Дифференциация повествовательной и вопросительной интонаций
план-конспект урока по логопедии (1, 2 класс) на тему

Золотарева Анна Сергеевна

Конспект логопедического занятия по дифференциации овествовательной и вопросительной интонаций для обучающихся 1, 2 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект логопедического занятия по теме:

« Дифференциация повествовательной и вопросительной интонаций»

 

1 слайд: Предлагаю Вашему вниманию проект логопедического занятия для учащихся 2 класса с ОНР по теме

« Дифференциация повествовательной и вопросительной интонаций».

Данная тема особенно актуальна для детей с дизартрическими расстройствами, у которых нарушение просодического компонента, как известно, входит в структуру дефекта.

2 слайд: Достижение поставленной цели играет важную роль в развитии слухового восприятия, умения вести диалог, в формировании выразительной  речи, в усвоении правил пунктуации русского языка.

3 слайд: Задачи как планируемые результаты УУД

Воспитательные  (УУД):

- быть дружелюбным, отзывчивым.

Предметные  (УУД) :
- уметь воспринимать и воспроизводить вопросительную и повествовательную  интонации;

- уметь распознавать и обозначать вопросительную интонацию на письме.
Метапредметные  (УУД):

- быть способным к рефлексии;

- обладать навыками самоконтроля;

 -уметь действовать по инструкции;                            

- быть готовым к сотрудничеству;

- уметь вести диалог.

4 слайд: На этапе самоопределения к деятельности детям предлагается посмотреть отрывок из сказки «Теремок». После просмотра анализируем диалоги (Как завязывался разговор между персонажами?).

5 слайд: Переходя на этап актуализации знаний спрашиваем, как они начинают разговор, как его поддерживают. Дети, опираясь на знания с уроков русского языка, говорят о вопросительных и повествовательных предложениях. На данном этапе выявляем учащихся, которые испытывают трудности в изучении данной темы.

6 слайд: На этапе постановки учебной задачи задаем вопрос «Как вы считаете, важно ли уметь различать повествовательные и вопросительные предложения?». И подводя ребят к постановки учебной задачи, спрашиваем   «Так чему нам нужно научиться на сегодняшнем уроке?»

7 слайд: На этапе построения плана занятий я предлагаю ребятам визуализировать задачу: показываю пазлы и говорю, что они достигнут умения, когда соберут картинку из них. За каждое задание будет прикрепляться один пазл.

Визуализация помогает детям настроиться на рабочий лад и распределить силы на все занятие. Она обеспечивает готовность ребят к выполнению заданий и поддерживает мотивацию в течение всего занятия.

8 слайд: Для развития восприятия вопросительной интонации предлагаю следующее задание: детям раздаются сигнальные карточки с вопросительным знаком. Логопед произносит фразы. Если фраза вопросительная, то дети поднимают знак вопроса.

Речевой материал: Наступила зима? Летом вода в реке теплая. Осенью часто идут дожди. Весной цветут яблони? Осенью заяц меняет серую шубку на белую? Весной на деревьях распускаются листья. Небо затянуто серыми тучами? Погода в июле ясная и жаркая.

(Не забудьте прикрепить пазл)

9 слайд: Для самостоятельного выполнения задания учащимся раздается текст стихотворения без знаков препинания. Логопед читает стихотворение, а учащиеся опираясь на восприятие ставят точку или вопросительный знак.

— Яму копал?

— Копал.

— В яму упал?

— Упал.

— В яме сидишь?

— Сижу.

— Лестницу ждешь?

— Жду.

— Яма сыра?

— Сыра.

— Как голова?

— Цела.

— Значит живой?

— Живой.

— Ну, я пошел домой!

Затем на проектор выводится текст со знаками, и дети самостоятельно проверяют свои работы, сверяя их с эталоном. Это задание способствует развитию зрительного внимания и памяти.

Также на листе нарисован светофор. После проверки ребята «зажигают» светофор красным - если задание выполнил с многочисленными ошибками или не справился, желтым – если допустил одну- две ошибки и над заданием пришлось длительно подумать, зеленым – если задания выполнил верно и без затруднений.

(Второй пазл)

10 слайд: Для динамической паузы предложена компьютерная игра «Правильный банан» (портал Мерсибо). Данная игра способствует развитию слухового внимания. Для выбора «человека», который произносит слово верно, ребята поочередно работают с компьютерной мышкой.

(Третий пазл)

11 слайд: Для развития восприятия и дифференциации вопросительной интонации предлагаю такое задание с мячом: Логопед бросает мяч ребенку и говорит предложение с повествовательной интонацией, ребенок говорит то же предложение, но с вопросительной интонацией и возвращает мяч, и наоборот.

Речевой материал:

У слона большие уши. У жирафа длинная шея. Волк живет в логове. Зимой медведь спит в берлоге. Корова дает молоко. Из шерсти животных прядут пряжу. Белка и заяц - травоядные животные.

Собака грызет кость? Попугаи живут в клетке? Тело птицы покрыто перьями? Осенью ласточки улетают в теплые края?

(Четвертый пазл)

Затем детям предлагается выполнять данное упражнение в парах. Проверяем по одному предложению.

(Пятый пазл)

12 слайд: Предлагаем одному ученику собрать из пазлов картинку. Это цветочная поляна. Логопед раздает каждому ребенку бумажную бабочку и предлагает сначала раскрасить ее в цвет своего настроения, а затем показать, насколько он приблизился к цели занятия. Пусть ребята еще раз проговорят цель занятия. Если все бабочки яркие, светлые и «сели» на полянку, то цель достигнута. Но не забывайте воспитывать у ребят адекватную оценку собственной деятельности!

13 слайд: Данная презентация поможет спланировать логопедическое занятие и создать проект логопедического занятия для презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения»

Урок русского языка по теме «Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения»Для  учащихся 2 класса      Цель: формировать способность у детей различать пред...

Урок Русский язык УМК «Гармония» Тема: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Планируемые результаты:     Личностные: способствовать пониманию значимости владения языком для выражения своих мыслей и чувств      Метапредметные: ...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения".

Представленный урок разработан в соответствии с календарно-тематическим планированием. Построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова и психологических особенност...

Урок русского языка.Тема урока: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать уме...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему "Вопросительные и повествовательные предложения"

Профессиональная  разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему "Вопросительные и повествовательные предложения" с  подробным описанием последовательности видов работы на у...