Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников.
консультация по логопедии (1 класс) на тему
Цель данной статьи привлечь внимание учителей начальных классов и родителей к недостаткам письменной речи у младших школьников. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость по русскому языку и чтению. Показать какие специфические ошибки допускают учащиеся в письменных работах и при чтении. Рекомендовать учителям и родителям дидактические игры способствующие формированию фонетико-фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонетико-фонематического восприятия у младших школьников.
В течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступающих в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико–фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.
В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка.
1) пропуск гласных и согласных букв
2) перестановка букв, лишние буквы
3) пропуск слогов, лишние слоги
4) замена гласных в ударном положении
5) замена йотированных гласных
6) замена согласных
7) обозначение твердости-мягкости согласных на письме гласными
8) обозначение мягкости при помощи Ь
9) не дописывание слов
10) замена слов, искажение слов
11) раздельное и слитное написание слов, предлогов.
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико– артикуляционное сходство. В устной речи не дифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Применительно к письму в подобных случаях мы обнаруживаем смешение букв, но не замену, что означало бы полное исключение из письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал другую букву. Это может иметь место при:
- нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;
- нечётком различении звуков, имеющих акустико - артикуляционное сходство.
По акустическо – артикуляционному сходству обычно смешиваются следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабилизованные гласные; сонорные; свистящие; шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так с любым из своих компонентов. Приведу примеры таких ошибок:
Звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции:
Д - Т - «тавно», «деди», «медёт вьюга», «итут домой».
З - С - «кослик», «вазилёк», «звою сумку».
Б - П - «попеда», «бодарил», «балатка».
Ж - Ш - «ужибла», «шдёт», «кружился снешок».
Г - К – «клавный», «кокда», «грглый».
В - Ф – «портвель», «ворточка», «фьюга».
Лабилизованные гласные:
О - У – «дедошка», «звенит рочей», «по хрупкуму льду».
Ё - Ю – «клёква», «тюплый», «висело ружью».
Заднеязычные:
Г- К - Х – «черёмука», «колгоз», «за голмом».
Сонорные:
Р - Л – «хородный», «провеляр», «крюч», «лабота».
Й - Л – «тут бывалет и солька» - тут бывает и сойка…
Свистящие и шипящие:
С - Ш – «шиски», «шушим», «гнёздыско».
З - Ж – «жажгли», «скажал», «зелезо».
С - Щ – «нещёт», «сенок», «сётка».
Аффрикаты:
Ч - Щ – «стущал», «роча», «хичный».
Ч - Ц – «сквореч», «граци», «чапля».
Ч - Т – «черчит», «утитель», «Жутька».
Ц - Т – «пцицы», «цвецет», «Пеця».
Ц - С – «рельцы», «куриса», «улиса».(3,29)
1) пропуск гласных и согласных букв
2) перестановка букв, лишние буквы
3) пропуск слогов, лишние слоги
4) замена гласных в ударном положении
5) замена йотированных гласных
6) замена согласных
7) обозначение твердости-мягкости согласных на письме гласными
8) обозначение мягкости при помощи Ь
9) не дописывание слов
10) замена слов, искажение слов
11) раздельное и слитное написание слов, предлогов.
У детей с ФФН речи может быть нарушено и чтение, так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:
1) пропуск букв, слогов, слов, предлогов;
2) замена и перестановка букв, слогов;
3) «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
4) не дочитывание окончаний слов;
5) искажение слов;
6) добавление лишних букв, слогов, слов;
7) «угадывание» слов (2,42)
Практика показывает, что ребёнка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической практики коррекции речи не утратили своей актуальности.
В связи с этим можно рекомендовать учителям использовать на уроках обучения грамоте и русского языка следующие дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия.
«У кого хороший слух»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Ход игра. Учитель показывает картинку и называет её. Ученики хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же.
«Какой звук чаще слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Ход игры. Учитель произносит стихотворение, а ученики хором называют звук, который чаще всего слышали.
Примерный материал. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Ученик учил уроки - у него в чернилах щеки.
Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.
«Поезд»
Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры. Учитель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям-ребятам, но не могут понять, кто, где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из 3 звуков, во второй - из 4 звуков, а в третий – из 5 звуков». По вызову учителя выходит ученик, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь тогда, если все животные правильно займут свои места.
Примерный материал. Волк, слон, тигр, мышка, ослик, лось, кабан, бык, кот, лиса, гусь.
«Где наш дом»
Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Ход игры. Каждый ученик, выйдя к доске, берет картинку, называет её, определяет наличие звука (С или Ш), вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
Примерный материал. Шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, слон, собака, шапка, стол.
«Цепочка слов».
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того же звука, которым заканчивается предыдущее слово.
«Рыбалка»
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Дается установка: «поймать» слова со звуком Л (и другими).
Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
«Найди ошибку»
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ. Профилактика дисграфии.
Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.
«Незнайка с кармашком».
Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговой анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (один ребенок показывает указкой, остальные читают хором). Можно в кармашек вставлять слоговую (звуковую) схему слова, а вокруг вывешивать различные картинки или слова. Дети должны выбрать слова соответствующие схеме.
«Речевое лото»
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.
«Кто больше?»
Цель: развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Ход игры. Каждому из учеников дается одна из пройденных букв. Учитель показывает картинку, ученики называют изображенный предмет. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает, набравший большее количество фишек.
Ценность занимательных дидактических игр заключается в том, что на их материале учитель может развивать фонетико-фонематические процессы, отрабатывать скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Такие игры способствуют снятию напряжения и страха при письме, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Итак, своевременное выявление детей с ФФН речи и правильно организованная работа с ними в тесном сотрудничестве логопеда. Учителя и родителей имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы. В комплексе все это позволяет повысить успеваемость детей по русскому языку и чтению, помогает ребёнку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.
Список литературы:
1. Аксёнова А.К, Якубовская Э..В. «Дидактические игры по русскому языку 1-4 классов» с.10-17.
2. Жовницкая О.Н. «Начальная школа» №11 2001 год «Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников» с.43-44
3. Садовникова И..Н. «Нарушение письменной речи и их преодаление у младших школьников» Москва «Владос» 1997 год с.28-29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития
В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....
Методические рекомендации по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников
При коррекционной работе по формированию фонетико-фонематической стороны речи учитывались различные педагогические принципы (общедидактические принципы, принцип наглядности и другие). Большое значение...
03. Развитие фонетико-фонематического восприятия у младших школьников
Контингент учащихся начальных классов за последние годы претерпел значительные изменения. У большинство учащихся 1 класса отмечается нарушение речи, которое проявляется в нарушение звукопроизношения; ...
статья "Развитие фонетико-фонематического восприятия у младших школьников"
Статья предназначена для учителей-логопедов, в ней представлены упражнения для развития фонетико-фонематического восприятия младших школьников...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....