Консульация для рорителей "Совершенствование речевого развития младших школьников"
консультация по логопедии (1 класс) на тему
В консультации подобраны рекомендации по совершенствованию лексико - грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_infourok.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей, дети которых обучаются в 1-2 классе.
Тема: «Совершенствование речевого развития младших школьников».
Цель: привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию речи младших школьников, помочь им своевременно разобраться и вооружить их необходимым и доступным материалом для развития речи детей, способствовать осознанию родителями того, что только совместными усилиями можно добиться высоких результатов при обучении детей.
Содержание:
I. Вступительное слово. Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. Научить детей чётко, верно выговаривать звуки речи, грамотно писать и правильно читать - задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее сверстников и делать самые невероятные, с точки зрения родителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы (чсы - часы), писать все слова или предлоги со словом слитно, из одного слова сделать два (ок и но - окно) и т.п. К сожалению, многие родители относят эти ошибки к невнимательности. Если родителям такого ребёнка порекомендовать больше писать диктантов, то для первоклассника, да и для родителей наступает трудный период. У ребёнка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, необходимо проанализировать ошибки школьника. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушен процесс письма. Родителям необходимо обратиться на консультацию к учителю-логопеду. В плане расширения словарного запаса и формирования грамматического строя речи можно использовать различные приёмы и упражнения, и в этом родители могут помочь своему ребёнку сами.
II. Рекомендации по совершенствованию речевого развития первоклассников.
1. Игра «Весёлый счёт». Направлена на формирование у ребёнка умений правильно согласовывать имена существительные с числительными. Ребёнку предлагают посчитать слова-предметы, или существительные в сочетании с именами прилагательными. Особое внимание уделяется отработке окончаний имён существительных и прилагательных. Например, 1 рыба, 2 рыбы, 3 рыбы, 4 рыбы, 5 рыб, 6 рыб, и т.д.; 1 смелый солдат, 2 смелых солдата, 3 смелых солдата, 4 смелых солдата, 5 смелых солдат, 6 смелых солдат, и т.д.
2. Игра «Один - много». Направлена на формирование умений образовывать множественное число существительных. Показать разные случаи образования множественного числа слов.
Образование форм множественного числа можно разделить на 3 группы: первая группа - образование множественного числа с полным сохранением основы слова (кукла - куклы). Вторая группа - образование множественного числа с выпадением гласного звука в корне слова (носок - носки). Третья группа - образование множественного числа с чередованием согласных (ухо - уши). На изучение этой группы следует обратить особое внимание, поскольку она самая сложная для запоминания. Трудные случаи образования множественного числа (тигрёнок - тигрята). Слова исключения не имеющие множественного числа (асфальт, бензин, метро, пальто, сахар, молоко, какао, кофе, и др.). Слова, имеющие только множественное число (брюки, ворота, ножницы, часы, очки, санки и т. д.). Упражнения с детьми необходимо продолжать до тех пор, пока образование множественного числа не будет прочно усвоено детьми.
3. Образование имён существительных при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов.
Стол - столик; Рука - ручища;
ключ - ключик; волк - волчище;
книга - … . книга - … .
4. Образование имён существительных при помощи ласкательных суффиксов.
заяц - заинька;
кошка - кошечка;
лиса - лисонька; … .
5. Образование названий детёнышей животных.
Образование названий детёнышей животных можно разделить на 3 группы:
1). Случаи, где основа слова сохраняется в неизменном виде (у слона - слонёнок, у мыши - мышонок).
2). Случаи, где происходит чередование согласных в корне слова (у медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок).
3). Случаи, с совершенно другой основой слова (у коровы - телёнок, у лошади - жеребёнок).
6. Образование наименований предметов.
Внимание ребёнка следует сосредоточить на том, как с помощью одних и тех же суффиксов образуются слова, указывающие на лицо (школа - школьник) или на предмет (чай - чайник).
7. Образование родственных слов.
8. Образование новых слов при помощи приставок.
Погода - непогода;
удача - неудача; … .
9. Согласование имён существительных с именами прилагательными, глаголами, наречиями в роде.
Очень часто у младших школьников западает согласование в среднем роде (Бабочка надела бальная платья. (Рассуждения ребёнка: «Платья носят девочки, значит, слово платье будет женского рода. Слово бальная, будет зависимым от слова платья, а значит тоже будет женского рода.)). Трудные случаи определения рода:
кофе - напиток → мужской род (сейчас и средний род);
пони - конь → мужской род;
кенгуру - зверь→ мужской род; … .
Общий род: замарашка, рёва, ябеда, умница, соня, … .
10. Подбор слов, близких по смыслу к словосочетанию или высказыванию.
В результате такой работы дети приобретают навык точного словоупотребления в зависимости от контекста, что придаёт их речи лёгкость, меткость и образность. Так же дети учатся понимать смысл загадок.
