"Логопедическая работа по коррекции типичных ошибок у учащихся при письме"
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему
Описаны методы и приёмы по коррекции типичных ошибок у учащихся при письме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_rabota_po_korrektsii.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа по коррекции
нарушений письма
Развитие языкового анализа и синтеза.
При коррекции фонематической дисграфии на почве нарушений анализа и синтеза, проводится систематическая работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.
Языковый анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез.
Развитие анализа структуры предложения.
С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания:
1.Определить границы предложения в тексте.
2.Составить предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
3.Составить предложение с определенным количеством слов.
4.Увеличить количество слов в предложении.
5.Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, даются слова грядке, на, огурцы, растут).
6.Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет мячом).Дети составляют предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее- на третьем месте.
7.Составить предложение с определенным словом.
8.Составить графическую схему предложения: предложение обозначается целой полоской, слова -маленькими полосками.
9.По графической схеме придумать предложение.
10.Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).
11.Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении ( 2, 3, 4, 5,).
Развитие слогового анализа и синтеза.
Для усвоения навыков письма большое значение имеет умение разделять слово на составляющие его слоги. Кроме того, слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.
В процессе письма дети с дисграфией часто пропускают гласные. Это связано с тем, что при опоре на внутреннее или шепотное проговаривание дети легче воспринимают согласные, которые кинестетически являются более четкими. Гласные же воспринимаются как оттенки согласных звуков. Деление на слоги способствует выделению гласных. При слоговом анализе делается опора на гласные звуки.
Степень сложности слогового анализа во многом зависит от характера слогов, составляющих слово, и их произносительной трудности. Чем более слиты в произношении звуки слога, тем легче выделить слог из слова. В открытом слоге звуки более тесно слиты в произношении, чем в обратном или закрытом слоге. Поэтому дети легче выделяют открытые слоги и затрудняются в выделении обратных и закрытых слогов. Закрытый слог труднее в произносительном плане, так как составляющие его звуки менее слитны в произношении и более независимы друг от друга. Вследствие этого разделить обратный или закрытый слог на составляющие звуки легче, и процессе слогового деления дети часто видят в одном слоге два слога, называя звуки («а-р-буз», «у-т-ка»). В связи с этим в логопедической работе необходимо особое внимание уделить выделению обратного и закрытого слога как единого целого.
В процессе формирования слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализованные действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухо- произносительных представлений.
При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагаются следующие задания: отхлопать или отстучать слово по слогам, сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо. Детей также просят тыльной стороной ладони воспринимать движения нижней челюсти. Возможность использования этого приема связана с тем, что гласные звуки произносятся с большим раскрытием ротовой полости, с большим опусканием нижней челюсти, чем согласные. Количество движений нижней челюсти соответствует количеству гласных и слогов в слове.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в слова. Дети должны усвоить о с н о в н о е п р а в и л о с л о г о в о г о д е л е н и я : в с л о в е с т о л ь ко с л о г о в, с к о л ь к о г л а с н ы х з в у к о в. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки , как пропуски гласных или их добавление.
С целью более эффективного формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по развитию дифференциации гласных и согласных, выделению гласных звуков из слова.
Логопедическая работа по дифференциации гласных и согласных начинается с уточнения представлений об этих звуках, их дифференциальных акустических и произносительных признаках. Дети должны знать, что гласные и согласные звуки различаются по способу артикуляции. При произнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно, при произнесении же согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или узкой щели. Гласные и согласные звуки различаются и по характеру звучания. Гласные звуки состоят только из голоса, согласные звуки – либо только из шума, либо из шума и голоса. Гласные можно петь, длительно тянуть, И, наконец, важно обратить внимание на то, что гласные являются слогообразующими звуками. Для закрепления дифференциации изолированных звуков используется следующий прием: логопед называет гласные и согласные звуки, дети поднимают флажки различного цвета.
Выделение гласного звука из слога. Предлагаются слоги различной структуры с различными гласными, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол.
Рекомендуются следующие задания:
1.Назвать только гласный звук слога.
2.Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
3.Записать только гласные буквы слогов.
4.Придумать слог с соответствующей гласной.
5.Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
6.Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.
