технологическая карта логопедического занятия: Дифференциация С-Ц
учебно-методический материал по логопедии (2 класс) на тему
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда | Безрукова Ирина Николаевна |
Группа (класс, | 2 класс Нарушение чтения и письма обусловленное недостаточной сформированностью речевых средств |
Тема занятия | Дифференциация [с], [ц]. Зимующие птицы. |
Тип занятия | Закрепление имеющихся знаний. |
Используемые методы, приёмы, технологии | проблемно-диалогическая, здоровье сберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений, ИКТ- технологии. |
Цель занятия | Формировать умение выделять звуки [С], [Ц], из слов и обозначать их буквой на письме. |
Результаты | Предметные результаты: ‒ закрепить артикуляцию и характеристику звуков [С], [Ц]. ‒ уметь выделять согласные звуки [С], [Ц] из слогов, слов, предложений в сильной позиции; ‒ уметь обозначать на письме буквы с, ц. ‒ Личностные УУД: ‒ адекватное оценивание своих усилий Регулятивные УУД: ‒ уточнять, активизировать словарный запас; ‒ формировать умения запоминать и воспроизводить информацию Коммуникативные УУД: ‒ уметь слушать и понимать других; ‒ уметь договариваться при выполнении совместной деятельности Познавательные УУД: ‒ развивать орфографическую зоркость, ‒ развивать речевую активность детей, ‒ расширять объем памяти, мышления, зрительного и слухового внимания; |
Оборудование | Для логопеда: Презентация, по теме, компьютер, проектор, экран. Для обучающихся: Индивидуальные зеркала, бумажные комки, буквы С, Ц, тетради, фасоль, ручки, простые карандаши. |
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | формы работы | |
1. Этап мотивация учебной деятельности | Слайд 1.
Слайд 2.
Ватные комки размером с теннисный мяч. | Положительный настрой на работу и сотрудничество. - Здравствуйте, дети. У нас на занятии сегодня гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.
- Отгадайте загадку: Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой) - Назовите зимние месяцы по порядку. - Зима это время года, которое подарило нам мороз, снег, веселую зимнюю забаву - игру в снежки. - Давайте поиграем в снежки, возьмите снежки и бросайте их в корзину, называя слова, отвечающие на вопрос - зима какая?
- Молодцы! – Мы как будто побывали на улице, поиграли в весёлую игру и немного замёрзли. У нас замёрзли щёчки, лоб и сейчас мы их согреем. (Показ образца.) 1.Массаж лица. Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам) |
Здороваются.
Отгадывают загадку - Зимой. - декабрь, январь,февраль.
Берут «снежки», бросают в корзину, называют прилагательные по теме (холодная, снежная, суровая, радостная, лютая, морозная, вьюжная, долгая и т.д.
Выполняют по образцу. |
Ф
И- Ф |
2. Актуализация знаний.
|
Слайд 3. снегирь, синица. | Отгадайте загадки. Любо-дорого взглянуть, Птичка - красненькая грудь! Дом родной ее Сибирь, Как зовут ее? (Снегирь) - С какого звука начинается слово «снегирь»?
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) - Слово «СИНИЦА» разделите на слоги. Сколько слогов в слове синица? - Назовите третий слог слова синица. -Какой согласный звук в этом слоге?
Определение темы занятия. - Какие звуки будут главными сегодня на занятии? -Сегодня мы будем различать звуки [с] - [ц] и буквы которые их обозначают. |
- Снегирь
- [с] - Синица
-СИ-НИ-ЦА, три слога.
ЦА
- [ц]. Определяют тему занятия. - Звуки [с], [ц ]. | Ф
|
3. Этап Открытие новых знаний |
Индивидуальные зеркала
Слайд 4. Таблицы акустико-артикуляционно-ноги образа звуков
| Организация совместной деятельности. 1. Обобщение артикуляции.Работа с профилями звуков. Звук С
- Придвиньте зеркала. Произнесите звук С Дадим характеристику звука по плану: - губы - улыбаются - зубы - сближаются - язык - упирается в нижние зубы - воздушная струя - холодная - голосовые связки - не работают. Свистящий звук. Уточним произношение звука Ц.
- губы - улыбаются - зубы - сближаются - язык – Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. кончик опущен за нижние зубы, спинка круто выгибается, касаясь бугорков верхних зубов, за тем опускается до положения как при произнесении звука С - Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС. - воздушная струя - холодная Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. - голосовые связки - отдыхают. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.
–Таким образом, мы уточнили как произносятся звуки С и Ц. |
-улыбаются -сближаются -упирается в нижние зубы -холодная. - не работают
- улыбаются – сближаются -холодный воздух выдыхается толчком |
И-Ф |
4.Этап Применение знаний
| Лист бумаги, фасоль, семечки. | Организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности. 1.Выкладывание букв С-Ц на бумаге косточками слив, фиников и тыквенными семечками. - У вас на партах фон, на котором вы выложите букву. Цвет фона вам подскажет, какую букву вы будете выкладывать из косточек слив, фиников и тыквенных семечек. - Какого цвета фон? Какую букву будешь выкладывать? Почему?
