегодня…» -Здравствуйте, ребята. Давайте в начале нашего занятия скажем друг другу добрые слова, а поможет нам в этом ёжики (приложение 1 картинка
Ежик хотел бы посмотреть, как вы умеете делать веселую артикуляционную гимнастику, а поможет вам в этом ваш язычок и картинки. Проведение артикуляционной гимнастики с элементами упражнений на дыхание, контроль за правильностью выполнения упражнений. -улыбочка-хоботок (+выдох на вертушку) -самомассаж языка - трубочка языком (+выдох на вертушку) -качели, -чашечка (+выдох на вертушку)
| Дети передают ёжика (мягкую игрушку) из рук в руки и произносят пожелания друг другу на сегодняшний день
Перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения и и упражнения на длительность речевого выдоха | Положительный настрой учащихся на работу (мотивационная основа учебной деятельности (коммуникативные УУД)
|
II. Актуализация знаний по теме
Объявление темы | -Вспомните, как зовут нашего ёжика и его подружку, выбрав карточки с их именами. -Сравните слова Тома и Тёма по схеме.(приложение 2)
- Что мы узнали о буквах О - Ё на прошлом занятии?
Значит мы с вами будем продолжать знакомиться со звуками и буквами О-Ё.
| Дети выбирают у доски карточки с именами Тома, Тёма Звук и буква Дети сравнивают слова: по звучанию, по написанию, по значению. Дети формулируют выводы: Буква О служит для обозначения твёрдости согласных звуков (показывает их твердый характер); Буква Ё служит для обозначения мягкости согласных звуков. Буква Ё в начале слова может обозначать 2 звука [йо] | Учащиеся умеют правильно прочитывать сходные по написанию слова Умение детей работать по алгоритму. Уметь выполнять звуковой анализ слов. Дети умеют формулировать вывод о функциях гласных букв О – Ё
(Ученик научится формулировать вывод о наблюдаемых явлениях-формируются логические УУД).
|
III. Практическая деятельность
| Мы будем с вами сегодня учиться различать твердые и мягкие согласные перед гласными О и Ё
-У ёжиков есть друзья, у каждого друга, как и у нас с вами есть имена и эти имена написаны на карточках , которые принесли ёжики. Но посмотрите ребята, в каждом слове пропущена буква. Поможем ёжикам восстановить слова.(приложение 3) |
Дети работают по индивидуальным карточкам, вставляя в слова буквы О-Ё (Слова-названия предметов) | Дети умеют определять цель занятия, овладевают начальными навыками планирования своей деятельности (Ученик получит возможность в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи) (ученик научится работать с заданием, представленным в форме индивидуальной карточки)Ученики выполняют взаимопроверку выполненной работы |
IV. Учебно-познавательная деятельность
Физминутка
Составление схемы предложения
Работа с деформированным предложением
Чтение предложения с разной интонацией, логическим ударением. Составление деформированного текста | -Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность написания слов -Посмотрите на доску и прочитайте слова-признаки, узнаете, какие друзья у ёжиков. -Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. -Обведите буквы О-Ё красным карандашом по-разному, а затем подчеркните согласные буквы перед ними
Упражнение «Закончи предложение» - Помогите закончить предложения нашими словосочетаниями,:подставляем детенышей животных (зайчонок, бельчонок, лисенок , волчонок, медвежонок) Я кормлю (кого?)… Я играю (с кем?) … В нашем дворе нет (кого?)… Все дети рады (кому?)…(приложение 4) -Немного отдохнём, По сухой лесной дорожке Топ- топ- топ — топочут ножки
Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ёжик
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк- Превратится ёж в клубок.
Ощетинит ёж иголки- Не достанется он волку. Ёж не тронет никого, Но и ты не тронь его.
-Давайте научим ёжиков чертить схему предложения Под соснами, под ёлками ползёт клубок с иголками(приложение 5)
-Спишите предложение по всем правилам, обозначьте буквы О-Ё и согласные перед ними.