Выделение гласных звуков из слова. На начальном этапе работы предлагаются односложные слова различной структуры (ус, на, мак, волк, двор). Дети определяют, какой гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец). Составляется графическая схема слова: слово обозначается прямой линией. Гласный звук- кружочком. В зависимости от места гласного звука кружочек ставится либо в начале, либо в середине, либо в конце предлагаемой графической схемы:
О_, _О_, _О
В дальнейшем проводится работа на материале двусложных и трехсложных слов.
Рекомендуются следующие упражнения:
1.Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, дом. диван, кошка, окна. горка, крыша, канава, капуста).
2.Записать на схеме только гласные данного слова. Например, слово кошка обозначается так: _о_а, слово капуста- _а_у__а.
3.Выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки.
4.Разложить картинки под гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова ( сук, нос, стол, пол, сом, бровь, лоб, стул, сыр, дым, лес, хлеб, рак, мак).
5.Разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы: _а__а, _о__а, _у__а. Предлагаются картинки на двусложные слова, например, муха, кошка, ложка, астра, лапа, окна, утка, рука, корка, лодка, каша, мама, рама, лужа.
6.Назвать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.
Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:
1.Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
2.Определить количество слогов в названных. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3 ). Предлагаются слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трехсложные, простые и со стечением согласных. Например: сад, стол, лыжи, рыба, сахар, крыса, крышка, машина, самолет, капуста. Слова предъявляются в случайном порядке.
3.Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Примерные картинки: трава, помидор, петрушка, редиска, груша, тарелка, букет, ворона, арбуз, береза, вилка.
4.Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2,3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором- из двух слогов, в третьем- из трех слогов.
5.Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога.
6.Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать. Можно предложить детям следующие картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука. После выделения первого слога в словах получается предложение Мама купала Лару.
7.Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: -ва, до-га, ра- та, бел- , -ведь, ка-даш, -рог, по-да.
8.Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; прос, ша, ква, то; руш, пет, ка; вар, мо, са.
9.Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например: маль-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол.
10.Выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов.
11.По сюжетной картинке назвать слова, состоящие из двух или трех слогов. Предварительно называются предметы, изображенные на сюжетной картинке.
На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
Рекомендуются следующие задания:
1.Составь слова с двумя или тремя слогами.
2.Составить слово с определенным слогом в начале слова, например, со слогом ма.
3. Подобрать слово с определенным слогом в конце слова, например со слогом кА.
4.Определить количество слогов в названиях картинок ( без предварительного их воспроизведения).
Поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки. Логопед показывает картинки, не называя их.
6.По сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слово из одного, двух, или трех слогов.
Полезными являются также упражнения слогов из букв разрезной азбуки, запись слогов.
Составить слоги из букв разрезной азбуки. Предлагаются слоги различной структуры: ма, ах, со, ом, кра, аст, мы, зом, тра.
2.Изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог. Логопед читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: су-ус, ам-ма.
а) ух, ам, ор, ан, ум, ок;
б)на, ма, но, со,ку, лу, ны, ми.
Работа по таблицам .Логопед показывает буквы в определенном порядке и дает задание назвать слог.
4.Составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо-ом, ша-аш, ур-ру, мы-ым.
5.Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука.
6.Записать только слоги, которые оканчиваются гласным эвуком.
7.Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.
Нарушения чтения и письма часто сопровождаются большим количеством орфографических ошибок. Это объясняется несформированностью у детей языковых обобщений, неумением использовать изучаемые правила орфографии. В связи с этим очень полезны упражнения на выделение ударного слога в слове. Эти упражнения способствуют лучшему усвоению одного из основных правил орфографии, изучаемых в начальной школе- правила на правописание безударных гласных. Приведу некоторые упражнения на выделение ударного гласного звука.
1.Назвать ударный (самый громкий слог) слова. Вначале ударный слог интонируется логопедом, произносится с большей силой и длительностью. Прежде всего предлагаются слова, которые начинаются с ударного слога: а) двухсложные, б) трехсложные. Далее даются слова с ударением на последнем слоге: а)двусложные слова, б) трехсложные. И, наконец, предлагаются трехсложные слова с ударением в середине слова.
