технологическая карта логопедического занятия: Дифференциация С-Ц
учебно-методический материал по логопедии (2 класс) на тему

Безрукова Ирина Николаевна

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О. учителя-логопеда

Безрукова Ирина Николаевна

Группа (класс,
логопедическое заключение)

2  класс

Нарушение чтения и письма обусловленное недостаточной сформированностью речевых средств

Тема занятия

Дифференциация [с], [ц]. Зимующие птицы.

Тип занятия

Закрепление имеющихся  знаний.

Используемые методы, приёмы, технологии

проблемно-диалогическая, здоровье сберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений, ИКТ- технологии.

Цель занятия

Формировать умение выделять звуки [С], [Ц], из слов и обозначать их буквой на письме.

Результаты

Предметные результаты:

‒        закрепить   артикуляцию и характеристику звуков [С], [Ц].

‒        уметь выделять согласные звуки [С], [Ц] из слогов, слов, предложений в сильной позиции;

‒        уметь обозначать на письме  буквы с, ц.

‒        Личностные УУД:
проявление интереса к изучаемому материалу.

‒        адекватное оценивание своих усилий

Регулятивные УУД:

‒        уточнять, активизировать словарный запас;

‒        формировать умения запоминать и воспроизводить информацию

Коммуникативные УУД:

‒        уметь слушать  и понимать других;

‒        уметь договариваться при выполнении совместной деятельности

Познавательные УУД:

‒        развивать орфографическую зоркость,

‒        развивать речевую активность детей,

‒        расширять объем памяти, мышления, зрительного и слухового внимания;

Оборудование

Для логопеда:   Презентация, по теме, компьютер, проектор, экран.

Для обучающихся: Индивидуальные зеркала, бумажные комки,  буквы С, Ц, тетради, фасоль, ручки, простые карандаши.

 

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Используемый дидактический и наглядный материал

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

формы работы

1. Этап

мотивация учебной деятельности

Слайд 1.

 

 

 

 

Слайд 2.

 

Ватные комки размером с теннисный мяч.

Положительный настрой на работу и сотрудничество.

- Здравствуйте, дети.  У нас на занятии сегодня гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.

 

- Отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

- Назовите зимние месяцы по порядку.

- Зима это время года, которое подарило нам мороз, снег, веселую зимнюю забаву - игру в снежки.

- Давайте поиграем в снежки, возьмите снежки и бросайте их в корзину, называя слова, отвечающие  на вопрос - зима какая?

 

- Молодцы!

– Мы как будто побывали на улице, поиграли в весёлую игру и немного замёрзли. У нас замёрзли щёчки, лоб и сейчас мы их согреем. (Показ образца.)

1.Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам)

 

Здороваются.

 

Отгадывают загадку

- Зимой.

- декабрь, январь,февраль.

 

Берут «снежки», бросают в корзину, называют прилагательные по теме (холодная, снежная, суровая, радостная, лютая, морозная, вьюжная, долгая и т.д.

 

 

 

Выполняют по образцу.

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

И- Ф

2. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

Слайд 3. снегирь, синица.

Отгадайте загадки.

Любо-дорого взглянуть,

Птичка - красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее?

 (Снегирь)

- С какого звука начинается слово «снегирь»? 

 

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

- Слово «СИНИЦА» разделите на слоги. Сколько слогов в слове синица?

- Назовите третий слог слова синица.

-Какой согласный звук  в этом слоге?

 

  Определение темы занятия.

- Какие звуки будут главными  сегодня на занятии?

 -Сегодня мы будем различать звуки [с[ц]   и буквы которые их обозначают.

 

 

- Снегирь

 

 

- [с]

- Синица

 

 

-СИ-НИ-ЦА,

 три слога.

 

ЦА

 

- [ц].

Определяют тему занятия.

- Звуки [с], [ц ].

Ф

 

3. Этап

Открытие новых знаний

 

Индивидуальные зеркала

 

Слайд 4.

Таблицы акустико-артикуляционно-ноги образа звуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация совместной деятельности.

1.     Обобщение артикуляции.Работа с профилями звуков.

Звук С

 

- Придвиньте зеркала. Произнесите звук С

Дадим характеристику звука по плану:

 - губы - улыбаются

- зубы - сближаются

- язык - упирается в нижние зубы

- воздушная струя - холодная

- голосовые связки -  не работают.

Свистящий звук.

 Уточним  произношение звука Ц.

 

- губы - улыбаются

- зубы - сближаются

- язык – Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. кончик опущен за нижние зубы, спинка  круто выгибается, касаясь бугорков верхних зубов, за тем опускается до положения как при произнесении звука С

- Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.

- воздушная струя - холодная Холодный воздух выдыхается  толчком и непродолжительно.

- голосовые связки -  отдыхают.

 Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.

 

–Таким образом, мы  уточнили  как  произносятся звуки С и Ц.

 

 

 

 

 

 

-улыбаются

-сближаются

-упирается в нижние зубы

-холодная.

- не работают

 

-

 улыбаются – сближаются

-холодный воздух выдыхается  толчком

 

 

 

И-Ф

4.Этап Применение знаний

 

Лист бумаги, фасоль, семечки.

Организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности.

1.Выкладывание  букв С-Ц  на бумаге косточками слив, фиников  и  тыквенными семечками.

-  У вас на партах фон, на котором вы  выложите букву. Цвет фона вам подскажет, какую букву вы будете выкладывать из косточек слив, фиников и тыквенных семечек.

- Какого цвета фон? Какую букву будешь выкладывать? Почему?

 

-Поднимите свои работы и покажите ,что у вас получилось.

2. Работа в тетрадях.

- Запишите число. День недели.

3. «Графический диктант».