-Поднимите свои работы и покажите ,что у вас получилось. 2. Работа в тетрадях. - Запишите число. День недели. 3. «Графический диктант». - Я называю вам загадку если в слове –отгадке , слышите звук С, вы записываете только букву с, если слышите звук Ц, то букву ц. (1-2 ребёнка у доски остальные на местах.) Вот какие чудеса: Стали белыми леса, Берега озер и рек. Что случилось? Выпал... (снег) Зацепилась за карниз, Головой свисает вниз Акробатка-крохотулька, Зимний леденец... (сосулька) Он в пупырышках, зеленый, Часто в парнике растет. Маринованным, соленым Станет он под Новый год. (Огурец) Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - ...?(Птицы) Норовит щипнуть за ноги, Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает.( Курица) Может и разбиться, Может и свариться, Если хочешь, в птицу Может превратиться.( Яйцо) - Ребята сверим свои работы с доской. |
Выкладывают буквы Ц,С - [с] - [ц]
- синий- Ц, всегда твёрдый, Сине зелёный-С, может быть твёрдым и мягким.
Записывают в тетрадях 25 января. Среда
С, с,с, ц, ц, с, ц, ц.
| Ф-И |
физминутка |
| Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири.
Распушили перышки греются на солнышке.
Головой вертят, улететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! | Хлопка по бокам,4 наклона головы на строку.
На 1 слово строки встряхивают рукам, на 2- хлопок по бокам.
По 2 поворота головы на каждую строку.
Взмахи руками имитируя взмахи крыльев, и садятся на места. | Ф |
| Слайд 5.
Слайд 6,7. | Дифференциация с-ц в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематических процессов - Добавим в слова выпавшие слоги, соберем слова, прочитаем их. ЦА или СА больни…, сини…, ко…. поло…, ЦЫ или СЫ бу…, ве…, леден…, паль…. ЦО или СО коле…, ли…., коль…., про… . 2.Чистоговорка. - У каждой птицы есть своя песенка, которая звучит чётко и чисто. - И мы с вами будем проговаривать чётко и чисто чистоговорки. - Повторите за мной: Са — са — са- у сосны стоит лиса. Су — су — су - не боимся мы лису. Цы — цы — цы — а в гнезде пищат птенцы. Цо-цо-цо - снесла курица яйцо.
3. Дидактическая игра «4 – лишний» - Посмотрите на картинки, назовите птиц. - Какая буква пропущена в слове снегирь? (свиристель, цапля, синица, клёст, сорока , сойка, курица) -Назовите лишнюю картинку, объясните свой выбор. Снегирь, сойка, сорока, синица, клёст, свиристель что это за птицы?Когда они у нас гостят? Что вы можете сказать об этих птицах? |
С опорой на слайд составляют слова добавляя слоги , называя слово.
Повторяют за логопедом, с опорой на слайд
- Цапля, не зимующая птица. Курица, домашняя птица. Пропущенные буквы показывают при помощи карточек с буквами. -Зимой. Это зимующие птицы. | Ф-И |
|
Слайд 8,9.
| 7. Работа над предложением. - Посмотрите на экран. Прочитайте предложения на слайде. - Можно ли сказать что это текст? - Что нужно сделать, что бы эти предложения стали текстом? - Найдите и прочитайте 1 предложение. (аналогично 2,3,4.) Обозначьте номер предложения. -Прочитайте текст который у нас получился. - Озаглавьте текст. Покорми птиц Пришла суровая зима. Голодно птицам в лесу. Сделай кормушку! Покорми птиц! - У вас на карточках дан этот текст. Найдите слова с буквами С,Ц.В словах букву С обведите кружком, Ц квадратиком. Проверка. - Прочитай слова с буквой С, (Ц) |
Читают по цепочке и индивидуально.
-Нет, это не текс, предложения стоят не по порядку. - Расставить по порядку предложения. Читаю текст со слайда. Предлагают названия. Выделяют буквы С,Ц. - Суровая, сделай, лесу. Птицам, птиц. |
Ф-И
|
5.Этап Рефлексия |
Слайд 12. | Проведение рефлексии: - Какие звуки мы сегодня различали? Чем отличается произношение звуков Ц – С? - Оцени свою работу: у вас в на партах 3 снежинки вам нужно выбрать только1 и прикрепить её на доске: - понял не всё, остались вопросы – красная снежинка, - понял всё!- голубая снежинка - понял всёи готов поделиться с другими-зелёная снежинка. Посмотрите каких снежинок больше всего. До свидания! | Отвечают на вопросы учителя.
Выбирают и крепят на доске | Ф |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differintsiatsiya_s-ts1.ppt | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия. Тема "Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]". Лексическая тема: «В гости к весне».
Основное затруднение обучающихся, на преодоление которого направлено коррекционное занятие:дисграфия, дизорфография.Тема: Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]. ...
Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков С-Ш"
Предлагаю технологическую карту занимательного занятия для детей с ФФНР на тему "Дифференциация звуков С-Ш"...
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях"
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях" может быть использована при проведении занятия в 1 классе....
Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация б-д"
Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация б - д" 2 класс...
Технологическая карта логопедического занятия."Дифференциация звуков р-рь в слогах,словах".
Логопедическое занятие для младших школьников ....
Технологическая карта логопедического занятия для учащихся с умственной отсталостью "Дифференциация звуков и букв Г – К в слогах, словах "
В технологической карте подробно отражены 3 блока: блок целеполагания, инструментальный и организационно-деятельностный. В блоке целеполагания раскрыты цель и триединые задачи, в инструментальном - фо...
Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».
Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...