Волк и заяц - животные, враги.
Галя и Люда - девочки, подруги, школьницы.
Сосуд, в котором кипятят воду для чая - чайник.
11. Употребление предлогов.
Часто дети в устной речи употребляют мало предлогов или смешивают их с другими. Например, наиболее часто ученики пропускают предлоги в, на, к и др., предлог из заменяют предлогом с (пришёл со школы, вернулась с магазина). Сложные предлоги из-за, из-под заменяются предлогом из (мышь выскочила из пола, машина выехала из дома и т.п.).
Вначале работы над предлогами необходимо отработать понимание их пространственного значения, а затем и другие значения.
Можно ознакомить детей с условным обозначением предлогов в виде схем. Можно использовать такой демонстрационный набор:
В (доме) - где? На (столе) Под (стулом)
Над (лесом) Из (дома) В (дом) - куда?
Через (забор) По (полю) От (стены)
Вдоль (забора)
До (двери) Перед, у, возле, За (за домом -
около где? За домом -
куда?)
К (лесу) Из - под Из - за
12. Падежное управление
Задавая падежные вопросы, просим ребёнка изменять существительные. Обращаем внимание на окончание слов.
Есть (кто?) кошка, (что?) пень.
Нет (кого?) кошки, (чего?) пня. … .
Аналогично работаем со словосочетанием:
Есть (кто?) храбрый солдат, (что?) синее одеяло.
Нет (кого?) храброго солдата, (чего?) синего одеяла. … .
13. Образование глаголов:
1). Кто как ест?
Корова траву щиплет.
лошадь сено жуёт.
Курица зерно клюёт. … .
2). Глаголы, отражающие характер движения:
бежать - мчаться;
пришёл - приплёлся; … .
3). Глаголы, обозначающие нарастание действий:
Шепчет - говорит - кричит;
Идёт - бежит - мчится. … .
4).Образование глаголов при помощи приставок:
выходит из дома - входит в класс;
отходит от стула - к стулу подходит, обходит. … .
5). Приставочные глаголы, противоположного значения:
подошёл - отошёл;
зашёл - вышел. … .
6). Согласование имён существительных с глаголами, особенно в роде:
солнце светило, лампа светила, фонарь светил.
14. Словообразование прилагательных.
Имя прилагательное обозначает признак предмета
- по цвету (красный, синий, …);
- по форме (круглый, квадратный);
- по вкусу (сладкий, кислый);
- по запаху (цветочный);
- по размеру (большой, маленький);
- по материалу, из которого сделан предмет (стеклянный, железный);
- по скорости (быстрый, медленный);
- по характерным особенностям (храбрый, хитрый, ловкий).
Краткие прилагательные (весела, весел, веселы).
В работе с прилагательными полезно использовать такие упражнения:
1). Охарактеризуй предмет по возможно большему числу признаков.
Малина | По цвету | По вкусу | По размеру |
По месту, где она выросла | |||
2). Словесное рисование:
волна солнечный зайчик
Какая? | На что (кого) похожа? Что ещё такое же? | Какой? | На что (кого) похож? Что ещё такое же? | |
Упругая Прохладная Ласковая Плещущаяся Бегущая | как порыв ветра как глоток воды как котёнок как утка как лавина и так далее | Быстрый Яркий Ослепительный Неуловимый Неустойчивый | как ветер как луч прожектора как белый снег как тень как маленький щенок и так далее |
3). Художники сами - рисуем словами. Последовательность шагов:
1. Рассматриваем, изучаем рисунок (следует заранее подготовит несколько разных рисунков, картинок, открыток или фотографий).
2. Придумываем, какими «красками» - словами - можно «написать» эти картинки. Отвечаем на вопросы таблицы.
3. После составления таблицы - опоры читаем народные загадки о явлении (объекте).
4. Читаем короткие занимательные истории о явлении (объекте).
туча
Какая? | На что (кого) похожа? | Что делает? | Чем отличается? |
Белая Чёрная Мягкая Лёгкая Величавая Парящая Молочная | как вата как ночь как подушка как пух как небо как птица как туман как корабль как самолёт как великанша как дым | плывёт летит плачет закрывает солнце | да в руки не возьмёшь да при ясном солнце да голову не положишь да высоко в небе да движется да без крыльев да высоко в небе да не по волнам да бесшумно да не всхлипывает да глаза не ест |
Таким образом, совершенствуя грамматический строй речи, расширяя словарный запас младших школьников, мы развиваем их речь и готовим хорошую базу для формирования их самостоятельной письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников
Цель кусра: создание условий для становления личности младшего школьника, коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соот...
Речевое развитие младших школьников
Презентация и доклад для выступления...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"
Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...
Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....
Мультипликация как средство развития познавательного и речевого развития младших школьников
С введением ФГОС в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Мул...
Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"
В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....