2.Длительно протянуть ударный слог слова (или ударный гласный).
3.Назвать ударный гласный слова. Последовательность работы та же, что и в упражнении 1.
4.Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником, ударение наклонной палочкой над прямоугольником.
5.Подобрать слова к схемам двусложных слов, в которых ударение на первом или втором слоге.
6.Разложить картинки под схемами.
7.Изменить ударение в словах. Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены. Называется одна из форм слова. Дети должны изменить ударение и назвать другую форму слова.
8.Записать слова по слогам, подчеркнуть ударный слог.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Наиболее распространенными ошибками при дислексии и дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У умственно отсталых детей именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально страдает. В связи с этим при коррекции нарушений письма особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ- это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа- определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:
1.Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е.. определение наличия звука в слове.
2.Вычленение звука в начале в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.
3.Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
1.Выделение (узнавание) звука на фоне слова.
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из конца или из середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки- наоборот, из конца слова.
С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука.
Вместе с тем необходимо учитывать и особенности восприятия и произношения звуков речи умственно отсталыми школьниками. Многие умственно отсталые дети воспринимают начало слова более четко, чем его середину или конец.
Что касается согласных звуков, то исследователи указывают на то, что щелевые согласные, в том числе шипящие и сонорные, выделяются легче других согласных. Однако выделение шипящих и сонорных р и л часто затруднено вследстствие их дефектного произношения умственно отсталыми детьми. Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков (м, н, х, в, и др).
Прежде всего необходимо уточнить артикуляцию согласного. Для этого определяется положение артикуляторных органов сначала с помощью зрительного восприятия, а затем на основе кинестетических ощущений, получаемых от артикуляторных органов. При этом обращается внимание на звучание, характерное для данного звука. Определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.
Затем детям предлагается определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Детям даются слова как с отрабатываемым звуком, так и без него. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).
Сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения и, наконец, по слухо-произносительным представлениям, т.е. в умственном плане.
Звук связывается с буквой. Рекомендуются следующие задания с использованием буквы:
1.Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.
2.Разделить страницу на две части. С одной стороны записать букву, с другой стороны поставить черточку. Логопед читает слова. Если в слове имеется заданный звук, дети ставят крестик под буквой, если в слове нет звука, то крестик ставится пол черточкой.
3. Повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.
4.Выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву.
5.Показать картинки, в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой.
После того, как у детей будет сформировано умение определять наличие согласного в начале или конце слова, можно предложить слова, в которых заданный звук будет находиться в середине слова. Начинают с простых слов (например, коса- при выделении звука с), затем предъявляют слова со стечением согласных (например, марка- при выделении звука р0. Вначале слово произносится по слогам с интонацией заданного звука и подкрепляется соответствующей картинкой.
Примерные задания по выделению звука р на фоне слова.
1.Поднять руку или карточку с буквой р, если в слове имеется звук р. Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак шапка, санки, рак. Книга, арбуз, крыша, стол, топор, ромашка, собака тигр, карман, трава, забор, ножницы, корова, марка, помидор.
2.Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.
3.Назвать слово со звуком р.
4.По сюжетной картинке назвать слова со звуком р.
5.Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть звук р.
6.Добавить слог со звуком р, чтобы получилось слово. Например: го…(ра), ко…(ра), вед…(ро), ша…(ры), топо…(ры), забо…(ры), кома…(ры).
Логопед предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук- во втором или в третьем; затем произнести все слово, уточнить место звука в слове.
7.Логопед произносит слова. Дети пишут букву р в тетради, если в слове есть звук р. Если в слове нет звука р, то ставят черточку. Предъявляются слова, в которых звук произносится в начале, середине и конце слова.
8.Дополнить предложения словами, в которых содержится звук р с опорой на картинки. Например, логопед называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на звук р и дополняют предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке…(свекла, лук, морковь), Или: В нашем лесу растут…(дубы, сосны, березы); На клумбе расцвели…(маки, тюльпаны, розы); В цирке мы видели…(лев, тигр, слон); В саду созрели вкусные…(яблоки, груши, сливы); На лугу пасутся…(овцы, козы, коровы); Мама купила…(книга, ведро, шапка).
Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.
9.Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук р и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквой р. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии звук р и закрывают картинку квадратиком с буквой р, если в слове есть звук р, и цветным квадратиком- если в слове нет данного звука.
Вычленение первого и последнего звука из слова.
В ы ч л е н е н и е п е р в о г о у д а р н о г о г л а с н о г о из с л о в а.
Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: малыш плачет : (а-а-а); волк воет (у-у-у); болит зуб , завязана щека (о-о-о). При уточнении артикуляции гласного звука внимание ребенка обращается на положение губ ( раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой и т.д.). Сначала гласный звук в словах поизносится с интонированием, т.е. с выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией.
Умственно отсталые дети часто затрудняются в определении временной последовательности звуков (раньше - позже), так как длительность звучания каждого отдельного звука в потоке речи очень кратковременна.
Иногда первым звуком они называют тот. Который является последним и ближе по времени к моменту определения, а последним звуком считают тот, который является первым и вследствие этого отстоит дальше во времени от момента его определения. В связи с этим важно обратить внимание на различение самих понятий раньше- позже, первый – последний. Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже предварительно уточнена. Так, с помощью зеркала и непосредственного зрительного восприятия артикуляции звуков ученик определяет, что, например, в сочетании иу
первый звук и (губы сначала растягиваются), а последний звук у (губы вытягиваются в трубочку).
Рекомендуются следующие задания по вычленению первого ударного гласного:
1.Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, аист, узкий, Оля, утро, иней, Ира.
2.Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.
3.Подобрать слова, которые начинаются на гласный а, о, у.
4.Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о, у). Предлагаются, например, картинки, на которых нарисованы мышка, окно, астра. улей, аист, азбука, утка, угол.
5. К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного, например облако, уши.
6.Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово. Ученик закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением облака закрывается буквой о.
Определение ударной гласной в начале слова также проводится в трех вариантах: а) на слух, когда слово произносится логопедом, б) после произнесения слова ребенком, в) на основе слухопроизносительных представлений, например по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку.
В ы ч л е н е н и е п е р в о г о с о г л а с н о г о и з с л о в а. Вычленение первого согласного звука из слова умственно отсталым детям гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет «ша», а первым слогом в слове муха называет слог «му». Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке, Известно, что произносительной единицей речи является слог, а конечным звеном фонематического анализа- звук. Поэтому сам процесс произношения как бы препятствует фонематическому анализу. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, определения их последовательности в слове. В связи с этим из прямого открытого слога согласный вычленяется труднее, чем из обратного. Работа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и узнавать звук, находящийся в начале слова.
Так, например, дети сначала определяют, что в слове мыло есть звук м, который находится в начале слова, является первым звуком этого слова. Логопед еще раз предлагает послушать это слово и назвать первый звук. И в заключение дается задание- подобрать слова, в которых звук м слышится в начале слова.
Примерные задания на вычленение первого согласного звука:
1.Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.
2.Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
3.По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с заданного звука.
4.Изменить первый звук слова. Логопед называет слово. Дети определяют первый звук слова. Далее им предлагается изменить этот первый звук в слове на другой. Например, в слове гость заменить звук г на звук к, в слове карта заменить звук к на звук п, в слове моль заменить звук м на звук с, в слове соль заменить с на б, в слове зайка заменить звук з на звук м.
5.Лото «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.
6.Вписать первую букву в схему слова под картинкой.
7.Лото «Какой первый звук?» Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков м, ш, р, и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.
8. «Найди картинку». Детям предлагаются две карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут букву между карточками Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку
9.Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.
О п р е де л е н и е к о н е ч н о г о с о г л а с н о г о в с л о в е. Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, таких, как ум. ам, ум, ух, ах, ус. Это умение воспитывается последовательно и опирается на ранее сформированное действие по определению наличия звука. Находящегося в конце слога или слова. Предлагаются слова сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам-сам, ом-сом, ук-сук, уп-суп и т.д. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.
В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ученик, не называя слова, научается определять конечную согласную. Например, логопед предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук.
При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.
О п р е д е л е н и е м е с т а з в у к а в с л о в е ( н а ч а л о, с е р е-
д и н а, к о н е ц). Уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска «светофор», разделенная на три части: красная левая часть- начало слова, средняя часть желтого цвета- середина слова, правая зеленая часть полоски- конец слова.