- Я называю вам загадку если  в слове –отгадке , слышите звук  С, вы записываете только букву с, если слышите звук Ц, то букву ц.   (1-2 ребёнка у доски остальные на местах.)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец... (сосулька)

Он в пупырышках, зеленый,

Часто в парнике растет.

Маринованным, соленым

Станет он под Новый год. (Огурец)

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это - ...?(Птицы)

  Норовит щипнуть за ноги,
Я гоню его с дороги:
"Прочь! Тебя я не боюсь!"
"Га-га-га!" – смеётся  (Гусь)

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.( Курица)

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.( Яйцо)

- Ребята сверим свои работы с доской.

 

Выкладывают  буквы Ц,С

- [с]

- [ц]

 

 

- синий- Ц, всегда твёрдый,

Сине зелёный-С, может быть твёрдым и мягким.

 

Записывают в тетрадях

25 января. Среда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С, с,с, ц, ц, с, ц, ц.

 

Ф-И

физминутка

 

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

 

Распушили перышки

греются на солнышке.

 

Головой вертят, улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Хлопка по бокам,4 наклона головы на строку.

 

На 1 слово строки встряхивают рукам, на 2- хлопок по бокам.

 

По 2 поворота головы  на каждую строку.

 

Взмахи руками имитируя взмахи крыльев, и садятся на места.

Ф

 

Слайд 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6,7.

Дифференциация с-ц в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематических процессов

- Добавим в слова выпавшие слоги, соберем слова, прочитаем их.

                   ЦА или СА

больни…, сини…,   ко….   поло…,

                    ЦЫ или СЫ

бу…,     ве…,     леден…,    паль….   

                    ЦО или СО

коле…,     ли….,     коль….,     про… .

   2.Чистоговорка.

- У каждой птицы есть своя песенка, которая звучит чётко и чисто.

- И мы с вами будем проговаривать чётко и чисто чистоговорки.

- Повторите за мной:

Са — са — са-  у сосны стоит лиса.

Су — су — су - не боимся мы лису.

Цы — цы — цы — а в гнезде пищат птенцы.

Цо-цо-цо - снесла курица яйцо.

 

3. Дидактическая игра «4 – лишний»

- Посмотрите на картинки, назовите птиц.

- Какая буква пропущена в слове снегирь? (свиристель, цапля, синица, клёст, сорока , сойка, курица)

-Назовите лишнюю картинку, объясните свой выбор.

Снегирь, сойка, сорока, синица, клёст, свиристель что это за птицы?Когда они у нас гостят?

Что вы можете сказать об этих птицах?

 

С опорой на слайд составляют слова добавляя слоги , называя слово.

 

 

 

 

 

 

Повторяют за логопедом, с опорой на слайд

 

 

 

 

 

 

 

- Цапля, не зимующая птица.

Курица, домашняя птица.

Пропущенные буквы показывают при помощи карточек с буквами.

-Зимой. Это зимующие птицы.

Ф-И

 

 

 

 

 

Слайд 8,9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Работа над предложением.

- Посмотрите на экран. Прочитайте предложения на слайде.

- Можно ли сказать что это текст?

- Что нужно сделать, что бы эти предложения стали текстом?

- Найдите и прочитайте 1 предложение. (аналогично 2,3,4.) Обозначьте номер предложения.

-Прочитайте текст который у нас получился.

- Озаглавьте текст.

Покорми птиц

Пришла суровая зима. Голодно птицам в лесу. Сделай кормушку! Покорми птиц!

- У вас на карточках дан этот текст. Найдите слова с буквами С,Ц.В словах  букву С обведите кружком, Ц

квадратиком.

Проверка.

- Прочитай слова с буквой С, (Ц)

 

Читают по цепочке и индивидуально.

 

-Нет, это не текс, предложения стоят не по порядку.

- Расставить по порядку предложения.

Читаю текст со слайда.

Предлагают названия.

Выделяют буквы С,Ц.

-  Суровая, сделай, лесу.

Птицам,  птиц.

 

Ф-И

 

 

5.Этап

Рефлексия

 

 Слайд 12.

Проведение рефлексии:

-   Какие звуки мы сегодня различали? Чем отличается произношение звуков  Ц – С?
– Назовите зимующих птиц которых вы запомнили со звуками С – Ц.

- Оцени свою работу: у вас в на партах 3 снежинки вам нужно выбрать только1 и прикрепить её на доске:

- понял не всё,  остались вопросы – красная снежинка,

- понял всё!- голубая снежинка

 - понял всёи готов поделиться с другими-зелёная снежинка.

Посмотрите каких снежинок больше всего.
– Благодарю всех за работу, вы все сегодня молодцы ,

До свидания!

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Выбирают и крепят на доске

Ф

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon differintsiatsiya_s-ts1.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия. Тема "Дифференциация твердых и мягких звуков [к] – [к`], [г] – [г`]". Лексическая тема: «В гости к весне».

Основное затруднение обучающихся, на преодоление которого направлено коррекционное занятие:дисграфия, дизорфография.Тема: Дифференциация твердых и мягких звуков  [к] – [к`],  [г] – [г`]. ...

Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков С-Ш"

Предлагаю  технологическую карту занимательного занятия для детей с ФФНР на тему "Дифференциация звуков С-Ш"...

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и предложениях"

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация С-Ш в словах и  предложениях" может быть использована при проведении занятия в 1 классе....

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация б-д"

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация б - д" 2 класс...

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся с умственной отсталостью "Дифференциация звуков и букв Г – К в слогах, словах "

В технологической карте подробно отражены 3 блока: блок целеполагания, инструментальный и организационно-деятельностный. В блоке целеполагания раскрыты цель и триединые задачи, в инструментальном - фо...

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...