Логопедическое домино по теме Безударные гласные в корне слова
статья по логопедии на тему
Представляю статью, опубликованную в научно-методическом журнале "Логопед" издательства "Сфера" № 1, 2016 год в полном объёме. Даётся описание дидактического пособия, которое называется "Домино по теме "Безударные гласные в корне слова" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_logopedicheskoe_domino_po_teme_bezudarnye_glasnye_.docx | 136.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое домино по теме «Безударные гласные в корне слова»
Фамилия, имя, отчество: Судак Ирина Анатольевна
Учащиеся, имеющие ЗПР и ТНР характеризуются низким уровнем сформированности словарного запаса, функций словоизменения и словообразования, неустойчивостью внимания и недостаточной памятью. Это сказывается не только на усвоении программного материала по русскому языку, но и на формировании мотивационного компонента. Поэтому в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ЗПР или ТНР, педагогу приходится искать не только занимательный материал, но и занимательные формы работы, привлекающие детей к неоднократной работе с материалом для его запоминания и закрепления. Форма логопедического домино известна с использованием предметных картинок и широко распространена в работе логопеда и дефектолога. Предлагаю форму логопедического домино использовать и в других видах работ, в отработке речевых навыков при словоизменении. Неоднократное использование данного пособия способствует закреплению речевых навыков, повышению мотивации к логопедическим занятиям по темам «Безударные гласные» и другим.
Возрастная группа: учащиеся со 3 по 6 класс общеобразовательной школы, обучающиеся по общеобразовательной программе, по адаптированным образовательным программам для детей с тяжёлыми нарушением речи, ЗПР.
Цель пособия: контроль уровня усвоения способов подбора проверочных слов по теме «Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова».
Задачи:
- развивать функцию словоизменения;
- упражнять в подборе проверочных слов в занимательной форме.
Оборудование: карточки небольшого размера (примерно 4*4 см), разделённые пополам по горизонтали чертой. В верхней части написана буква, вставляемая в слово на предыдущей карточке. В нижней части написано новое слово с пропущенной проверяемой буквой (безударная гласная в корне слова). В первой игровой карточке верхняя часть пустая, только внизу написано слово с пропущенной проверяемой буквой, в последней игровой карточке написана только вставляемая буква в верхней части, а нижняя часть карточки остаётся пустой.
Содержание игры:
- задать учащимся способ проверки (изменение числа существительного или изменение слов по образцу);
- раздать карточки «Домино»;
- учащиеся в парах, индивидуально или в подгруппе выкладывают по вертикали сверху вниз карточки игрового «Домино», подставляя к слову с пропущенной буквой нужную букву, проверяя слово по заданному способу проверки.
- этап самопроверки;
- этап взаимопроверки: при индивидуальной работе взаимопроверка, при парной и подгрупповой – группы или пары меняются местами для взаимопроверки.
Методические рекомендации:
- Форма работы: индивидуальная, парная или подгрупповая.
- Задание: по заданному способу проверки изменить слово (устно), узнать, какой звук слышится в проверочном слове на месте пропущенной буквы, и подобрать соответствующую карточку с нужной буквой в верхней части карточки. Инструкция даётся поэтапно с показом выполнения.
- для учащихся, не изучавших понятия «существительное», «глагол», способ проверки демонстрируется с помощью образца изменения слова.
- Требуется обязательная предшествующая работа: освоение способов проверки в письменной форме с выделением корня, постановкой ударения, наблюдением за его изменением, выделением орфограммы. [1, с. 210]
- «Логопедическое домино» составляется на каждый способ проверки. Подобное «Логопедическое домино» можно составить и по другим изучаемым орфограммам, например, «Парная согласная», «Словарные слова» и другие.
- Данное пособие позволяет детям с ОНР и ЗПР освоить основные способы подбора проверочных слов, развивать лексико-грамматический строй речи. Организация работы по данным темам в форме занимательной игры позволяет повысить мотивацию детей к занятиям, облегчает выполнение дидактической задачи, что создает ситуацию успеха.
- Карточки в «Логопедическом домино» могут располагаться в разной последовательности, что позволяет создавать ситуацию новизны и использовать каждый вариант домино неоднократно.
Варианты способов проверки:
1) изменение формы слова:
а) поставить существительное из формы единственного числа в форму мн.ч.
б) поставить существительное из формы множественного числа в форму ед.ч.
2) перевод из одной части речи в другую по образцу (глагол – в существительное);
3) изменить значение слова: образовать уменьшительно-ласкательное значение слова (инструкция: «Назвать ласково»);
4) изменить время глагола по образцу (вчера «платил» – сегодня «плАтит» или наоборот – сегодня «везёт» - вчера «вёз»)
Пример 1 варианта «Логопедического домино».
Способ проверки: существительное в форме единственного числа поставить в форму множественного числа по образцу: «нога – нОги». Образец демонстрирует устно или на доске учитель-логопед/учитель. (Рисунок 1)
Рисунок 1.
Пример 2 варианта «Логопедического домино».
Способ проверки: существительное в форме множественного числа поставить в форму единственного числа по образцу: «часы- чАс». Образец демонстрирует устно или на доске учитель-логопед/учитель. (Рисунок 2)
Рисунок 2.
Предшествующая работа
- Записать слова во множественном числе. Вставить пропущенную букву. Во всех словах выделить корень и поставить ударение.
Цель: демонстрация способа проверки безударной гласной в корне слова путём изменения числа имени существительного.
Рисунок 3.
- Записать слова в единственном числе. Вставить пропущенную букву. Во всех словах выделить корень и поставить ударение.
Цель: демонстрация способа проверки безударной гласной в корне слова путём изменения числа имени существительного.
Рисунок 4.
- Вставить букву в перфокарте, изменив слово в соответствии с заданием.
Цель: демонстрация способа проверки безударной гласной в корне слова путём изменения времени глагола.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
- Вставить букву в перфокарте, изменив слово в соответствии с заданием.
Цель: демонстрация способа проверки безударной гласной в корне слова путём перевода из одной части речи в другую (глагол – в существительное). Не обязательно оперировать понятиями «глагол» и «существительное». Учащиеся, не изучавшие данные понятия или затрудняющиеся в их определении, могут выполнять задание по образцу.
Рисунок 7.
Использованная литература:
- Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». Москва, «Владос», 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова», «Разделительный ъ и ь знаки», «Большая буква в именах собственных», «Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши».
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласн...
Урок закрепление по русскому языку. Тема: Безударные гласные в корне слова, непроизносимые, непроверяемые, парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Урок по русскому языку по программе "Планета знаний"...
Презентация к уроку по русскому языку. Тема: Безударные гласные в корне слова, непроизносимые, непроверяемые, парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Презентация к уроку....
2 класс_Самостоятельная работа по темам_Безударные гласные в корне слова_Парные согласные в корне слова
2 класс. Самостоятельная работа по темам "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные в корне слова"....
Конспект логопедического занятия по теме: «Безударные гласные в корне слова»
Конспект логопедического занятия по теме:«Безударные гласные в корне слова»...
Развитие слого-ритмической структуры слова как пропедевтический этап работы над темой: “Безударные гласные в корне слова”
Данная методическая разработка направлена на развитие слого-ритмической структуры слова как подготовительного этапа к теме безударных гласных в корне слова....
Конспект логопедического заниятия на тему: "Безударные гласные в корне слова"
Безударные гласные в корне слова. Закрепление лексики на тему «Зима»....