Вначале предлагается определить место ударной гласной в односложных – двусложных словах: например, место звука а в словах аист, два, мак, звука и в словах иней, лист, три. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.
В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.
Примерные задания по определению места звука л в слове:
1.Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук л: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой- в середине, и третий- в конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, пол, стол, луковица, полка, палка, голубь, мыло, пенал, лодка, лось.
2.Подобрать слова, в которых звук л в начале слова.
3.Подорать слова, в которых звук л в конце слова.
4.Подобрать слова, в которых звук л в середине слова.
5.Назвать животных, овощи, растения, цветы, названия которых начинаются на звук л.
6.Назвать животных, овощи, растения, цветы, посуду или игрушки, в названии которых звук л в конце или середине слова.
7.По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука л.
8.Игра «Светофор». Логопед называет слова. Ученики ставят фишки на левую красную, желтую или зеленую правую часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.
9.Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на звук л и картинные полоски, разделенные на три части. На одной трети полоски (в начале, середине или конце) написана буква. В ходе игры логопед называет слова. Ученики определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской.
Развитие сложных форм фонематического анализа
(определение количества, последовательности и места звука в слове)
Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука по отношению к другим звукам) проводится в тесной взаимосвязи с обучением чтению и письму.
Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова. Со звуковой структурой слов как основных единиц языка.
В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а процессе письма- наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании (ориентировочная основа будущего действия), освоение действия с предметами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное становление внутреннего действия (переход на уровень интеллектуальных умений и навыков).
В связи с этим, опираясь на исследования П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др. выделяются следующие этапы формирования функции фонематического анализа.
П е р в ы й э т а п- формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово- название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.
По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек , заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ученика являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове ( начало, середина, конец).
Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом. Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней- схема, состоящая из трех клеточек по количеству звуков в слове. Логопед задает следующие вопросы: «Какой звук слышится в слове после л?» (Звук л.) Фишкой закрывается первая клеточка, Слово повторяется детьми и логопедом. «Какой звук слышится в слове после л?» (Звук у). Предлагается еще раз произнести слово послушать, какой звук слышится после звука у в слове лук. Ученики определяют, что после звука у слышится звук к, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук ( первый, второй, третий звуки).
Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.
В т о р о й э т а п- формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.
Т р е т и й э т а п -формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.
В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:
односложные слова без стечения согласных, состоящие из одного слога ( обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, мак, сыр, нос, сок и т.д.;
двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.;
двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;
двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, мишка, марка, санки, полка, сумка, утка, окна, арбуз, ослик, карман, барбос и т.д.;
односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот, грач, врач, шкаф и т.д.;
односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.;
двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, брови, крыша, крыса, слива, грачи, врачи и т.д.;
двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;
трехсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т.д..
Параллельно с работой по формированию фонематического анализа слога и слова проводится коррекция нарушений письма.
При исправлении ошибок письма необходимо опираться на сформированные навыки звукового анализа. Так, при замене обратного слога прямым открытым ученик должен произвести анализ названного слога.
В процессе коррекции нарушений письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из разрезной азбуки, разнообразные письменные упражнения.
Логопедическая работа
по коррекции типичных ошибок
у учащихся
при письме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция специфических ошибок в письменной речи учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта и зрения на уроках русского языка
Развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта и зрения...
для учителей начальной школы и русского языка на тему: «Методы и приемы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся»
В статье представлен практический материал для учителей начальных классов и русского языка на тему "Методы и приёмы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся"...
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....
Педагогическая коррекция типичных отклонений в поведении детей
Рекомендации родителям...
Предупреждение и коррекция специфических ошибок письма и чтения у младших школьников
Обобщение педагогического опыта...
Логопедическая технология коррекции нарушения письма и чтения у обучающихся начальной школы. Конспект занятия "Предложение"
Дать понятие ученикам о предложении....
Дидактические игры и упражнения, направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников
Дисграфия – такое нарушение, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. Возникновение этих ошибок никак не связано с наруше...