Авторский проект коррекционно-оздоровительной программы<<Оздоровление в процессе обучения >>
проект по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему
Здоровье ребенка,его социально-педагогическая адаптация,нормальный рост и разввитие во многом определяется средой, в которой он живет.70% времени бодроствования школьника приходится на пребывание в школе.Своеобразие развития речи,познавательной деятельности и социализации детей определили необходимость разработки комплексной программы учителя-логопеда,учителей начальной школы,медицинских работников школы с целью успешной адаптации,внедрению здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания обучающихся,повышения результативности в коррекционной работе и социализации детей.
Актуальность программы обусловлена необходимостью сохранения здоровья обучающихся,выроботки единого подхода к развитию речи детей и оказанию своевременной коррекционной помощи детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_proekt.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторский проект коррекционно-оздоровительной программы “ОЗДОРОВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ”
Завьялова Ирина Антоновна
учитель-логопед
МБОУ СШ №35 г. Архангельска
Логопедия. Начальная школа
Архангельск, 2015
Пояснительная записка.
Проблема воспитания, обучения и социализации детей с трудностями в обучении является важной и актуальной. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. У детей ОНР, ФФНР, дизартрией, заиканием, с нарушением звукопроизношения нарушается речевое дыхание. Здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частота всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего образования. По данным Института возрастной физиологии РАУ, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Здоровье ребенка, его социально-педагогическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. Своеобразие развития речи, познавательной деятельности и социализации детей определили необходимость разработки комплексной программы учителя-логопеда, учителей начальной школы, медицинских работников МБОУ СШ №35 с целью успешной школьной адаптации, внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания обучающихся, повышения результативности в коррекционной работе и социализации детей.
Актуальность программы обусловлена необходимостью сохранения здоровья обучающихся, выработки единого подхода к развитию речи детей и оказанию своевременной коррекционной помощи детям.
Цель программы:
- создание комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, социальную адаптацию.
- создание комплексной помощи в коррекции речевого дыхания у обучающихся.
Задачи программы:
- повышение заинтересованности школьников к обучению в школе
- сохранение и приумножение здоровья ребенка
- создание условий способствующих успешному обучению и воспитанию в школе
- повышение результативности в коррекционной работе
- оказание методической помощи родителям ( законным представителям) детей по развитию речевого дыхания у детей.
- профилактика простудных заболеваний верхних дыхательных путей
Программа включает в себя направления:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с трудностями в обучении, подготовка рекомендаций по оказанию им помощи
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей
- информационно- просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам оздоровления обучающихся, коррекционно-развивающей работы
- коррекционно-развивающая работа включает комплекс мер по развитию речевого дыхания у детей
- здоровьесберегающая педагогическая деятельность направлена на сохранение и приумножение здоровья ребенка
Содержание программы определяют следующие принципы:
- соблюдение интересов ребенка
- системность
- рекомендательный характер
- доступности и осознанности управления своим дыханием
- наглядности и последовательности овладения дыхательными упражнениями и дыхательной диагностикой
- индивидуального подхода
- комплексного подхода во взаимодействии специалистов педагогического и медицинского профиля
Пути реализации программы:
педагоги | родители | дети |
Лекции | Лекции | Занятия |
Показ открытых занятий | Показ открытых занятий | Дыхательная гимнастика |
Круглые столы | Круглые столы | Игры и упражнения |
Домашнее задание | Домашнее задание | Логотренинги |
Логопедические занятия | Логопедические занятия | |
консультации | консультации | |
Этапы программы:
I этап – подготовительный ( сентябрь-октябрь)
II этап – физиологическое дыхание ( октябрь-ноябрь-декабрь)
III этап – постановка диафрагмально-речевого дыхания.( декабрь- январь- февраль- март-апрель-май)
Предлагаемый результат программы.
Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, мы удовлетворим потребности детей в двигательной активности в различных формах деятельности, сообразной их природе, а также сформируем паттерн дыхания в сжатые сроки и без ущерба для психического здоровья обучающихся. Закрепим у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания, обеспечим комплексное развитие всех систем , отвечающих за речевое высказывание. Укрепим физическое здоровье детей, снизится сезонная заболеваемость простудными болезнями.
I этап. Подготовительный.
Задачи.
- Ознакомить учителей и родителей с теоретическими и методическими основами программы.
- Изучить заболеваемость детей (медработник), выявить детей имеющих аденоиды, бронхиты, переболевших пневмонией, часто и длительно болеющих.
- Обучить учителей и родителей основам диафрагмального дыхания, элементам метода экономного дыхания.
- Ознакомить со схемой процедуры лечебной гимнастики для детей
Формы работы.
Формы работы | Родители | Учителя | Дети | |
Научно-популярная лекция | + | + | ||
Индивидуальное консультации | + | + | ||
Изучение состояния здоровья | + | + | + | |
Практическое занятие | + | + | + |
Функции логопеда - проведение с детьми коррекционных занятий и специально подобранных игр и упражнений, направленных на развитие физиологического и речевого дыхания, организация семинаров –практикумов для родителей и учителей.
Функции учителей – закрепление знаний и практических навыков в процессе уроков, общение с родителями по вопросам оздоровительного дыхания.
Функции родителей – внимательное и ответственное отношение к выполнению домашних заданий. Поддержка интереса к выполнению дыхательных упражнений и стремлению к здоровому образу жизни.
II этап. Физиологическое дыхание.
- Обратить внимание обучающихся на важнейшее значение дыхания для жизни и здоровья.
- Познакомить детей с дыхательным аппаратом.
- Изучить фазы дыхания. Познакомить детей с правилами дыхания.
- Разучить процедуру лечебной гимнастики.
Формы работы.
Формы работы | Родители | Педагоги | Медработник | Дети |
Семинар | + | + | + | |
Индивидуальное консультирование. | + | + | + | |
Изучение состояния здоровья | + | |||
Групповые занятия |
| + |
III этап. Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
Задачи.
- Обучение детей регуляции дыхания в покое и во время разговора, в движении.
- Учить детей регулировать дыхательный ритм.
- Закреплять энергетически экономный, диафрагмальный тип дыхания.
- Мониторинг дыхания у обучающихся.
Формы работы.
Формы работы | Родители | Педагоги | Медработник | Дети | |
Семинар | + | + | + | ||
Индивидуальное консульт. | + | + | + | ||
Изучение состояния здоровья | + | ||||
Групповые занятия | + |
Организационно-педагогические условия реализации проекта программы
- создание безбарьерной среды;
- организация взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, врачей, специалистов школы;
- обеспечение дифференцированных условий;
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей, соблюдение комфортного психологического режима)
Литература.
1.Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе. Журнал ” Интернет и образование”, 2012.
2.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед.заведений.-4-е изд., доп.- М. :Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.
3.Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. М.: АСТ: Полиграфиздат,2012.
4.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М., АРКТИ, 1999.
5.Соловьева Л.Г.Проектирование программы коррекционной работы. Сборник рабочих материалов “ Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в контексте стандартизации образования”. АОИОО,2013.
