Ударение
учебно-методический материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Ударение
- Приветствие
- Организационный момент
Ноги прямо я поставлю,
Локоточки разведу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
- Работа по теме. Работа в паре.
Перед вами картинки. Рассмотрите, и сравните:
- А одинаковые ли предметы называют эти слова? (Нет, разные.)
Кружки – это посуда,
кружки – геометрические фигуры.
- А произносятся эти слова одинаково? Послушайте. (Произносятся по-разному.)
- Что такое ударение;
- Какую роль играет ударение.
- В каких словах ставится ударение.
- А теперь давайте выясним, какую роль играет ударение.
- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове?
- Давайте проверим, так ли это.
- Физминутка.
- Если в слове первый слог ударный - выполняем наклон влево, если второй слог - наклон вправо, если третий - приседаем: зебра, медведь, жираф, крокодил, пантера, заяц, кенгуру, тюлень, белка, косуля, черепаха, страус, бегемот, гиппопотам.
- Задание 1. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым написанием, но различным значением, запишите парами. Поставьте ударение. Почему изменилось значение этих слов?
Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В магазине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром — основа для приготовления пирожного бизе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород забрались козлы. Строители принесли козлы.
Задание 2. Прочитайте предложения. В выделенных словах поставьте ударение.
Строительные козлы забрызганы побелкой. Дикие козлы живут в горах. На клумбе распустился фиолетовый ирис. Ирис — любимые конфеты детей. Фокусник сделал один хлопок и появился белый голубь. В Средней Азии выращивают хлопок. Ворона меньше ворона. Плохая дорога утомила путников. Нам дорога каждая минута.
Задание 3. Правильно прочитайте слова. С каждый словом придумайте предложение:
1) Скачки — скачки;
2) вычитал — вычитал;
3) кружки — кружки;
4) орган — орган;
5) плачу — плачу;
6) таю — таю.
7) капали-капали
Задание 4. Прочитайте стихотворения. Правильно ли поставлено ударение в словах, данных в скобках? Если нет, исправьте. Выпишите предложения с этими словами.
Скорей, сестра, на рыб взгляни. Попались на крючок они! В ведёрко руку (окуни), Не бойся — это (окуни).
На двери (замка) нет (замка). Косит) косец, а зайчишка (косит), (Трусит) трусишка, а ослик (трусит). | Серая (ворона) черного (ворона) Утром ругала, присев на сучок. Новость о том разнесли на все стороны Сплетницы-кумушки (сорок сорок). |
Задание 5. Послушайте предложение. Назовите слова схожие по написанию: Солнце село за село.
- Спишите слова и поставьте ударение. Составьте предложения из этих слов
заплачу-заплачу
пропасть-пропасть
пары-пары
стрелки-стрелки
мука-мука
гвоздики-гвоздики
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Ударение»
Задание 1. Прочитайте стихотворения. Правильно поставьте ударение в словах, данных в скобках.
Скорей, сестра, на рыб взгляни. Серая (ворона) черного (ворона)
Попались на крючок они! Утром ругала, присев на сучок.
В ведерко руку (окуни), Новость о том разнесли на все стороны
Не бойся — это (окуни). Сплетницы-кумушки (сорок сорок).
На двери (замка) нет (замка).
Косит) косец, а зайчишка (косит),
(Трусит) трусишка, а ослик (трусит).
Задание 2. Поставьте ударение в выделенных словах.
Наше село окружают леса. Школа стоит возле самого леса. В лесах растут огромные сосны. Осенью возле каждой сосны найдешь гриб. Осенью грачи улетают на юг, но не все. Иногда зимой тоже можно увидеть грачей. Они живут вместе с воронами. Сядет стая ворон на дорогу, а с ними — грач. Хорошо летом в лесу. Идешь по лесу, шумят высокие сосны. Красуются кудрявые берёзы. Дуб раскинул свои ветки. Краснеет земляника.
Задание 3. Вставьте пропущенное слово.
С перенесением ударения меняется ………………. слова
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Ударение»
Задание 1. Прочитайте стихотворения. Правильно поставьте ударение в словах, данных в скобках.
Скорей, сестра, на рыб взгляни. Серая (ворона) черного (ворона)
Попались на крючок они! Утром ругала, присев на сучок.
В ведерко руку (окуни), Новость о том разнесли на все стороны
Не бойся — это (окуни). Сплетницы-кумушки (сорок сорок).
На двери (замка) нет (замка).
Косит) косец, а зайчишка (косит),
(Трусит) трусишка, а ослик (трусит).
Задание 2. Поставьте ударение в выделенных словах.
Наше село окружают леса. Школа стоит возле самого леса. В лесах растут огромные сосны. Осенью возле каждой сосны найдешь гриб. Осенью грачи улетают на юг, но не все. Иногда зимой тоже можно увидеть грачей. Они живут вместе с воронами. Сядет стая ворон на дорогу, а с ними — грач. Хорошо летом в лесу. Идешь по лесу, шумят высокие сосны. Красуются кудрявые берёзы. Дуб раскинул свои ветки. Краснеет земляника.
Задание 3. Вставьте пропущенное слово.
С перенесением ударения меняется ………………. слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...
Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение ставить ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...
Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...
«Ударение. Постановка ударения в двухсложных и трёхсложных словах».
Конспект урока в 3 классе (коррекционное обучение), 8 вид....
Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...
Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»
Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель : Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...
занятие по русскому языку ( с элементами исследования) Ударение. Роль ударения в слове. Омографы. 5 класс 2015г
Ударение. Роль ударения в слове. Омографы. 5 класс 2015г...