конспект фронтальног логопедического занятия в 4 классе "Ознакомление детей с лексико-синтаксическим анализом на примере использования синонимов"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему
Последние исследования показывают, что учащиеся начальных классов с трудом подбирают слова-синонимы как среди имен существительных, так и среди прилагательных и глаголов. Цель занятия - формирование и расширение синонимии. Занятие направлено на отработку практических навыков подбора синонимов различных частей речи. в ходе занятия дети пополняют словарь синонимов через подбор имен существительных, прилагательных, глаголов. На основе сравнения развивается умение самостоятельного выделения признаков, совершенствуется навык саомконтроля. Подача материала в форме игр активирует у учащихся интерес, внимательность, активность на логопедическом занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_zanyatie.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
Городской психолого-педагогический центр
Департамента образования города Москвы
Конспект фронтального логопедического занятия в 4 классе
«Ознакомление детей с лексико-синтаксическим анализом на примере использования синонимов»
Подготовил: учитель-логопед
Пятчиц М.В.
Москва 2017
Цель: познакомить детей с лексико-синтаксическим анализом на примере использования синонимов.
Задачи: 1. Расширять и обогащать словарный запас путем введения в речь синонимов, активировать словарный запас.
2. Развивать слуховое внимание и восприятие.
3. Закреплять знания о синонимах на уровне текста.
4. Развивать логическое мышление и зрительное внимание.
5. Учить детей подбирать слова-синонимы.
Лексический материал:
- Стихотворение со словами-синонимами именами существительными.
Бураны, вьюги и метели
Как много сними канители.
Как много шума, толкотни.
Как надоели мне они.
- Сказка со словами синонимами именами прилагательными.
На поляне рос дуб. Он был большой, огромный, громадный, гигантский. Возле дуба любили собираться звери: трусливый, боязливый, несмелый, пугливый, робкий заяц, хитрая, плутоватая, лукавая, хитроумная, изворотливая лиса, ловкая, быстрая, шустрая, проворная, прыгучая белка, злой, злобный, свирепый, грозный, яростный волк, косолапый, неуклюжий, неповоротливый, нескладный, мешковатый медведь. Они были разные, но дружные. Однажды они решили посадить на поляне возле дуба цветы. У каждого зверя свой цветок. Угадайте, какой цветок у какого зверя?
- Текст со словами-синонимами глаголами.
Зверям очень понравилась поляна и они стали радоваться. Звери радовались. Радовалась лиса. Волк радовался. Медведь радовался. Радовалась белка. Все были рады.
- Слова для справок:
Ликовал, торжествовал, веселился, восхищался, на седьмом небе, праздновал.
- Синонимические ряды:
А) Существительные
Бой воин сеча сражение
Солдат побоище боец битва
Б) Прилагательные
Большой боязливый пугливый огромный
Громадный крупный трусливый колоссальный
В) Глаголы
Сказать ответить проронить откликнуться
Изречь произнести промолвить отозваться
- Предложения, в которых нужно заменить все слова словами-синонимами.
Буран закончился утром – Метель завершилась на рассвете.
Птицы щебечут весело – Пернатые поют радостно.
Внезапно бой закончился – Вдруг битва прекратилась.
Слова, сложные по семантике
Слово | Значение по словарю В.И.Даль, Москва, 2005 | Способ семантизации - словесный |
Метель | Сильный ветер со снегом | Сильный ветер со снегом |
Буран | Сильная метель, снежная буря, обычно происходит в степи на открытых местах | Метель в степи |
Вьюга | Сильная метель, снежная буря | Сильная метель |
Колоссальный | Необычной величины | Очень большой, огромный |
Оборудование: Сердцевинки цветов: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «белка».
Лепестки цветов со словами-синонимами: боязливый, несмелый, пугливый, робкий, трусливый; хитрая, лукавая, хитроумная, плутоватая, изворотливая; злой, злобный, свирепый, грозный, яростный; ловкая, быстрая, шустрая, проворная, прыгучая; косолапый, неуклюжий, неповоротливый, нескладный, мешковатый.
Предметные картинки: дуб, заяц, лиса, волк, медведь, белка.
Ушки зверей: лисы, волка, медведя, зайца, белки.
Текст на ватмане: Зверям понравилась поляна и они стали радоваться. Звери радовались. Радовался заяц. Радовалась лиса. Волк радовался. Медведь радовался. Белка радовалась. Все были рады.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент.
Учитель-логопед: Каждый день – всегда, везде:
На занятиях, в игре
Смело четко говорим
И тихонечко сидим.
Посмотрите, все ли готово к занятию?
- Развитие слухового внимания и восприятия на материале стихотворения со словами синонимами.
Инструкция: Прослушайте стихотворение и назовите слова-синонимы. К какой части речи они относятся? (см. лексический материал 1)
Дети отвечают, что слова «бураны, вьюги, метели» похожи по смыслу. Это слова-синонимы, они отвечают на вопрос ЧТО? Поэтому слова-синонимы – это существительные. Учитель-логопед делает вывод о том, что слова-синонимы могут обозначать предметы.
- Закрепление знаний о синонимах на уровне текста. Развитие слуховой памяти.
Инструкция: Послушайте начало сказки. Постарайтесь услышать и запомнить слова-синонимы. Запишите подходящие синонимы под картинками (см лексический материал 2).
Инструкция: Слушайте продолжение сказки. Помогите лесным жителям посадить цветы: подберите подходящие лепестки. Почему звери выбрали разные цветы?
Дети отвечают, что звери выбрали разные цветы потому, что они описывают их характеры.
Инструкция: К какой части речи относятся слова-синонимы на лепестках цветов?
Дети отвечают, что слова-синонимы отвечают на вопрос КАКАЯ? КАКОЙ? Слова-синонимы - это прилагательные.
Учитель-логопед делает вывод о том, что слова-синонимы могут обозначать признаки предмета.
- Развитие глагольной синонимии.
Учитель-логопед вывешивает на доску ватман с текстом.
Инструкция: Замените выделенные слова синонимами, пользуясь словами для справок. (см. лексический материал 3 и 4)
В итоге работы на данном этапе учитель-логопед совместно с детьми делает вывод, что слова-синонимы могут обозначать действия предмета.
- Развитие логического мышления и зрительного внимания. Игра «Закрась нужный прямоугольник» (индивидуальная работа на карточках).
Учитель-логопед раздает детям карточки (см. лексический материал 5).
Инструкция: Распределите слова в два синонимических ряда. Для этого раскрасьте прямоугольники с подходящими по смыслу словами одинаковым цветом.
- Предложения, в которых нужно заменить все слова словами-синонимами.
Инструкция: Передайте мысль данного предложения, подобрав подходящие слова-синонимы (см. лексический материал 6).
- Итог.
Чему научились на занятии?
Кто работал лучше всех?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого логопедического занятия по теме СИНОНИМЫ 2 класс
конспект логопедического занятия по теме СИНОНИМЫ, проведенного с обучающимися 2класса...
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"
Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак...
Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса
Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Формирование навыков фонематического анализа слов различной слоговой структуры с использованием ИКТ в подготовительном классе»
Занятие проводилось с учащимися подготовительного класса, имеющей недоразвитие лёгкой степени тяжести, дефектное произношение шипящих звуков, нарушения опорно-двигательного аппарата....
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»
Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...