Давайте прочитаем это предложение с радостью, с грустью, вопросительно, с сомнением, приказным тоном
Пораотправлять ёжиков домой, они живут за рекой. Давайте построим им плот из предложений. Но чтобы плот был крепким, надо хорошо связать предложения между собой, чтоб получился целый текст (правило текста – логическая связь предложений)приложение 6 | (выставляются на доску изображения детёнышей)
(например, О- кружочком, Ё- квадратом) (зелёным, которые звучат мягко, синим- которые звучат твёрдо)
Стоят, слегка согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз Ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки. «Собирать ягодки»- кончики пальцев соединяются срывают ягодки Сворачиваются клубочком, сидя на корточках. Показать ладони с растопыренными пальцами. Встать и продолжать топать по дорожке.
Дети варьируют интонации голоса, прочитывая предложение.
Дети составляют из набора предложений -текст:
| Умеют делать обобщение по теме «детеныши животных» Уметь правильно прочитывать слова-признаки предметов, записанные письменными буквами. Умеют правильно записывать гласные О-Ё после твердых и мягких согласных , определяют твёрдость и ли мягкость согласных звуков.
Уметь правильно согласовывать слова друг с другом при изменении словосочетаний по падежам
Дети умеют выполнять движения совместно с произнесением текста (уметь осуществлять речеслуховой и речедвигательный контроль за собственными действиями)
Умеют составлять и записывать предложения, грамматически правильно его оформляя.
Уметь записывать предложение, соблюдая правило раздельного написания слов друг от друга. (самостоятельное осуществление учения) Уметь интонировать свою речь в зависимости от ситуации.
Уметь выстраивать логическую цепочку событий, последовательно излагать свои мысли. |
V. Самооценка деятельности
Рефлексивная деятельность | Молодцы. -А мне сегодня понравилось, как работали….. -Как вы думаете , что ежик приготовит нам на следующее занятие? Чему мы будем учиться? - А сейчас мы поедем на паровозике на «Полянку настроения»(звучит отрывок песни паровозика) -Подойдите к «Полянке настроения» и поднимите понравившуюся вам бабочку немного вверх, чтоб мы увидели ваше настроение.(приложение 7) - Спасибо за занятие.
| Дети получают символические наклейки-отметки за работу. Дети предполагают тему следующего занятия, возможные этапы работы.
Учащиеся выходят к стенду с изображением полянки и стрекоз на ней. определяют свое настроение способом цветового обозначения
| Уметь адекватно оценивать свою работу на занятии, формулировать свои проблемы (развитие регулятивных УУД)
Умение ставить перед собой ближайшую цель в обучении
Умение соотносить цвет с соответствующим настроением
|
Запомни:
Член предложения |
| Обозначает/ показывает | Отвечает на вопросы | Подчеркивается |
Подлежащее | главные члены предложения | о ком или о чем говорится в предложении | кто? что? | |
Сказуемое | называет то, что совершает предмет, его состояние, каков он | что делает? что делал? что будет делать? каков? | ||
Определение | второстепенные члены предложения | признак предмета | какой? какая? какое? какие? чей? чья? | |
Дополнение | на какой предмет или явление направлено действие | кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? | ||
Обстоятельство | как совершается действие, когда совершается действие, где совершается действие, по какой причине совершается действие, с какой целью совершается действие | где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? |
|
. О Ворона заботилась нём.
рос У реки клён высокий. ворона В ветвях гнездо клёна свила. Вывелся Скоро там воронёнок. Он был голодный кричал и громко. О Ворона заботилась нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_podgruppovogo_zanyatiya_o-yo.docx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.
Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс...
Технологическая карта урока " Согласная буква Ж", 1 класс , УМК " Школа России"
Предлагаю технологическую карту урока с презентацией по теме " Согласная буква ж", 1 класс, УМК " Школа России"....
Конспект урока "Согласная буква К", 1 класс, Школа России + презентация
Согласная буква К строчная, звук [К]Ход урока1. Организационный момент2. Включение в учебную деятельность. Повторение изученногоСлайд 1. Что мы знаем о речи? (Она бывает устная, письменная и мысленная...
Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.
Конспект подгруппового занятия в 1 классе...
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).
Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...
Карточка "Согласная буква Тт". 1 класс.
Карточка по обучению грамоте. Согласная буква Тт. 1 класс....