Ударение
учебно-методический материал по логопедии на тему

Практический материал по теме "Ударение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarenie.docx110.27 КБ

Предварительный просмотр:

Ударение

- Приветствие

- Организационный момент

Ноги прямо я поставлю,

Локоточки разведу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

  • Работа по теме. Работа в паре.

Перед вами картинки. Рассмотрите, и сравните:

- А одинаковые ли предметы называют эти слова? (Нет, разные.)

Кружки – это посуда,

кружки – геометрические фигуры.

- А произносятся эти слова одинаково? Послушайте. (Произносятся по-разному.)

- Что такое ударение;

- Какую роль играет ударение.

  • В каких словах ставится  ударение.
  • А теперь давайте выясним, какую роль играет ударение.
  • Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове?
  • Давайте проверим, так ли это.

- Физминутка.

  • Если в слове первый слог ударный - выполняем наклон влево, если второй слог - наклон вправо, если третий - приседаем: зебра, медведь, жираф, крокодил, пантера, заяц, кенгуру, тюлень, белка, косуля, черепаха, страус, бегемот, гиппопотам.

  • Задание 1. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым написанием, но различным значением, запишите парами. Поставьте ударение. Почему изменилось значение этих слов?

Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В магазине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром — основа для приготовления пирожного бизе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород забрались козлы. Строители принесли козлы.

Задание 2. Прочитайте предложения. В выделенных словах  поставьте  ударение.

Строительные козлы забрызганы побелкой. Дикие козлы живут в горах. На клумбе распустился фиолетовый ирис. Ирис — любимые конфеты детей. Фокусник сделал один хлопок и появился белый голубь. В Средней Азии выращивают хлопок. Ворона меньше ворона. Плохая дорога утомила путников. Нам дорога каждая минута.

Задание 3. Правильно прочитайте слова. С каждый словом придумайте предложение:

1) Скачки — скачки;    

2) вычитал — вычитал;  

3) кружки — кружки;

4) орган — орган;        

5) плачу — плачу;

6) таю — таю.

7) капали-капали

Задание 4. Прочитайте стихотворения. Правильно ли поставлено ударение в словах, данных в скобках? Если нет, исправьте. Выпишите предложения с этими словами.

Скорей, сестра, на рыб взгляни.              

Попались на крючок они!                        

В ведёрко руку (окуни),                             

Не бойся — это (окуни).  

                         

На двери (замка) нет (замка).

Косит) косец, а зайчишка (косит),

(Трусит) трусишка, а ослик (трусит).

Серая (ворона) черного (ворона)

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли на все стороны

Сплетницы-кумушки (сорок сорок).

Задание 5. Послушайте предложение. Назовите слова схожие по написанию: Солнце село за село.

- Спишите слова и поставьте ударение. Составьте предложения из этих слов

заплачу-заплачу

пропасть-пропасть

пары-пары

стрелки-стрелки

мука-мука

гвоздики-гвоздики


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Ударение»

Задание 1. Прочитайте стихотворения. Правильно поставьте ударение в словах, данных в скобках.

Скорей, сестра, на рыб взгляни.                Серая (ворона) черного (ворона)

Попались на крючок они!                          Утром ругала, присев на сучок.

В ведерко руку (окуни),                              Новость о том разнесли на все стороны

Не бойся — это (окуни).                             Сплетницы-кумушки (сорок сорок).

На двери (замка) нет (замка).

Косит) косец, а зайчишка (косит),

(Трусит) трусишка, а ослик (трусит).

Задание 2.  Поставьте ударение в выделенных словах.

Наше село окружают леса. Школа стоит возле самого леса. В лесах растут огромные сосны. Осенью возле каждой сосны найдешь гриб. Осенью грачи улетают на юг, но не все. Иногда зимой тоже можно увидеть грачей. Они живут вместе с воронами. Сядет стая ворон на дорогу, а с ними — грач. Хорошо летом в лесу. Идешь по лесу, шумят высокие сосны. Красуются кудрявые берёзы. Дуб раскинул свои ветки. Краснеет земляника.

Задание 3. Вставьте пропущенное слово.

С перенесением ударения меняется ………………. слова

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Ударение»

Задание 1. Прочитайте стихотворения. Правильно поставьте ударение в словах, данных в скобках.

Скорей, сестра, на рыб взгляни.                Серая (ворона) черного (ворона)

Попались на крючок они!                          Утром ругала, присев на сучок.

В ведерко руку (окуни),                              Новость о том разнесли на все стороны

Не бойся — это (окуни).                             Сплетницы-кумушки (сорок сорок).

На двери (замка) нет (замка).

Косит) косец, а зайчишка (косит),

(Трусит) трусишка, а ослик (трусит).

Задание 2.  Поставьте ударение в выделенных словах.

Наше село окружают леса. Школа стоит возле самого леса. В лесах растут огромные сосны. Осенью возле каждой сосны найдешь гриб. Осенью грачи улетают на юг, но не все. Иногда зимой тоже можно увидеть грачей. Они живут вместе с воронами. Сядет стая ворон на дорогу, а с ними — грач. Хорошо летом в лесу. Идешь по лесу, шумят высокие сосны. Красуются кудрявые берёзы. Дуб раскинул свои ветки. Краснеет земляника.

Задание 3. Вставьте пропущенное слово.

С перенесением ударения меняется ………………. слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

«Ударение. Постановка ударения в двухсложных и трёхсложных словах».

Конспект урока в 3 классе (коррекционное обучение), 8 вид....

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...