Приложение 1
Перспективный план работы II этапа работы
Темы | Знания, умения, навыки | Упражнения и игры |
Октябрь Дыхание- основа жизни. | Познакомить с понятием “воздух”, дать представление какую роль он играет в жизни человека .Познакомить с дыхательным аппаратом. | |
Воздушный океан .Свойства воздуха. | Уточнить и расширить знания о воздухе и его свойствах. Освоить правила дыхательной гимнастики. | “Узнай овощ”.”Сдуй мотылька с цветка”.”Чашка чая” |
Дыхание носом. Микробы. | Знать, что существуют микробы и как они попадают в организм. Функции носа .Закрепить навык носового дыхания. | Надуй шарик. Расколдуй картинку. |
Гигиена носа. Защита от ннфекции. | Познакомить с понятием”микробы”.Знать способы защиты от инфекции. | “Ворона”.”Задуй свечу”.”Гуси”.Шина” |
Ноябрь Музыка дыхания. Волшебство долгого звука. | Увеличить объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. | Выдох под счет. Прокатить выдохом. Задуй пламя свечи. |
Техника дыхательных упражнений. | Учить дышать вместе с движениями. | Гребля на байдарках. Очищающее дыхание “Ха”. Игра на дудочке. |
Светофор дыхания. | Закреплять с детьми основные правила дыхания с помощью специальных сигнальных рисунков. Учить следить за правильной осанкой в покое и в движении. Закреплять носовое и диафрагмальное дыхание. | “Цветные мотыльки”.”Снег идет”.Методика А. Стрельниковой “Ладошки”.”Погончики”.”Кошка”. |
Приложение 2
Перспективный план работы III этапа работы
Темы | Знания, умения, навыки | Игры, упражнения |
Январь-февраль | ||
Динамичные дыхательные упражнения | Дышим с удовольствием, дышим медленно. Дыхание носом. | Охота. Жук жужжит. Самолет. Вьюга. Паровоз гудит. |
Общеукрепляющие упражнения для верхних и нижних конечностей, туловища. Статистические и динамические дыхательные упражнения. | Носовое дыхание. | Прялица. Палики здороваются. Покатай карандаш. Часики. Стихи и поговорки на выдохе. |
Март-апрель | ||
Дыхание в покое и движении. Статистические дыхательные упражнения. | Закрепление навыков правильного дыхания. | Насочки- пяточки .Маятник головой. Насос. Одуванчик. Хлопки .Надуй шарик. Обними плечи. Надувание резиновых игрушек., мыльных пузырей. Сдуй бабочку с цветка. |
Май | ||
Речевое дыхания. | Закрепление навыка речевого дыхания. | Гребля на байдарке. Очищающее дыхание”Ха”.Энергетизированное дыхание “Задувание свечи”,Стимулирующее дыхание”Поем гласные”,произносим шипящие звуки. |
Мониторинг | ||
Физическое развитие Развитие речи | Снижение заболеваемости верхних дыхательных путей. Улучшение речевого высказывания, плавности речи у детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта «Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе»
В презентации показана актуальность, цель и задачи, новизна, результаты проекта...
организация процесса обучения иностранному языку в школе с использованием метода проекта
Теоретические основы организации процесса обучения иностранному языку в школе с использованием метода проектов...
Авторский проект "Технология списывания и письма под диктовку на ранних этапах обучения".
Данный проект включает в себя: теоретические основы формирования орфографических навыков младших школьников, методика работы по формированию правильного письма, развитие орфографической зоркости у мла...
Авторский проект "Разработка системы заданий по знакомству с новой буквой на основе использования новых технологий обучения каллиграфии"
В данном проекте раскрыты следующие вопросы: Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками, методика работы по формированию правильного письма и ...
Авторский проект по теме: « Календарно-тематическое планирование на 1 четверть 1 класса по предметной области « Филология (обучение грамоте)»
Авторский проект по теме: « Календарно-тематическое планирование на 1 четверть 1 класса по предметной области « Филология (обучение грамоте)» с презентацией....
Авторская программа методические рекомендации для развития творческих способностей в процессе обучения на уроках математики
Методические рекомендации для развитиятворческих способностей в процессе обучения на уроках математикиПояснительная записка В данном работе представлены методические рекомендац...
Особенности использования авторской методики «Светофор» в процессе обучения чтению детей-кинестетиков.
Учителю в процессе обучения чтению, следует научиться создавать творческую среду, давать ребенку возможность стать активным участником, проявлять самостоятельность и инициативу. А так...