Логопедическое домино по теме Безударные гласные в корне слова
статья по логопедии на тему

Судак Ирина Анатольевна

Представляю статью, опубликованную в научно-методическом журнале "Логопед" издательства "Сфера" № 1, 2016 год в полном объёме. Даётся описание дидактического пособия, которое называется "Домино по теме "Безударные гласные в корне слова" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logopedicheskoe_domino_po_teme_bezudarnye_glasnye_.docx136.87 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое домино по теме «Безударные гласные в корне слова»

Фамилия, имя, отчество: Судак Ирина Анатольевна

Учащиеся, имеющие ЗПР и ТНР характеризуются низким уровнем сформированности словарного запаса, функций словоизменения и словообразования, неустойчивостью внимания и недостаточной памятью. Это сказывается не только на усвоении программного материала по русскому языку, но и на формировании мотивационного компонента. Поэтому в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ЗПР или ТНР, педагогу приходится искать не только занимательный материал, но и занимательные формы работы, привлекающие детей к неоднократной работе с материалом для его запоминания и закрепления. Форма логопедического домино известна с использованием предметных картинок и широко распространена в работе логопеда и дефектолога. Предлагаю форму логопедического домино использовать и в других видах работ, в отработке речевых навыков при словоизменении. Неоднократное использование данного пособия способствует закреплению речевых навыков, повышению мотивации к логопедическим занятиям по темам «Безударные гласные» и другим.

Возрастная группа: учащиеся со 3 по 6 класс общеобразовательной школы, обучающиеся по общеобразовательной программе, по адаптированным образовательным программам для детей с тяжёлыми нарушением речи, ЗПР.

Цель пособия: контроль уровня усвоения способов подбора проверочных слов по теме «Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова».

Задачи:

- развивать функцию словоизменения;

- упражнять в подборе проверочных слов в занимательной форме.

Оборудование: карточки небольшого размера (примерно 4*4 см), разделённые пополам по горизонтали чертой. В верхней части написана буква, вставляемая в слово на предыдущей карточке. В нижней части написано новое слово с пропущенной проверяемой буквой (безударная гласная в корне слова). В первой игровой карточке верхняя часть пустая, только внизу написано слово с  пропущенной проверяемой буквой, в последней игровой карточке написана только вставляемая буква в верхней части, а нижняя часть карточки остаётся пустой.

Содержание игры:

- задать учащимся способ проверки (изменение числа существительного или изменение слов по образцу);

- раздать карточки «Домино»;

- учащиеся в парах, индивидуально или в подгруппе выкладывают по вертикали сверху вниз карточки  игрового «Домино», подставляя к слову с пропущенной буквой нужную букву, проверяя слово по заданному способу проверки.

- этап самопроверки;

- этап взаимопроверки: при индивидуальной работе взаимопроверка, при парной и подгрупповой – группы или пары меняются местами для взаимопроверки.

Методические рекомендации:

      - Форма работы: индивидуальная, парная  или  подгрупповая.

- Задание: по заданному способу проверки изменить слово (устно), узнать, какой звук слышится в проверочном слове на месте пропущенной буквы, и подобрать соответствующую карточку с нужной буквой в верхней части карточки.  Инструкция даётся поэтапно с показом выполнения.

- для учащихся, не изучавших понятия «существительное», «глагол», способ проверки демонстрируется с помощью образца изменения слова.

- Требуется  обязательная предшествующая работа: освоение способов проверки в письменной форме с выделением корня, постановкой ударения, наблюдением за его изменением, выделением орфограммы. [1, с. 210]

- «Логопедическое домино» составляется на каждый способ проверки. Подобное «Логопедическое домино» можно составить и по другим изучаемым орфограммам, например, «Парная согласная», «Словарные слова» и другие.

- Данное пособие позволяет детям с ОНР и ЗПР освоить основные способы подбора проверочных слов, развивать лексико-грамматический строй речи. Организация работы по данным темам в форме занимательной игры позволяет повысить мотивацию детей к занятиям, облегчает выполнение дидактической задачи, что создает ситуацию успеха.

- Карточки в «Логопедическом домино» могут располагаться в разной последовательности, что позволяет создавать ситуацию новизны и использовать каждый вариант домино неоднократно.

Варианты способов проверки:

1) изменение формы слова:

     а) поставить существительное  из формы единственного числа в форму мн.ч.

     б) поставить существительное из формы множественного числа  в форму ед.ч.

2) перевод из одной части речи в другую по образцу (глагол – в существительное);

3) изменить значение слова:  образовать уменьшительно-ласкательное значение слова (инструкция: «Назвать ласково»);

4) изменить время глагола по образцу (вчера «платил» – сегодня «плАтит» или наоборот – сегодня «везёт» - вчера «вёз»)

     Пример 1 варианта «Логопедического домино».

Способ проверки: существительное в форме единственного числа поставить в форму множественного числа по образцу: «нога – нОги». Образец демонстрирует устно или на доске учитель-логопед/учитель. (Рисунок 1)

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\домино 3.jpg

Рисунок 1.

Пример 2 варианта «Логопедического домино».

Способ проверки: существительное в форме множественного числа поставить в форму единственного числа по образцу: «часы- чАс». Образец демонстрирует устно или на доске учитель-логопед/учитель. (Рисунок 2)

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\домино 3.jpg

Рисунок 2.

Предшествующая работа

  1. Записать слова во множественном числе. Вставить пропущенную букву. Во всех словах выделить корень и поставить  ударение.

Цель: демонстрация способа проверки безударной гласной в корне слова путём изменения числа имени существительного.

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок 3.jpg

Рисунок 3.

  1. Записать слова в единственном  числе. Вставить пропущенную букву. Во всех словах выделить корень и поставить  ударение.

Цель: демонстрация способа проверки безударной гласной в корне слова путём изменения числа имени существительного.

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок 4.jpg

Рисунок 4.

  1. Вставить букву в перфокарте, изменив слово в соответствии с заданием.

Цель: демонстрация способа проверки безударной гласной в корне слова путём изменения времени глагола.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\статья 2 !!\статья Логопедическое домино в журнал логопед\Рисунок 5.jpg

Рисунок 5.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\статья 2 !!\статья Логопедическое домино в журнал логопед\Рисунок 6.jpg

Рисунок 6.

  1. Вставить букву в перфокарте, изменив слово в соответствии с заданием.

Цель: демонстрация способа проверки безударной гласной в корне слова путём перевода из одной части речи в другую (глагол – в существительное). Не  обязательно оперировать понятиями «глагол» и «существительное». Учащиеся, не изучавшие данные понятия или затрудняющиеся в их определении, могут выполнять задание по образцу.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\статья 2 !!\статья Логопедическое домино в журнал логопед\Рисунок 7.jpg

Рисунок 7.

Использованная литература:

  1. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». Москва, «Владос», 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс_Самостоятельная работа по темам_Безударные гласные в корне слова_Парные согласные в корне слова

2 класс. Самостоятельная работа по темам "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные в корне слова"....

Конспект логопедического занятия по теме: «Безударные гласные в корне слова»

Конспект логопедического занятия по теме:«Безударные гласные в корне слова»...

Развитие слого-ритмической структуры слова как пропедевтический этап работы над темой: “Безударные гласные в корне слова”

Данная  методическая разработка направлена на развитие слого-ритмической структуры слова как подготовительного этапа к теме безударных гласных в корне слова....

Конспект логопедического заниятия на тему: "Безударные гласные в корне слова"

Безударные гласные в корне слова. Закрепление лексики на тему «Зима»....